Психологическая защита: защитная медитация от негативных внушений

  • Блог им. Albertina

Психика человека акцентируется на негативной информации сильнее и воспринимает негативную информацию острее, чем позитивную (когда-то это было необходимо нашим далёким предкам, озабоченным проблемам выживания) можно представить, сколько излишних стрессов получает наша психика от простого просмотра телевизора или колонки новостей в Интернете. Журналисты ведь тоже люди. Им тоже кушать хочется. Поэтому СМИ и ищут, в первую очередь, «клубничку» и «чернуху», многие новостные издания «по уши» заполнены негативом. Прочитаешь новости – и всё, пора на кладбище.

Всё очень просто – мир стал тесен, и новости, которые ещё несколько десятков лет до вас бы не дошли, теперь портят настроение всему миру. Землетрясение в Индонезии, автокатастрофа в Варшаве, угроза террористического акта на Филиппинах, рассуждения перуанского прорицателя об очередном «конце света» …

В который раз нас нагло и примитивно обманывают. Правительство раздувает панику вокруг так называемой «эпидемии свиного гриппа» (а показатели заболеваемости и смертности не превышают средних показателей заболеваемости и смертности от гриппа, ОРЗ и пневмонии за последнее десятилетия). Политики делают себе предвыборный пиар на борьбе с эпидемией, наживаются фармацевты — даже высокопоставленные чиновники Пентагона «в доле» от продаж «Тамифлю», чиновники расхищают миллиарды, выделенные на борьбу «с эпидемией».

Очевидно, что нагнетать панику и держать народ в страхе выгодно всем. Ведь запуганным, деморализованным населением легче управлять. Перепуганный избиратель поддержит и отмену выборов, и любые действия властей «по наведению порядка». Перепуганный покупатель купит всё, что обещает «спасение» — от марлевых масок по 5 долларов, до чеснока по 100 «зелёных» за килограмм.

Понятно, что гриппозной паникой дело не закончится. Политики и дельцы, разного рода «прорицатели» и «мессии» запугивали всеми мыслимыми и немыслимыми, реальными и нереальными угрозами много тысячелетий, не откажутся они от этого и в будущем. Кроме того, в информационную эпоху с появлением СМИ и Интернета количество негативных новостей, которые доходят до любого из нас, возросло многократно. Мы получаем из окружающей среды в много раз больше негатива, чем наши предки, которые жили сто или пятьсот лет назад! Наконец, широкой рекой со страниц СМИ лъётся компромат, «чёрный пиар», идут информационные войны…

Есть и ещё одна сторона медали. Кроме ошибочной информации, надуманных информационных уток и провокаций, в мире происходит и будет происходить немало действительно негативных событий, реализовываться ряд неприятных и опасных тенденций. Далеко не на все эти негативные события и тенденции мы может повлиять. С некоторыми приходится просто смириться, а кое о чем неспециалистам лучше вообще не знать. Как говорится, счастливый человек – это тот, кто принял неизбежное и предпринял все усилия там, где он может что-то исправить. Но как не пускать в свое сознание излишний негатив. Самое худшее – это индукция негативных эмоций, когда общее негативное настроение в обществе – тревога, злоба, уныние – передаётся даже невовлечённым посторонним людям.

Даже реальные оправданные страхи не всегда полезны, они могут полностью подавить волю человека и вкус к жизни. Поэтому сегодня всем необходимо владеть приёмами психологической защиты от внешней негативной информации. Не владея психологической защитой, новости вообще лучше не смотреть. Тема это очень большая и непростая, но несколько простейших советов дать можно.

Недавно мне попался на глаза текст интересной медитации, автор – некий Orlan. Публикую с некоторыми грамматическими правками.

Медитация посвящена психологической защите от негативной информации и нейтрализации негативных внушений. Составлено очень грамотно, советую практиковать, если новости или созерцание бардака в стране вызывают у вас состояние стресса.

Медитация для психологической защиты – «17 шагов к покою»

1. В уютном и тёплом помещении включите спокойную музыку, лягте на спину, вытяните руки вдоль тела.

