Методические указания к решению задачи 5

1. Показатель устойчивости ассортимента товаров рассчитывается по формуле

Методические указания к решению задачи 5 - student2.ru

где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров; О1, О2, О3 – количество разновидностей товаров, не предусмотренных ассортиментным перечнем, имеющихся в продаже в момент проверок; а – количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем; n – количество проверок.

2. Показатель дополнительного обслуживания покупателей рассчитывается по формуле:

Методические указания к решению задачи 5 - student2.ru

где Кд – коэффициент дополнительного обслуживания покупателей в магазине; Дуф1, Дуф2, Дуф n – количество дополнительных услуг, которые оказывались покупателям в магазине в момент проверок; Дус – количество дополнительных услуг, предусмотренных перечнем, ед.; n – количество проверок.

3. Показатель затрат времени покупателей на ожидание обслуживания определяется по формуле

Методические указания к решению задачи 5 - student2.ru ,

где Ко – коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания; Зо – оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания (табл. 7); Зф – средние фактические затраты времени покупателей на ожидание обслуживания.

При определении фактических затрат времени покупателей на ожидание обслуживания учитываются следующие элементы затрат:

- ожидание получения товара,

- ожидание расчета.

По каждому элементу должно быть проведено не менее 20 замеров. Средние затраты времени по каждому элементу определяют суммированием времени по сделанным замерам и делением суммы на число замеров.

В тех магазинах, где существует несколько специализированных отделов, средние затраты времени на ожидание обслуживания определяют по каждому отделу и по ним рассчитывают коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания.

В целом по магазину коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания рассчитывается отношением суммы полученных значений коэффициентов к их количеству.

4. Показатель культуры обслуживания по мнению покупателей определяется по формуле

Методические указания к решению задачи 5 - student2.ru ,

где Мв – количество покупателей, давших высокую оценку, чел.; Чн – число всех опрошенных в магазине покупателей, чел.

5. Уровень культуры обслуживания покупателей в магазине рассчитывается величиной его обобщающего показателя по формуле

Коб = (Зпу × Ку) + (Зпд × Кд)+ (Зпо × Ко) + (Зкм × Кмп),

где Коб – обобщающий показатель уровня культуры обслуживания покупателей в магазине; Зпу – значимость показателя устойчивости ассортимента товаров (табл. 8); Зпд – значимость показателя дополнительного обслуживания покупателей (табл. 8); Зпо – значимость показателя затрат времени покупателей на ожидание самообслуживания (табл. 8); Зкм – значимость показателя культуры обслуживания по мнению покупателей (табл. 8).

6. При оценке уровня культуры обслуживания в магазине необходимо учесть величину обобщающего показателя уровня культуры обслуживания покупателей (табл. 9).

Таблица 7

Оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания

на предприятиях розничной торговли

Группа товаров Время, с
Кондитерские
Молочные
Рыбные
Мясные

Таблица 8

Значимость показателей культуры обслуживания в общем уровне

Показатель культуры обслуживания Значимость отдельных показателей в общем уровне культуры обслуживания, баллы Условное обозначение значимости отдельных показателей
1. Устойчивость ассортимента товаров 0,40 Зпу
2. Дополнительное обслуживание покупателей 0,20 Зпл
3. Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания 0,30 Зпо
4. Культура обслуживания в магазине по мнению покупателей 0,10 Зкм

Таблица 9

Оценка уровня культуры торгового обслуживания

Величина обобщающего показателя Уровень культуры обслуживания
Свыше 0,901 Высокий
0,701 до 0,900 Средний
до 0,700 Плохой

В объяснительной записке к задаче должен быть разработан план мероприятий по повышению уровня обслуживания покупателей в гастрономе. Все предложения должны вытекать из условий задачи.

Задача 6

РАСЧЕТ ПЛОЩАДИ МАГАЗИНА

Цель задания.

1. Рассчитать торговые помещения магазина.

2. Рассчитать неторговые помещения магазина.

3. Рассчитать общую площадь магазина.

