Социальная реабилитация лиц, склонных к мобильной зависимости
Социальная технология – это оптимальная система средств воздействий и активизации освоения человеком совокупности знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социальная реабилитация как технология социальной работы – это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в обществе. Следует отметить, что технологии реабилитации от зависимости будут эффективны лишь в случае, когда пациент сам желает излечиться. Если такого желания нет, клиента нужно мотивировать.
Мотивация – это создание у человека желания что-то изменить в своей жизни, рождение мотива (цели) поработать над тем, чтобы полностью разрешить собственные проблемы. Одним из ключевых способов мотивации является общение.
Большинство полагают, что общение – это разговор на некоторую тему. Часто родственники, не зная, что делать, начинают читать нотации, отстаивая свою политику. Для начала, необходимо понять, что общение – это обмен идеями между двумя и более людьми. Именно обмен (один говорит, другой слушает и наоборот). В итоге, предполагается диалог, желание слушать и понять того, с кем ведется этот диалог.
Аддиктивность, сами по себе не есть проблема. Зависимое поведение – это средство для решения проблем любого рода. В диалоге с аддиктом, который ведет зависимый образ жизни, нужно хорошо понять, какую именно проблему он пытается решить, делая это. Или, что именно он получает, следуя прихоти зависимости – это еще один путь к тому, чтобы он начать рассказывать о проблеме. Консультанту может предстать новая реальность, присущая тому, с кем он разговаривает.
На основе проведенных исследований удалось выделить список наиболее часто встречаемых проблем, решая которые у людей появляется мобильная зависимость:
– нерешительность в общении;
– общие взгляды и реальность с теми, кто находится рядом и тоже находится под мобильной зависимостью;
– неспособность найти новых друзей;
– проблема с не реализацией себя в творческой сфере;
– проблемы в личной жизни (неудачи, конфликты), это тяжело выдерживать и проблемы толкают на то, чтобы не думать о реальной ситуации, и уход в виртуальность;
– человеку не просто разобраться в людях, в их поведении и их намерениях по отношению к нам.
При заинтересованном общении возможно обнаружить личностные моменты в жизни человека. Непосредственно при индивидуальном разговоре. Это означает, что все свое внимание нужно направить на то, чтобы выяснить, что случилось в судьбе лица, все внимание направить на то, чтобы понять его (без страхов, без каких бы то ни было обвинений, не пониманий). Слушать нужно как можно внимательней, досконально запоминая и анализируя детали рассказа. Следует отметить, что если на откровенный рассказ слушатель отреагирует негативно, то человек уйдет в себя и больше не скажет ему ничего.
После определения истоков проблемы необходимо предложить клиенту возможные варианты решения данной проблемы. Так же не лишним будет выяснить, что еще дорого данному человеку и выделить определенные аспекты, ради достижения которых клиент захочет избавиться от зависимости. Когда клиент сам проявит интерес к возможности реабилитации, можно переходить к непосредственно реабилитации.
Предлагаем в рамках социальной реабилитации лиц с мобильной зависимостью проект под названием «Жас Арман» цель, которого является воспитывать ответственных и достойных граждан РК, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала.
Задачи проекта «Жас Арман»:
1) воспитать у детей и молодежи любовь и уважение к труду, развить их общественную активность в обществе;
2) развить у детей и молодежи способность в прямом (реальном), а не в косвенном (виртуальном) общении со сверстниками, силу воли и характера;
3) научить уметь разрешать личные проблемы, неудачи; использовать продуктивно свое свободное время; правильно использовать мобильные телефоны, гаджеты.
Ожидаемые результаты:
1) Оздоровление воспитанников, укрепление здорового образа жизни воспитанников лагеря
2) Улучшение социально-психологических особенностей детей и молодежи
3) Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей и молодежи
4) Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей
Сроки пребывания в молодежном лагере: 1 месяц
Стоимость путевки: бесплатная
Условия проживания детей: проживание детей в лагере без мобильных устройств и гаджетов.
Перечень состава лагеря:
- Административный персонал (начальник лагеря, заместители. бухгалтер),
- медицинский персонал (врачи, медсестра)
- педагогический персонал (педагоги разного профиля, тренера )
- технический персонал (завхоз, технички, слесари т.д.)
- персонал питания
- социально-психологическая служба (психолог, социальный работник)
- руководитель отряда (вожатые).
вставить схему!!!
Работа лагеря осуществляется по 3 направлениям: общественное, образовательно-профилактическое, спортивно-оздоровительное и культурно-досуговое. Более подробно мероприятия описаны в таблице 3.
Таблица 3.