2. Закройте глаза, расслабьтесь, расслабьте мышцы лица, затем последовательно – плечи, кисти руки, туловища, ног. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

3. Сконцентрируйтесь на ощущениях своего тела, перенесите внимание внутрь собственной головы. Старайтесь не сосредотачиваться на возникающих мыслях, позвольте мыслям свободно рождаться и затухать.

4. Представьте, как вы проваливаетесь в тёплую, комфортную, уютную колыбель. Мир уходит вдаль, вы мягко и плавно покачиваетесь, звуки внешнего мира куда-то уходят.

5. Сконцентрируйтесь на ощущения своих ног. Представьте, как ваши ноги, начиная от ступней наливаются мягким, густым, приятным теплом красноватого оттенка. Почувствуйте, как это тепло заполняет ваши ноги, поднимается к области таза.

6. Затем представьте, как тепло от ног заливает область таза и крестца. Сконцентрируйтесь на ощущениях в области крестца, представьте, как ваш таз и крестец заливает красно-розовое сияние. Почувствуйте, как ваши ноги, словно корни дерева, сливаются с Землёй с глубинами нашей планеты, а затем красноватое тепло из земли поднимается по ногам и заполняет ваш крестец.

8. Перенесите внимание внутрь своей головы, которую вы мысленно можете заполнить синеватым свечением. Обратитесь к себе с внушением: «Я помню себя и свое предназначение в этом мире! Я иду своим путём!» Мысленно представьте себя и свой путь в виде яркого света, струящегося по жизни и по миру. Почувствуйте глубокое отождествление с собственным неповторимым предназначением.

9. Перенесите внимание на внешний мир. Представьте себе все лживые и негативные сообщения, всю обманную, дурную информацию, идущую извне. Почувствуйте эту информацию, визуализируйте её. Какого она цвета, какие звуки исходят от лживых и неадекватных пугающих влияний, какая эта информация на вкус, какая у неё форма, вес, температура?

10. Затем напомните себе о реальных опасностях, которые таятся во внешнем мире. О некоторых из них вы знаете, о некоторых, может быть, ещё и не подозреваете.

11. Прочитайте аффирмации — сделайте себе чёткое глубокое внушение уверенным голосом (хотя можно и не вслух): «Я принимаю нестабильность и несовершенство окружающего мира! Я признаю за миром право на неблагополучие и наличие опасных, вредных, тревожащих сил и событий. Я всегда и везде отделяю реальные угрозы от надуманных и внушенных мне! Среди реальных угроз я отделяю те, от которых могут себя обезопасить своими силами от тех, на которые не могу повлиять.

Я вижу все реальные опасности и угрозы внешнего мира, которых могу избежать. В настоящем и будущем я действую самым эффективным образом и избегаю всех реальных опасностей и угроз, от которых я в состоянии себя обезопасить! Я живу и реализую себя максимально безопасным, комфортным и приемлемым для себя образом! Я незамедлительно действую, что бы избежать опасности, если мне это необходимо и я в состоянии это сделать!

Из тех опасностей и угроз извне, которые неизбежны или недоступны моему контролю, я вижу и знаю лишь те, о которых мне нужно знать в моей жизни. Я принимаю их фатальность и действую в жизни наилучшим возможным образом с учётом неизбежных угроз. Я принимаю возможность всех бед и угроз, предотвратить которые не в силах, и живу без излишней тревоги, наслаждаясь жизнью. Я обладаю всеми силами, что бы действовать наилучшим для себя образом, если случится неизбежное.

12. Далее представьте себя, словно Вы — луч света или поток, уходящий в будущее. Представьте в виде камней, завалов, капканов или чёрных, тяжёлых облаков, все реальные угрозы и опасности на вашем пути. Представьте, как вы обходите, обтекаете те опасности и угрозы, которых можете избежать, или убираете их со своего пути, или выбираете безопасный путь. Если на вашем пути присутствуют неизбежные или не зависящие от ваших действий опасности и угрозы, представьте, как вы сохраняете свою силу и внутренний свет, сталкиваясь с ними.