4. Определить структуру площади магазина.

5. Нарисовать схему планировки магазина в масштабе

Исходные данные

1. При проектировании вновь строящегося магазина основным исходным показателем для расчета отдельных помещений магазина является размер площади торгового зала магазина.

Площади торговых залов магазинов и примерная структура этой площади по товарным группам представлены в табл. .1. и .2.

2. Площади остальных торговых и неторговых помещений магазина рассчитываются на основе СНиП 11-77-80 (Строительные нормы и правила ч. II «Нормы проектирования, гл.77«Магазины»), которые представлены в табл. 3., 3, 5, .6, .7, .8, .9, .10.

3. На расстоянии менее 300 м от магазинов, указанных в табл. .1 и .2, расположены предприятия общественного питания.

Таблица 1

Площади торговых залов различных типов продовольственных магазинов и примерная структура этой площади по товарным группам, м2

Товарные группы Типы магазинов и размеры торгового зала
Гастроном – 1000 Диетические продукты
Мясо
Рыба
Гастрономия
Молоко
Фрукты
Овощи
Вина, пиво, напитки
Хлеб
Кондитерские изделия
Бакалея
ИТОГО

Таблица 2

Площади торговых залов различных типов непродовольственных магазинов и примерная структура этой площади по товарным группам, м2

Товарные группы Типы магазинов и размеры торгового зала
Универмаг «Детский мир» 3500 Товары для молодежи 2500
Готовое платье
Ткани
Обувь
Трикотажные изделия
Белье
Головные уборы
Галантерея
Парфюмерия
Радиотовары -
Музыкальные товары -
Фото- и кинотовары -
Часы
Ювелирные изделия -
Спортивные товары -
Канцелярские товары -
Игрушки -
Книги -
Строительные материалы -
Электротовары и электромашины
Посудохозяйственные товары -
Мебель -
ИТОГО

Таблица 3

Данные для расчёта площади помещений отделов заказов в зависимости от площади торгового зала проектируемого продовольственного магазина

Площадь торгового зала магазина, м2 Площадь помещений отделов заказов, м2
приём и выдача заказов комплектовочная фасовочная экспедиция
-

Таблица 4

Данные для расчётов площади кафетерия в зависимости от размеров площади торгового зала магазина 1

Площадь торгового зала магазина, м2 Площадь помещений кафетерия, м2
зал подсобное помещение и моечная
Свыше 650 до 1500
Свыше 1500 до 3500

1 Кафетерии предусматриваются в следующих магазинах:

а) в универсамах с площадью торгового зала 400 м2 и более;

б) в булочных, кондитерских и молочных магазинах с площадью торго­вого зала 250 м2 и более;

в) в магазинах детских товаров с площадью торгового зала 1000 м2 и более;

г) в универмагах с площадью торгового зала 3500 м2 и более.

Таблица 5

Данные для расчетов площади помещений для дополнительных услуг, оказываемых покупателям (для непродовольственных магазинов)

Дополнительные услуги, оказываемые покупателям, помещения и магазины Площадь, м2
1. Раскрой тканей и подшивка штор  
Магазины и отделы с площадью торгового зала для продажи тканей, м2:  
от 100 до 400
2. Подгонка готового платья  
Магазины и отделы с площадью торгового зала для продажи готового платья, м2:
от 200 до 500  
3. 3.Демонстрация новых товаров  
Магазины товаров для молодежи с торговым залом  
1000 м2 и более
от 2500 до 3500  
Магазины товаров для детей с торговым залом, м2:
4. Бюро обслуживания (хранение личных вещей покупате­лей, упаковка товаров, информация для покупателей, прием предварительных заказов на товары, вызов такси, стол находок, оформление кредита, доставка товаров на дом и установка на дому технически сложных товаров и т. п.). На каждые 100 м2 площади торгового зала в непродо­вольственных магазинах с торговым залом, м2: свыше 1500 до 3500 0,6
5. Растяжка головных уборов и обуви  
Магазины и отделы головных уборов с площадью торго­вых залов 100 м2 и более
6. Комната для обслуживания покупателей с детьми  
На каждые 100 м2 тортового зала в магазинах товаров для детей с торговым залом 2500 м2 и более 0,6
7.Помещение для хранения детских колясок  
На каждые 100 м2 торгового зала в магазинах товаров для детей с торговым залом 2500 м2 и более 0,4
8. Гравировка изделий  
Магазины подарков с торговым залом 250 м2 и более, товаров для дома с торговым залом более 650 м2, дру­гие непродовольственные магазины с торговым залом 2500 м2 и более
9. Гардероб для покупателей  
На каждые 100 м2 торгового зала в магазинах товаров для детей с торговым залом 2500 м2 и более 0,6

