Пожалуйста, повторяйте свою санкальпу, туже санкальпу, которую вы повторяли в начале йога-нидры. Произнесите ее как минимум три раза с полным чувством

Стадия 8: завершение Полностью прекратите всю практику. Осознавайте свой ум. Скажите себе:

Хари Аум Тат

Это окончание Йога-нидры.

Медленно пошевелите руками. Медленно пошевелите ногами. Осознавайте внешние звуки. Откройте глаза.

Если вы чувствуете себя расслабленным и если у вас есть время, то вы можете продолжать лежать; в ином случае, примите вертикальную позу (2).

Примечания

Книга II; урок 22; тема 2.

Книга III; урок 35; тема 4.

Книга III; урок 28; тема 1.

Книга III; урок 33; тема 5.

5. Книга I; урок 1 ;тема 5 и

Книга I; урок 2; тема 8.

Программа ежедневных занятий

В этом уроке мы объяснили две новые крийи — чакра бхедан и сушумна даршану (крийи №14 и №15). Если у вас есть время, включите их в программу 1. Если у вас нет времени, то выполняйте взамен программу 2, 3 или 4.

Постарайтесь освоить одну из уравновешивающих асан, описанных в этом уроке. Они помогут вам повысить силу сосредоточения ума, что полезно как для медитации, так и для повседневной жизни.

Блага йога-нидры вполне стоят того времени, которое вы потратите на ее практику, в особенности вечером, после возвращения домой с работы.

Практика   Минуты
Программа 1: продолжительность 164 минуты— расширенная практика крийя-йоги   164
Крийя № 1 Випарита карани мудра
Крийя № 2 Чакра анусандхана
Крийя № 3 Нада санчалана
Крийя № 4 Паван санчалана
Крийя № 5 Шабда санчалана
Крийя № 6 Маха мудра
Крийя № 7 Маха бхеда мудра
Крийя № 8 Мандуки мудра
Крийя № 9 Талан крийя
Крийя № 10 Наумукхи
Крийя № 11 Шакти чалини
Крийя № 12 Шамбхави
Крийя № 13 Амрит пан
Крийя № 14 Ч акра бхедан
Крийя № 15 Сушумна даршана - 10    
Программа 2: укороченная практика крийя-йоги в соответствии с имеющимся временем. Делайте столько практик, перечисленных выше в программе I, сколько успеете.
Программа 3: продолжительность 60 минут. для общеоздоровительных целей  
Сурья намаскар
Шавасана
Бхуджангасана
Ардха падма пасчимоттанасана
Ардха матсиендрасана
Сарвангасана
Халасана
Матсьясана
Уджайи пранаяма с АУМ
Йога-нидра
Программа 4: продолжительность 30 минут, для общеоздоровительных целей  
Сурья намаскар
Шавасана
Бхуджангасана
Ардха падма пасчимоттанасана
Матсиендрасана
Сарвангасана
Матсьясана
Уджайи пранаяма с АУМ

Урок 35

Когда язык входит во внутреннее нёбо, то это кхечари. Посредством практики кхечари также возникает состояние унмани.

Межбровье — это обиталище Шивы, который поглощает умственное осознание. Когда осознание поглощается в этом центре, человек утрачивает ощущение времени.

Так следует продолжать практику кхечари, и тогда начнется йога-нидра. Достигнув йога-нидры, человек утрачивает осознание времени.

Хатха Йога Прадипика: 4/47-49

Тема 1

Крийя-йога .... Практика.

Прана Ахути

(крийя № 16)

Слово прана имеет на санскрите много значений. В основном, оно означает энергию на всех уровнях, тонких и ли грубых. В своей наиболее грубой форме она может пониматься как материя, поскольку, согласно выводу Эйнштейна, материя представляет собой просто локализованную и «плотную» энергию. Физики-атомщики исследуют этот вид праны, когда расщепляют атом. В человеке этот уровень праны именуется аннамайя коша (оболочка, которая вырабатывается из пищи). Это физическое тело. Именно этот вид праны называется материей, которую могут понимать большинство людей. Более того, именно с физическим телом большинство людей преимущественно отождествляют свое «Я».

На слегка более тонком уровне существует прана, или энергия, которая координирует «физическую энергию», или материю. В современной научной терминологии ее нередко называют биоплазменной или биолюминесцентной энергией. Ее также называют жизненной силой, витальной энергией и множеством других имен. Этот вид праны течет во всем, от маленького камешка до гигантской галактики, от крохотного насекомого до человека. Это - связующее звено между разумом и материей. В человеке этот уровень энергии носит собирательное название пранамайя коша (витальная или эфирная оболочка). Большинство людей, занимающихся йогой, как. правило, считают праной только этот уровень энергии. Это не вызывает возражений, но согласно нашему определению, понятие праны охватывает все виды энергии. Судя по всему, лишь очень немногие люди способны отдавать себе отчет в этом аспекте своего существа, но если его равновесие нарушится, они, безусловно, ощутят результаты такого нарушения в форме усталости и болезни. Биоплазменная энергия составляет часть нашей человеческой структуры, и ее, несомненно, можно переживать, по опыту и познавать, когда восприятие становится более острым.

Еще более тонкой, чем биоплазменная энергия, является прана в форме ментальной энергии. Она управляет и физическими, и биоплазменными энергиями во вселенной, будь то в камнях, растениях, животных или чем-либо другом, существующем в любом обличий или любой форме. На санскрите она именуется маномайя коша (ментальная оболочка). Все люди переживают этот уровень праны в форме мысли. Кроме того, именно ум, в совокупности с физическим телом, по мнению большинства людей, составляет всё «Я».

Прана также существует и действует на еще более тонких уровнях, однако мы остановимся на этой стадии. Достаточно сказать, что прана — это энергия, которая лежит в основе всей проявленной вселенной и всего, что в ней есть, будь то видимое или невидимое, ощутимое или неощутимое. Ее также называют Шакти, и в индийской культуре различным видам и аспектам праны соответствуют разнообразные божества — Дурга, Кали, Ума и так далее. Этим божествам поклоняются потому, что символизируемая ими прана может вызывать благоприятные или неблагоприятные изменения в жизни человека.

Ничто не может существовать или функционировать без праны. Всё сущее - это прана во множестве различных обличий и форм. Без праны нет жизни. Более того, без праны невозможна практика йоги. Именно течение праны позволяет практиковать асаны, пранаяму, карма йогу, бхакти йогу и так далее. Медитация не может возникать без присутствия тонкой праны. И это течение спонтанно. Оно происходит; его невозможно заставить происходить.

Крийя № 16 называется прана ахути. Слово ахути означает «введение» или «вливание». Поэтому название этой практики можно перевести как «вливание тонкой праны». Без этой праны вы не достигнете медитации крийя-йоги. Именно милость позволяет этой пране наполнять все ваше существо. Прана ахути призывает этот приток сверхзаряженной божественной энергии, которая переводит человека в новое измерение бытия. Практика носит и символический, и призывающий (молитвенный) характер.

Сидячее положение

Оставайтесь в том же положении, как и в предыдущей практике; то есть крийе № 15, сушумна даршане (1). Старайтесь совсем не шевелиться, если только боль или дискомфорт не становятся нестерпимыми. Подойдет любая удобная сидячая асана, но предпочтительно использовать падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану (2).

Техника выполнения

Наши рекомендации