13. Следующим шагом – ещё раз вообразите себе ложные и надуманные угрозы, негативные внушения, «информационный мусор», поступающий извне. Представьте себе надуманные или внушенные извне страх, негатив, опасности в виде мусора, накипи, пены на вашем пути или в виде паутины, плесени на пути луча вашего света, либо заторов на пути вашего жизненного потока.

14. И, наконец, самое важное, — представьте, проживите внутренне, прочувствуйте, как мощь вашего жизненного потока, окрашенная красноватым цветом, идущим из крестца, золотым сиянием Солнечного сплетения, ярко-голубым светом из горла и синим мерцанием «третьего глаза», бьёт широкой и сильной рекой, смывает с вашего пути все преграды, весь хлам, мусор и плесень страхов и тревог, который на путь вашей жизни набросали окружающие или вы сами.

Почувствуйте, как те преграды и опасности, которые действительно представляют угрозу вашу жизненный поток или луч света плавно обтекает, обходит стороной.

Наконец, представьте, что если на вашем пути встретятся действительно неизбежные, непреодолимые опасности, то поток вашей энергии, ведомый духом, всё равно найдёт наилучший путь из всех возможных.

15. Представляя эту картину, глубоко, эмоционально переживая её внутренне, ещё раз сделайте несколько самовнушений или аффирмаций, на выбор, те, которые наиболее подходят для вас в вашей ситуации:

— «Я выбрасываю из своего сознания и своей жизни всё лишнее и ненужное, все иллюзорные страхи, тревоги и беспокойства, которые мне внушили извне или я придумал себе сам (сама)!!!»

— Моя сила и внутренняя мощь справятся со всеми возможными трудностями!!!

— Вселенная и мое высшее предназначение оберегают меня в любой ситуации!!!

— Я всегда отличаю реальную опасность от иллюзорной!

— Я защищён от всех внешних сил и влияний, которые хотят встревожить и обеспокоить меня, когда это мне не нужно, от всех, кому выгоден мой страх!

— Я беспокоюсь и тревожусь лишь о том, что действительно важно и значимо для меня!

— Я заблаговременно замечаю реально угрожающие опасности
— Мой духовный источник энергии и высшие силы помогают мне и берегут меня в любой ситуации!!!

— Я принимаю неизбежное и не беспокоюсь о нём!!!

— Я действую наилучшим образом всегда и везде, что бы не происходило в мире!!!

— Я бессознательно всегда учитываю требования безопасности и самозащиты, я обхожу все ненужные мне опасности и угрозы, или предпринимаю все необходимые меры предосторожности!!!

— Я всегда нахожу защиту, опору и поддержку в своей жизни!

16. Далее представьте, как ваша жизнь протекает наилучшим образом с соответствии с вашим духовным предназначением. Представьте, что серебристо-голубое спокойное сияние образует крепкую, непроницаемую броню, которая защищает вас от всех тревог, чужих страхов, негативных внушений, идущих из окружающего мира. Представьте, как вы возвращаетесь в жизнь, окруженные ясной, сверкающей энергетической броней. Представьте, как ваше тело наполняется теплом и энергией.

17. Мысленно переживите процесс возвращения в повседневную реальность и выйдите из состояния медитации. Ещё минуту-две побудьте в покое, затем потянитесь, ощутите приятные ощущения в теле, сделайте несколько плавных движений. Выключите музыку.

Медитация завершена. Аффирмации можно написать на листе бумаге, поместить на видное место и читать громким голосом несколько раз в день…»»

Эта несложная медитация занимает около двадцати минут, но может очень хорошо помочь освободиться от излишних неадекватных страхов и тревог, навеянных нестабильной ситуацией в окружающем мире.