Таблица 6

Данные для определения количества разгрузочных мест и площади платформы для приемки товаров

МАГАЗИНЫ Количество разгрузочных мест (ед.) и площадь платформы при следующей площади торгового зала (м2)
  до 650
Продовольственные   Непровольственные 1 /24   - 2 /48   - -   2 /48 -   3/72

Таблица 7

Данные для расчета площади кладовых, охлаждаемых камер и помещений

для подготовки товаров к продаже1 в продовольственных магазинах

Группы товаров Площадь, м2, на каждые 10 м2 площади торгового зала для продажи соответствующей группы товаров
кладовые охлаждаемые камеры
всего в том числе помещения (площадь) для подготовки товаров к продаже
Мясо 0,9 0,9 - разрубочная 2,4
Рыба 2,4 0,5 1,9
Гастрономия 2,8 0,5 2,4
Молоко 0,9 0,9 2,4
Фрукты 3,8 0,6 3,7
Овощи 1,2 1,9
Вина, пиво, напитки 4,3 - 1,4
Хлеб 4,7 - -
Бакалея 6,1 - -
Кондитерские товары 3,3 - -

1 Помещения для подготовки продовольственных товаров к продаже долж­ны быть площадью не менее 4 м2.

Таблица 8

Данные для расчета площади кладовых и помещений для подготовки товаров к продаже1 в непродовольственных магазинах

Группы товаров Плошадь кладовых, м2, на каждые 10 м2 площади торгового зала для продажи соответствующей группы товаров
всего в том числе помещения для подготовки товаров к продаже
Готовое платье   4,8   0,2 — гладильная  
Ткань, обувь, музыкальные то­вары, радиотовары   3,7 0,4 — мастерская радио­товаров
Трикотажные изделия, белье, головные уборы, галантерея, парфюмерия, фото- и кинотовары, оптика, часы и ювелир­ные изделия 2,8 0,3 — помещения для на­резки тканей
Спортивные товары 8,5 -
Канцелярские товары 4,2 -
Игрушки, книги, строительные материалы, электротовары и электробытовые машины 5,7 0,3 — мастерская электро­бытовых машин
Посудохозяйственные товары, товары бытовой химии -
Мебель 7,8 -

1 Площадь помещений для подготовки непродовольственных товаров к продаже должна быть не менее 6 м2.

Таблица .9.

Данные для расчета площади подсобных помещений магазина

Помещения и магазины Площадь, м2
1. Помещения для хранения тары и контейнеров обменного фонда, в том числе в непродовольственных магазинах — помещение для прессования бумажных и древесно-стружечных отходов  
На каждые 10 м2 торгового зала:  
1.1. В продовольственных магазинах с торговым залом, м2: до 1000 0,8
1.2. В непродовольственных магазинах с торговым залом, м2:  
свыше 1000 до 2500 0,4
свыше 2500 до 5500 0,3
2. Помещение для хранения упаковочных материалов и инвентаря  
2.1. Продовольственные магазины с торговым залом свыше 400 м2 до 1000 м2
2.2. Непродовольственные магазины с торговым залом свыше 400 м2 до 2500 м2
2.3. На каждые 100 м2 торгового зала в непродовольствен­ных магазинах с торговым залом, м2: 1,0
свыше 2500 до 5500  
3. Помещение для хранения уборочного инвентаря, мою­щих и дезинфицирующих средств (на каждом этаже)  
Магазин с торговым залом площадью, м2:  
свыше 400 до 1000
свыше 1000 до 3500
4. Мастерская мелкого ремонта оборудования и инвентаря Непродовольственные магазины с торговым залом, м2:  
от 1000 до 2500
свыше 2500 до 4500
5. Рекламно-декорационная мастерская Непродовольственные магазины с торговым залом, м2:  
от 1000 до 2500
свыше 2500 до 4500
6. Камера для мусора Непродовольственные магазины с торговым залом, м2:  
от 250 до 2500
свыше 2500 до 6500
7. Экспедиция по доставке товаров на дом На каждые 100 м2 торгового зала в непродовольствен­ных магазинах с торговым залом, м2:  
от 1650 до 6500 0,5

