Словарь используемых психологических терминов
Активное воображение— метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т. п.) с помощью определенной формы самовыражения. Цель активного воображения: дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности Анимы/Анимуса и Тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. Даже если конечные продукты — рисунки, живопись, графика, скульптура, танец, музыка и т. п. — не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания. Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта. Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия, помимо пассивного обозревания самих образов, включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки к позиции суждения.
Аналитическая психология — теория личности К.-Г. Юнга, в которой большое значение придается противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.
Арт-терапия — метод психологической работы, использующий возможности визуального искусства: живописи, графики, скульптуры, дизайна, либо таких форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видео-арт, компьютерное творчество, перформанс и др.) для достижения положительных изменений на пути развития личности.
Арт-педагогика — синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного воспитания детей с недостатками развития и вопросов формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
Архетип (от греч. агсhetypos — первообраз) — суть, форма и способ связи образов, наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой культуры и взаимопонимание людей. Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, предрасполагают человека к переживанию определенных чувств или мышлению определенным образом относительно данного объекта или ситуации.
Бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Создатель теории психоанализа З. Фрейд считал, что бессознательное — это аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания. В аналитической теории личности К.-Г. Юнга рассматривается сущность коллективного и личного бессознательного.
Герой — архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей. Мифологический мотив Героя соотносится с бессознательной самостью человека, а сам Герой выступает как «квази-человеческое существо», символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу. Целью Героя является обретение сокровища, принцессы, кольца, эликсира жизни и т. д. Психологически все эти обретения выступают метафорами подлинных чувств и уникального человеческого потенциала. В женской психологии путешествие Героя изживается путем земных подвигов Анимуса или с помощью проекции через партнера-мужчину[*].
Личность — человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество человека, формирующееся в совместной деятельности и общении, определяемое включенностью личности в общественные отношения.
Мандала — магический круг (архетипический образ самости). Мандалы могут обнаруживаться в процессе анализа в сновидениях или различных изображениях (рисунке, пластике, архитектуре).
Метафора — образное выражение понятия или ситуации в переносном смысле, определение и изучение одного путем обращения к образу другого; метафора прямо или косвенно соотнесена с действительным миром, углубляет понимание реальности и ее свойств, используется как сознательный литературный или терапевтический прием. Метафора может быть не только названа, но и изображена.
Развитие личности — процесс формирования личности как социального качества человека в результате его социализации и воспитания.
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своего таланта, своих способностей; бесконечный процесс, характеризующийся развитием личности при каждой возможности. Характеристиками самоактуализирующихся людей являются эффективное восприятие реальности и комфортабельные отношения с ней, принятие себя, других людей и окружающей природы, спонтанность, простота и естественность и т. д. По А. Маслоу самоактуализация освобождает человека от недостатков его роста, от невротических или инфантильных, выдуманных, ненужных и нереальных жизненных проблем и, таким образом, предоставляет ему возможность обратиться к реальным проблемам и справиться с ними, если под последними понимать неотъемлемые и выражающие человеческую суть проблемы бытия, проблемы в экзистенциальном смысле слова, то есть проблемы, не имеющие однозначного решения.
Самоконтроль — осознание и оценка человеком собственных действий, психических процессов и состояний.
Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самосознание — осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Оно помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира
Символ — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Символ следует отличать от знака.
Приложение. Анкета оценки отношения менеджера к арт-терапии и своему психологическому здоровью (Н. Е. Пурнис)
Пожалуйста, оцените в баллах проделанную работу на тренинге от 1 до 7 баллов (низшая оценка — 1 балл, высшая — 7 баллов).
1. Важность знаний, полученных в арт-терапевтической программе ...............
2. Полезность полученных знаний……………………………………………….
3. Новизна полученной информации…………………………………………….
4. Насколько полученная информация будет применяться вами на практике
Опишите
5. Ожидания до тренинга………………………………………………………
6. Ожидания после тренинга ………………………………………………….
7. Опыт, полученный на тренинге ……………………..……………………..
8. Что нового о себе вы узнали на тренинге………..…………….………….
Ответьте
9. Какие темы программы оказались для вас более значимыми, актуальными?...........................................................................................................................
10. Возникло ли осознание личных проблем по ходу тренинга, мешающих вашей профессиональной деятельности и карьере?
c Да c нет c не знаю
11. Поможет ли проведенная работа в тренинге сделать более эффективной вашу производственную деятельность?
c Да c нет c не знаю
12. Считаете ли вы себя творческим человеком
c Да c нет c не знаю
13. Ваши ассоциации на слова «Творчество», «Психологическое здоровье», «Профессиональная деятельность»
14. Способствует ли творческое самовыражение вашему профессиональному и личностному росту, эффективности жизни, хорошим взаимоотношениям в коллективе укреплению психологического здоровья (нужное подчеркнуть)……………………………
15. Опишите опыт, полученный от работы с художественными материалами ……..…………………………………………………………….………………………………
16. Какие профессиональные ресурсы Вы открыли в себе?
(новые качества, роли, стили взаимоотношений и т. д.) ……………………………
17. В разрешении, каких проблем возникла у вас необходимость, исходя из проделанной работы на данном этапе? ……...............................................................................
Дополнительные вопросы для менеджеров по персоналу:
18. Какие трудности могут возникнуть у вас при включении метода арт-терапии в сопровождение персонала?..............…………………………………………………………….
19. Какими вы видите перспективы применения метода арт-терапии в сопровождении персонала на производстве? ..............................................................................
20. Какие темы могут рассматриваться в работе с персоналом в арт-терапевтическом направлении? …………………………………………………………………
Данная анкета направлена на изучение отношения менеджеров к арт-терапевтической работе и своему психологическому здоровью с целью выявления следующих фактов:
1) личных психологических проблем менеджеров, мешающих их профессиональному росту, карьере (п. 8, 9, 10, 17);
2) наличия профессиональных проблем (п. 7, 9, 11, 16, 17);
3) влияния участия в арт-терапевтической программе на личностный и профессиональный рост (п. 4, 5, 6, 14);
4) влияния участия в арт-терапевтической программе на отношение к своему психическому здоровью (п.1, 2, 3, 4);.
5) актуальности тем психологического здоровья для менеджеров (п. 9, 14, 17);
6) отношения менеджеров к творчеству, художественным материалам, изобразительной деятельности (п. 12, 13, 14, 15);
7) возможных перспектив и трудностей в применении метода арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеров (п. 18, 19, 20).
Анкета содержит открытые вопросы и вопросы с вариантами выбора ответов и предполагает качественную обработку данных анкетирования — контент-анализ.
Наталья Евгеньевна Пурнис