Содержание к работе:
 
ВВЕДЕНИЕ 4 Глава Г. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 10 Психологические и психофизиологические механизмы тревожности 10 Перспективные направления коррекции тревожности 21 Постановка проблемы и задачи исследования ...;...:. 35 Глава 2. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 37 Объект исследования и организация опытов _. 37 Методы определения психоэмоциональных показателей 38 Методы системного многоуровневого исследования индивидуальности ....42 Математико-статистическая обработка 47 Глава 3. ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ^ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ 50 Динамика тревожности и базовых эмоций : 50 Динамика состояний сознания ;... 71 Динамика психофизиологических показателей (электропроводность БАТ) 82 Выводы 93 Глава 4. СВЯЗЬ ДИНАМИКИ ТРЕВОЖНОСТИ С МНОГОУРОВНЕВЫМИ СВОЙСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 95 Личностно-обусловленные особенности динамики тревожности при гипервентиляции 95 Связь динамики тревожности с церебральными характеристиками 110 Психовегетативные корреляты чувствительности к гипервентиляции 117 Выводы 124 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.... '. 127 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ .... ..132 ЛИТЕРАТУРА. : 134
 
Введение к работе:
 
Актуальность. Напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка в стране сопровождается интенсификацией стрессов, тревожности и связанных с ними девиаций поведения и личностных кризисов (Н.И. Наенко, 1976; Л.А. Китаев-Смык, 1983; Е.А. Климов, 1988, 1997; Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, 1991; И.В. Дубровина, 1991; В.В. Знаков, 1991, 1991а; В.А. Пономаренко, 1994; К.А. Абульханова, Ю.И. Александров, А.В. Брушлинский, 1996; В.А. Петровский, 1996; и др.). Это обусловило лавинообразный рост исследований, посвященных психологической теории тревоги (3. Фрейд, 1989; Э. Берн, 1991; К. Хорни, 1993; Ц.П. Короленко, 1978; Б.Д. Карвасарский, 1982, 1990; и др.), ее нейрофизиологических, медиаторных, биохимических и мембранных механизмов (A.M. Вейн, О.А. Колосова., И.В. Родштат, 1973; П.В Симонов, 1975; Л.Е. Панин, В.П. Соколов, 1981; Судаков К.В., 1981, 1983; Л.Е. Панин, 1983; Ю.А. Александровский, 1991,1993; Н.Н. Данилова, 1992; и др.). На сегодня, когда в системах образования, здравоохранения, органах внутренних дел завершается создание психологической службы, большинство авторов придает важное значение для практики консультирования не только психодиагностическим аспектам тревожности (Ю.Л. Ханин, 1976; К.К. Яхин, Д.М. Менделевич, 1978; Л.Г. Дикая, Л.П. Гримак, 1983; Ч.Д. Спилбергер, 1983; Л.Г. Дикая, 1991; Л.Н. Собчик, 1990; Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, 1994; М.Н. Красильникова., Э.Г. Аминев, В.П. Сафронов, 1996; и др.), но и главным образом проблемам разработки и апробации эффективных психотерапевтических и психокоррекционных процедур (J.L. Moreno, 1969; Ф.Е. Василюк, 1984; B.C. Лобзин, М.М. Решетников, 1986; В.Ф. Сафин, 1990, 1994; Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, 1992, 1995; В.Н. Волченко, 1992; В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, 1993; К. Роджерс, 1994; Г.В. Залевский, 1996; Р.Д. Тукаев, 1996; Р.И Аллагулов., О.В. Борякина, 1998; С.Х. Асадуллина, 1998; и др.). За последние годы в репертуаре нетрадиционных средств психокоррекции и саморегуляции стали особенно популярными методы управления дыханием, в том числе различные формы гипервентиляционного тренинга, получившие в зависимости от вариаций паттернов дыхательных движений названия голотропного, свободного дыхания, ребефинга и т.п. (Е. Feher, 1980; L. Orr, S. Ray, 1983; В. Mandel, 1984; M. Lemeigran, P.L. Guitart, S. Bloch, 1991; С. Гроф, 1992; А.Г. Поворинский, С.А. Стрекалов, С.Г. Кривенко, А.С. Захаревич, В.И. Пичугин, 1992; и др.). Исследователи сообщают об успешном применении этого метода для купирования неврозов, состояний хронического стресса и тревоги (Н.А. Аминов, Л.А. Молоканов, 1992; Л.И. Спивак, 1992; A.M. Плеев, 1994; и др.). Вместе с тем теоретическая патологическая физиология и опыт клинической психологии свидетельствуют, что универсальных препаратов и методов (панацеи), пригодных любому клиенту независимо от его индивидуальных особенностей и психофизиологического состояния, не существует, ибо каждый метод имеет свои ограничения, вызванные не только соматическими, но и личностными характеристиками (В.