План мероприятий летнего трудового лагеря «……………»
в рамках проекта «Жас Арман»
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные исполнители |
1. Открытие молодежного лагеря «………………» | |||
Торжественная линейка | 1 день | Администрация лагеря, вожатые, педагоги лагеря, социальный работник, психолог | |
2. Спортивно-оздоровительные мероприятия | |||
- Чемпионаты между отрядами: по футболу; по волейболу; по пионерболу; турнир по шахматам; турнир по шашкам - Военно-спортивная игра «Зорница». - Тесты сдачи нормативов в начале и в конце смены; - обучение плаванию; - обучение инструкторами лазанию по горным местностям; | Учителя физкультуры, вожатые | ||
3. Общественные мероприятия | |||
- дежурство по лагерю (кухня, баня); - уборка, закрепленных территорий лагеря - мероприятия по защите окружающей среды (например, санитарная очистка леса) - мероприятия по уборке и посадке урожая на фермах | Вожатые, психолог, социальный работник, тренер по спортивным играм | ||
4. Образовательно-профилактические мероприятия. Профилактика аддиктивного поведения | |||
- лекции социального работника «Профилактика правонарушении, наркомании, табаккурения, ВИЧ-СПИД, мобильной зависимости» - лекции психолога "О воле человека", «Уметь разрешать конфликты», «Развитие коммуникативных способностей» и т.д. проведение круглых столов, дебаты, дискуссии на тему «Профилактика аддиктивного поведения» и т.д.; обучение плаванию; обучение стрельбе; подготовка молодежи к экстренным ситуациям; подготовка отрядного места и костра; обучение верховой езде. | Социальный работник, педагоги разного профиля, психологи | ||
5. Культурно-досуговые мероприятия | |||
- конкурсы, соревнования, викторины; - ежедневные показательные выступления детей всех отрядов и отдельно вожатых; - день Нептуна; - комический футбол; - конкурсы по номинациям; - походы на дальние и короткие дистанции «Ночной поход»; - Научно-познавательные экскурсии. | Вожатые, психолог, социальный работник, педагоги | ||
Закрытие сезона в молодежном лагере | Последний день месяца | Администрация лагеря, вожатые, педагоги лагеря, социальный работник, психолог |
Таким образом,
2.3. Результаты опытного исследования по определению сущности мобильной зависимости современного поколения
На основании теоретического анализа исследуемой проблемы нами был разработан эксперимент по выявлению уровня мобильной зависимости у молодежи и ее профилактика.
Исследование проводилось на базе Центрально-Казахстанской академии, факультета педагогики и социальной работы и средней школа им. Ю.Гагарина п. Ботакары. В эксперименте участвовали: учащиеся школы – 20 человек и студенты академии – 20 человек.
Практическая часть нашей работы состоит из трех этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент. Проведение с участниками тестирование-опрос «Тест на определение зависимости от сотового телефона».
Цель: исследование состояния уровня проявления мобильной зависимости у молодежи.
Для исследования уровня мобильной зависимости учащихся использовался «Тест на определение зависимости от сотового телефона».
2 этап - формирующий эксперимент.
Цель: подобрать методику организации и проведения профилактической работы с лицами с мобильной зависимостью. Запланировать индивидуальные и групповые занятия. В эксперименте использовали методику «Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе», «Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга», «Тест коммуникативных умений Михельсона».
3 этап – проведение повторного анализа и обсуждение результатов контрольного эксперимента.
Цель: сравнить результаты и выявить динамику снижения уровня проявления мобильной зависимости. Для этого нужно провести повторную диагностику и проанализировать полученные данные по степени уровня проявления мобильной зависимости. Подвести итоги полученных результатов.
К основным формам аддитивного поведения обычно относят зависимость от азартных игр, компьютерную зависимость и алкогольную зависимость. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, мобильный телефон, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.
Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов.
Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными, демагогичными религиозными или политическими лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель.
Аддиктивное поведение имеет несколько разновидностей. Так, различают химические и нехимические аддикции.
К химическим зависимостям относятся алкоголизм, наркомания, различные токсикомании.
Любая химическая зависимость включает в себя два компонента:
- физическая зависимость – это состояние, при котором некоторые физиологические процессы и функции человеческого организма связаны и зависят от постоянного поступления в организм психоактивных веществ, характеризуется непреодолимым влечением к психоактивному веществу; потерей контроля над дозировкой принимаемого вещества, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением абстинентного синдрома («ломки», похмелья и т.д.) в случае прекращения приема употребляемого вещества.
- психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в употреблении какого-либо лекарственного средства или химического вещества для избежания нарушений психики или дискомфорта, возникающих при прекращении употребления вещества, вызвавшего зависимость.
Существуют также и нехимические зависимости: компьютерная зависимость, мобильная зависимость, лудомания, бьюти-зависимость, шопингоманияии др. В них отсутствует физический компонент (так как не имеет места употребление химического вещества), но в полной мере проявляется психологическая зависимость.
Нехимические виды зависимостей отличаются от химических только тем, что предмет зависимости имеет нехимическую природу, и, как правило, немного меньшими социальными последствиями.
1.3 Виды и симптомы мобильной зависимости
1.4 Факторы риска мобильной зависимости
1.5 Зарубежный опыт социальной работы по проблеме мобильной зависимости