Образы субъективной реальности
Человек — наиболее сложное явление из всего существующего в мире и самый интересный предмет для самого себя. Основные формы теоретического осмысления человека — философия, наука, искусство, религия — каждая из них строит свое видение человека, определяет его назначение в мире, его сущность, способ бытийствования и пути развития. Однако необходимость познания человека связана не только с теоретическим интересом к проблеме; знание о человеке остро необходимо в человековедческой практике, в том числе и в педагогической.
Педагог профессионально работает с людьми, а потому должен владеть знаниями о человеке и его образовании на всем жизненном пути. Профессиональный педагог — это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления человека в образовании.
Возможности философии, науки, религии и искусства в создании целостного образа человека различны. Наименьших успехов на этом пути достигла наука. Одно из возможных объяснений этого обстоятельства заключается в том, что знание о человеке ориентировалось на идеал научности, представленный в классическом естествознании. Следование естественнонаучной парадигме в познании человека приводило к созданию абстрактно-объектных моделей его отдельных сторон и проявлений.
Сказанное в полной мере относится и к психологической науке. С момента своего возникновения в качестве самостоятельной науки психология стала строить свой предмет и исследовать его по образцу естествознания, т.е. психическая реальность полагалась как природная, объектная, вещная реальность.
При разработке содержания всего блока учебных пособий по психологии человека мы ориентировались на идеалы и нормы гуманитарной науки. Гуманитарная парадигма в науках о человеке предлагает видение человека в его целостности и специфике, как существо одновременно природно-телесное, общественное и душевно-духовное. Но в психологии данная парадигма в развернутой форме не была реализована. Нами предпринята одна из первых попыток в отечественной психологии изложить представления о психологии человека, его развитии и образовании, ориентируясь на возможности гуманитарной парадигмы.
При изложении нашего понимания психологической организации человека мы исходили из главной установки на целостное представление о человеке. Мы отказались от идеологии естественнонаучного анализа. В данном пособии нет традиционного описания психологии человека через процессы, состояния и свойства; нет выделения в психологической реальности различных сфер, подструктур, блоков и их многочисленных конфигураций.
Целостное описание человека и его психологической организации возможно осуществить посредством основных представлений о человеческой субъективности, а также — если рассматривать его через формы целостной (тотальной) организации, через его различные проекции (срезы) как целого. В психологии утвердилось разведение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева [1].
Развитие человека Б.Г.Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Б.ГАнаньев отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность — это его глубинное измерение. В качестве особой проекции человека Б.Г.Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.
Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид — это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.
Другая проекция человека — это его бытие как субъекта. Б.Г.Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект есть также целостная форма его бытия. Указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.
Широко употребляемым в психологии является понятие «личность». Втрадиционной психологии этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих категорий: индивид, субъект, личность. «Понятие личности, — писал А.Н.Леонтьев, — выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [2].
Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать индивидуальность, фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности. Мы же исходим из представления, что высшей ступенью развития человека в обществе является ступень универсализации. Человек как универсум есть его особый образ. Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как микрокосм, как тождество человеческому роду.
Универсальность как форма целостной организации человека в психологии специально не выделялась. Вместе с тем указания на специфические проявления человека, не определяемые его индивидными, субъектными, личностными и индивидуальными свойствами в философской, художественной литературе, встречались во множестве. К такого рода явлениям относятся поступки человека во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижничество суть формы проявления человека как универсума.
Другим основанием необходимости представления человека через указанные образы его целостности является религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека — телесной, душевной, духовной. Авторы полагают, что телесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотносима с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсальные характеристики человека.
Представим схему основных целостных модусов человеческой реальности, как они видятся с позиций современной психологии (рис. 16).
Глава 7. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД (телесное существование человека)