Н. Мясищев, 1960; В.А. Адо, Л.А. Горячкина, Д.Н. Маянский, 1981; А.Д. Адо, 1985; Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов, 1986; М.Н. Краеильникова, 1990; В.Д. Менделевич, 1991; и др.). Однако, эта позиция в современной теории и практике гипервентйляционных психотренингов остается нереализованной; в трудах основоположников не только голотропной, но даже в личностно-ориентированной психокоррекции разнообразие типов индивидуальности во внимание не принимается и в силу этого остается неизвестным, в какой мере проявляется эффективность всех этих методов. Таким образом, теоретическая неразработанность в рамках дифференциальной психофизиологии проблемы эффективности психокоррекции тревожности методом гипервентиляционного тренинга, а также отсутствие научно-обоснованных показаний к назначению этой процедуры в зависимости от формы тревожности и индивидуальных особенностей обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования. Цель исследования: провести психофизиологическое исследование динамики тревожности в процессе гипервентиляционного психотренинга в зависимости от характеристик системы иерархических свойств индивидуальности. Для достижения названной цели решались следующие задачи: 1. Изучить индивидуальные особенности динамики тревожности и связанных с ней эмоциональных состояний и состояний сознания в процессе гипервентиляции. 2. Установить сопутствующие изменения электрофизиологических показателей активности центральной и вегетативной нервной системы (электропроводность биологически активных точек). 3. Исследовать взаимосвязь динамики тревожности с системой иерархических свойств индивидуальности. 4. Разработать индивидуальные показания к назначению гипервентиляционного психотренинга по коррекции тревожности. Гипотеза исследования исходила из концепции о многоуровневой организации субъективной реальности (U. Bronfenbrenner, 1979; Р. Уильяме, 1960; Б.Г. Ананьев, 1971; Э.А. Голубева, 1980, 1993; В.М. Русалов, 1980; В.А. Конышев 1985; А.И. Крупное, 1985; А.Г. Асмолов,1986, 1990; Г.А. Глотова, 1994; В.И. Слободчиков, Е.Й. Исаев, 1995; и др.), наиболее полно разработанной пермской школой психологов (B.C. Мерлин, В.В. Белоус, Б.А. Вяткин, Э.И. Маствилискер, 1973; B.C. Мерлин, 1986; Н.А. Агаджанян., А.Ю. Катков, 1990; Б.А. Вяткин, 1992; Л.Я. Дорфман, 1993; М.Р. Щукин, 1994; и др.) и состояла из предположения о том, что влияние гипервентиляционного психотренинга на тревожность различается в зависимости от вида тревожности и опосредуется системой иерархических, свойств интегральной индивидуальности, определяющих эффективность. Альтернативой являлось представление, что эффективность гипервентиляционного психотренинга тревожности не связана с характеристиками индивидуальности, а целиком определяется трансперсональными переживаниями (С. Гроф, 1991; С. Всехсвятский, 1991; Д. Берджес, 1992; Н. Нэф, 1992; В. Козлов, 1992 и др.). Подчеркнем, что последний фактор не отрицается, ибо измененные состояния сознания сами зависят от свойств индивидуальности (Г.А. Аминев, 1994). Назащиту выносятся следующие положения: 1. Гипервентиляционный психотренинг отличается интегральным воздействием на тревожность и психоэмоциональное состояние индивида, выражающимся в изменениях не только показателей интенсивности, но и их внутрисистемных взаимосвязей. 2. Динамика тревожности при гипервентиляционном тренинге обуславливается изменениями функциональной активности кортикальных и энергетических структур нервной системы, связанных с системой БАТ. 3. Изменения психоэмоционального состояния при гипервентиляции соотносятся с многоуровневыми свойствами индивидуальности, позволяющими выявить общие и частные закономерности, связанные с формой тревожности. Общие детерминанты образуют радикал на личностном, психодинамическом и нейродинамическом уровнях, который обусловлен социальными факторами, а специфические закономерности относятся к разным формам тревожности. 