Тема № 2. Основы психологии личности.
Индивидуально-психологические особенности человека. Понятия индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают»
(А. Г. Асмолов).
Индивид – название биологического рода. Homo sapiens. Человек разумный.
Носитель врожденных свойств, полученных в ходе общего развития (филогенеза).
Основные характеристики: возраст, пол, конституция, тип нервной системы.
Субъект деятельности – человек, формирующийся и развивающийся как личность в общественной деятельности.
Личность – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и
преобразующий мир и являющийся субъектом социальных отношений.
Структура личности:
|
Факторы, влияющие на формирование личности:
o общее развитие,
o социум,
o воспитание,
o деятельность.
Механизм формирования личности – это освоение и принятие социальных ролей.
Процесс освоения и принятия социальных ролей, вхождение в новую социокультурную среду называется социализацией.
Этапы социализации:
1. адаптация – усвоение действующих ценностей и норм, овладение средствами и формами деятельности, уподобление другим,
2. индивидуализация – при возрастании противоречий между необходимостью «быть как все» и стремлением к персонализации,
3. интеграция – при разрешении противоречия между стремлением быть представленным своими отличиями в общности и потребностью общности принять.
Человек, достигший уровня развития личности, обладает иерархией мотивов и относительно независим от внешних воздействий, т.е. ведет себя самостоятельно и сознательно в соответствии с выбранными целями.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, его отличие от других.
Может иметь разную степень выраженности.
Задание 1: сформулируйте различия между понятиями «индивид» и «личность», между «личностью» и «индивидуальностью».
Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Особенности личности и индивидуальности образуют Я-концепцию.
Человек, в отличии от животных, существо себя познающее и сознающее, способное себя изменять и совершенствовать.
Я-концепция – это относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное, переживаемое как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он относится к себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
Компоненты Я-концепции:
Когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание).
Эмоционально-оценочный компонент – эмоционально-оценочное отношение (например, самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.) к своим отдельным качествам и личности в целом, отражающееся в самооценке, которая может быть: завышенной, адекватной, заниженной.
Поведенческий компонент – реализация себя в собственном поведении. Это может быть реализовано: в шаблонах поведения, в подчинении групповым нормам, в стремлении сохранить социальный статус, в стремлении вызвать одобрение в глазах значимых людей, в стремлении подтвердить свой образ Я, в проявлении самоконтроля в различных ситуациях.
Компоненты Я-концепции представлены в:
«Я-реальное» - представление о себе в настоящем времени (какое я есть?).
«Я-идеальное» - представление о том, каким хочет стать (каким я хочу стать?).
«Я-зеркальное» - представление себя глазами других людей (каким меня видят люди?).
Задание 2: проанализировать Я-концепцию, заполнив таблицу. Сделать вывод о сформированности и противоречивости я – концепции. Дать рекомендации себе по развитию я-концепции.