Таблица 10

Данные для определения состава и расчета площади служебных и бытовых "помещений для персонала магазина

Помещения Площадь служебных и бытовых помещений, м2, при площади торгового зала магазина, м2
 
Служебные и бытовые помещения 1. Кабинет директора 2. Конторские помещения 3. Комната персонала (прием пищи, отдых) 4. Буфет и столовая (столовая, раз­даточная) для персонала1 5. Красный уголок 6. Помещения общественных органи­заций 7. Главная касса 8. Пожарно-сторожевая охрана 9. Здравпункт 10. Помещение для личной гигиены женщин 11. Гардеробные 12. Уборные, душевые     -   - -   - - - -       -   - -   - - - -     -   -         -   -      

1 Буфет или столовую для магазинов торговой площадью до 3500 м2 не следует предусматривать, если на расстоянии не бо­лее 300 м от магазина расположено предприятие общественного питания общей сети; в этом случае в магазине следует предусмотреть комнату персонала площадью 24—36 м2.

Методика решения задачи 6

1. Определяется торговая площадь магазина. В торговую площадь магазина входят площадь торгового зала, зал кафетерия, зал приема и выдачи заказов (для продовольст­венных магазинов) и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (для непродовольственных магазинов).

1.1. Выбирается тип проектируемого магазина: продовольственного— по табл. .1. или непродовольственного — по табл...2 и записывается размер его торгового зала в целом и по струк­туре.

1.2. В зависимости от величины торгового зала выбранного типа магазина устанавливается площадь помещения отдела зака­зов для приемки и выдачи заказов по табл. .3. Расчет делается. только для продовольственных магазинов.

1.3. Аналогичным образом устанавливается площадь зала ка­фетерия по табл. .4 с учетом примечания.

1.4. В непродовольственных магазинах должны быть предус­мотрены площади помещений для дополнительных услуг покупа­телям, которые устанавливаются по табл. .5.

1.5. Торговая площадь магазина равна сумме площадей (см. пп. 1,1; 1.2; 1.3; 1.4).

2. Определяется неторговая площадь магазина.

2.1. В зависимости от величины торгового зала устанавлива­ется количество разгрузочных мест и площадь платформы для приемки товара согласно данным табл. .6.

2.2. Определяется площадь, предназначенная для хранения товара и подготовки товара к продаже, согласно табл..7 (для продовольственных магазинов) .8 (для непродовольственных ма­газинов).

Расчет площади, предназначенный для хранения товара к под­готовки его к продаже, выполняется отдельно по каждой группе товаров умножением нормы на частное от деления площади торго­вого зала, которую занимает данный товар, на 10; затем подводит­ся итог.

2.3. Для продовольственных магазинов определяется площадь подсобных помещений отдела заказов сложением площади ком­плектовочной, фасовочной и экспедиции по данным табл. .3.

2.4. Определяется подсобное помещение кафетерия по данным табл. .4. с учетом примечания.

2.5. В зависимости от величины торгового зала определяется состав и площадь подсобных помещений магазина по данным табл. .9 с последующим подведением итога.

2.6. Определяется состав и площадь служебных и бытовых по­мещений для персонала по табл. .10 с последующим подведени­ем итога.