4. К общим закономерностям относится и то, что тревожность имеет волновую (гармоническую) связь с энергетической системой меридиан с периодом, равным четырем меридианам, которая определяет ее толерантность к психотренингу. Научная новизна. В работе впервые проведено комплексное психофизиологическое исследование индивидуальных различий динамики тревожности и связанных с ней психоэмоциональных состояний и состояний сознания в процессе гипервентиляционного психотренинга. Определены системные изменения в биологически активных точках, позволяющие объективизировать и управлять процессом тренинга. Впервые описаны многоуровневые свойства индивидуальности, влияющие на динамику тревожности при гипервентиляции, получены регрессионные уравнения для прогноза эффективности тренинга в зависимости от особенностей индивидуальности. Установлено такое явление, как устойчивость тревожности в зависимости от волновой ее записи на психовегетативном уровне индивидуальности. Теоретическое значение. На основе комплексного психофизиологического исследования теоретически и экспериментально доказано значение и необходимость учета фактора индивидуальных различий для обеспечения эффективного гипервентиляционного психотренинга, популярного в массовой практике психологического консультирования в стране и используемого, как правило, без дифференциальной оценки индивидуальности клиента. Исследование на примере одной из процедур психокоррекции показало перспективность разработок психофизиологических каузально-ориенти-рованных показаний к психотерапии и психокоррекции с учетом особенностей иерархической системы свойств интегральной индивидуальности. Практическое значение. На основе полученных данных рассчитаны уравнения регрессии, разработаны конкретные показания к назначению и проведена апробация гипервентиляционной психокоррекции тревожности в зависимости от свойств индивидуальности и решения конкретных задач в практике работы психолога-консультанта (купирование ситуационного стресса, снятие острых переживаний в связи с интимными проблемами, профилактика экологически обусловленных психоэмоциональных нарушений). Апробация работы. Основные результаты исследования представлялись и докладывались на Республиканской конференции «Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике» (г. Уфа, 1993); на межвузовской научно-практической конференции «Использование различных педагогических технологий в подготовке учителя» (г. Стерлитамак, 1994); на Российской конференции «Семья в изменяющемся мире» (г. Сыктывкар, 1994); на симпозиуме с международным участием «Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы» (г. Уфа, 1994); на межвузовской научно-практической конференции «Подготовка учителя к работе в инновационных учебных заведениях» (г. Стерлитамак, 1995); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблема формирования гармонично развитой личности учащихся в современных условиях (г. Чебоксары, 1995); на региональной научно-практической конференции «Современные технологии в организации учебно-воспитательного процесса в вузе и школе» (г. Стерлитамак, 1998); на региональной научно-практической конференции «Психология на службе Республики Башкортостан» (г. Стерлитамак, 1998). По теме исследования опубликовано 9 работ. Объект и методическое оснащение исследования. В экспериментах за период с 1996 по 1997-й г. участвовали 103 чел., студенты первого и второго курсов. Стерлитамакского педагогического института, в возрасте 18-20 лет. Обследование включало: психодиагностическое исследование показателей тревожности, психоэмоциональных состояний и состояний сознания; диагностику личностных, психодинамических, нейродинамических (включая замеры ЭЭГ) и психовегетативных (БАТ) свойств индивидуальности. Предмет исследования - индивидуальные различия динамики тревожности в связи с разноуровневыми психофизиологическими свойствами индивидуальности. Работа является развитием системных исследований индивидуальности (B.C. Мерлин, 1980; Б. А. Вяткин, 1993) и нейропедагогических проектов, разрабатываемых кафедрами общей психологии, прикладной и экспериментальной психологии Башкирского госуниверситета совместно с Уфимским филиалом Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова в рамках программы «Новые нейропедагогические технологии», утвержденного вице-призидентом АН РБ, акад. Р.Н. Гимаевым. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, аналитического обзора, главы экспериментальных методик, двух глав экспериментальных исследований, заключения, выводов и списка литературы. Работа изложена на J S3 стр. машинописного текста, содержит 15 таблиц, 17 рисунков. Список литературы насчитывает 272 наименований, из которых 67 на иностранных языках.
 

Харизова Л.В.

Наши рекомендации