2.7. При проектировании здания магазинов должны оборудоваться системами водопровода, канализации, должны предусматриваться теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, электроснабжение и электротехнические устройства.

В данном задании площади помещений для указанных целей не определяются и на рисунке-схеме они не указываются.

2.8. Определяется неторговая площадь как сумма площадей, рассчитанных в пп. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6.

2.9. Определяется площадь коридоров как до 15% от неторговой площади.

3. Определяется площадь проектируемого магазина сложением торговой, неторговой площадей, площади коридоров.

4. Определяется структура площади магазина в процентах к общей площади.

5. Произвольно в масштабе рисуется на миллиметровой бумаге схема планировки магазина, при этом необходимо учитывать следующее:

5.1. Определяется конфигурация здания магазина с учетом шага колонн и количества" мест разгрузки товара. Длина и ширина магазина должны быть кратны 6 (минимальное расстояние между опорными колоннами).

5.2 При размещении товарных групп в торговом зале учитывается интенсивность и частота спроса покупателей на товары.

5.3. При размещении кладовых учитывается товарное соседст­во.

5.4 Секции и отделы по продаже крупногабаритных товаров следует организовать ближе к выходу.

5.5. Секции и отделы по продаже дорогостоящих товаров (ювелирные изделия) и товаров, требующих длительного выбора (одежда, обувь), рекомендуется размещать в глубине торгового зала, чтобы не мешать движению покупательского потока.

5.7. При размещении кладовых, предназначенных для хранения товара и подготовки его к продаже, надо учитывать размещение соответствующих товарных отделов (секций) для того, чтобы они примыкали к соответствующим складским помещениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабичев А.В., Коваленко Л.П. О культуре торговли. – М.: Экономика, 1985. – 80 с.

2. Багиров А.Я. Формирование ассортимента товаров в торовле. – М.: Знание, 1978.- 63 с.

3. Вейтс Б.А., Леви М.: Основы розничной торговли.- СПб.: Изд-во Питер, 1999.- 448 с.

4. Колборн Р. Мерчандайзинг / Пер. с анг. под. Ред. И.О. Черкасовой. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2002. – 416 с.

5. Каноян К., Каноян Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП – холдинг, 2001. – 236 с.

6. Люди за прилавком: (Социально-психологические очерки)/А.А. Аамер, Л.И. Аувяэрт, Я.М. Бельчиков и др. – М.: Экономика, 1989. – 143 с.

7. Мате Э. Послепродажное обслуживание.- М.: Прогресс, 1993.– 120 с.

8. Монин А.А. Ритейлы в России. Особенности национальной розницы.- СПб.: Невский проспект: Вектор, 2007.-204с.

9. Орлов М.А., Вержбицкий В.В.Как выбрать оптимальный проект магазина. – М.: Экономика, 1973. – 119 с.

10. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / кол. авторов под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карловой. – М.:: КНОРУС, 2007 – 424 с.

11. Салий В.В., Бакаева В.В. Искусство продажи: Практикум. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. – 164 с.

12. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям – СПб. Питер, 2007.- 416 с.

13. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера. СПб.: Питер, 2006.- 384 с.

14. Сысоева С.В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов. - СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

15. Журнал «Мое дело. Магазин», №05(56), 06 (57), 07(58) - 2004.

16. Журнал «Управление сбытом».№ 1, 6, 7. – 2004.

17. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник.2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. проф. Л.А.Брагина и проф. Т.П. Данько. –М.:ИНФРА-М, 2000. - 560 с.

18. Торговля. Правила продажи. Защита прав потребителей. Ответственность продавцов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось -89», 2000. – 192 с.

19. Энджел. Д., Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. – Санкт –Петербург. Изд-во «Питер», 2000.

20. ГОСТ Р 51773 - 2001 Розничная торговля. Классификация предприятий

21. ГОСТ Р 51303 – 99. Торговля. Термины и определения.

22. ГОСТ Р 51304-99. Услуги розничной торговли. Общие требования

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

Наши рекомендации