Теоретические основы нейропсихологии 10 страница

Таким образом, в экспериментальной нейропси­хологии в постлуриевский период расширилась те­матика исследований. Наряду с традиционными появились новые темы: экспериментальное (психо­логическое и психофизиологическое) изучение эмо­ционально-личностной сферы и изучение нормы с позиций нейропсихологии. Доказанная (на материале изучения взрослых и детей) возможность примене­ния нейропсихологического подхода к типологии индивидуальных различий открыла перед нейропси­хологией перспективы как в научном плане, так и в практическом применении нейропсихологических знаний (что особенно важно в современной си­туации).

Существенной чертой постлуриевской нейропси­хологии в целом, и особенно экспериментальной, была разработка различных тем в контексте меж­полушарной асимметрии и межполушарного взаи­модействия. Эта проблема стала одной из самых актуальных в различных науках о мозге, включая и нейропсихологию.

Продолжались научные исследования, относящи­еся к реабилитационному направлению. Значительное место среди них занимали работы, посвященные ре­чевой тематике. Анализировались различные представ­ления об афазиях, существующие в отечественной и западных нейропсихологических научных школах, и соответствующие им методы восстановления речевых функций. Изучалась динамика спонтанного восстанов­ления речи при афазиях, спонтанная динамика ней­ропсихологических синдромов, включая речевые функции, после нейрохирургических операций. Сопо­ставлялись нейропсихологические принципы восстановления речи, разработанные в школе А.Р.Лурия и в других зарубежных школах. Исследовались нарушения понимания слова при разных формах афазии, нару­шения понимания афазиками устного предложения, нарушения понимания письменной речи у больных с алексией. Предметом исследования было употребле­ние глаголов больными с афазией, механизмы вер­бальных парафазии у афазиков. Разрабатывалась система групповых занятий с больными, страдающими афа-зическими расстройствами речи. Показана важная роль группы в реабилитации больных с афазией. Выявлена специфика реабилитационной работы при групповых занятиях по сравнению с индивидуальными. Эти ис­следования были обобщены в сборнике «Проблемы афазии и восстановительного обучения» (1979), мо­нографии Л.С.Цветковой (1997) и др.

Специальному анализу подвергались процессы восстановления памяти у нейрохирургических боль­ных. Исследовались динамика восстановления пси­хических функций у больных с черепно-мозговой травмой, структура и динамика нейропсихологичес-ких синдромов при сенильной деменции. В перечис­ленных работах прослеживалась динамика изменений не только речевых, но и других высших психичес­ких функций в процессе их восстановления после операции.

К новому типу исследований в области отечест­венной реабилитационной нейропсихологии относятся работы, посвященные социопсихологическому аспекту реабилитации больных с локальными поражениями мозга. В них изучались факторы, влияющие на успеш­ность социореабилитации больных с нарушениями психических функций опухолевого и сосудистого генеза. Выявлены специфические особенности социальной реабилитации больных с разными формами заболева­ний. Была разработана шкала социальной реабилита­ции больных, оценивающая уровень их возможностей в профессионально-трудовой, бытовой сфере, в са­мообслуживании. Результаты исследований представ­лены в ряде работ (Л.С.Цветкова, 1979; В.М.Шкловский, 1982; М.С.Ковязина, 1994 и др.).

Новым типом реабилитационных нейропсихоло-гических работ, проводившихся за последние годы и получивших большое общественное признание, были исследования, направленные на реабилитацию детей с трудностями обучения. Помимо диагностических они имели и коррекционные цели — дать рекомендации для коррекции тех или иных дефектов (речи, движений, когнитивных процессов). Научно-исследовательский аспект детской реабилитационной нейропсихологии состоял в разработке принципов нейропеихологичес-кого подхода к анализу развития психики и ее откло­нений. Детская реабилитационная нейропсихология позволила по-новому понять различные формы ано­малий психического развития детей и наметить новые пути компенсации дефектов (см. сб, «А.Р.Лурия и совре­менная психология», 1982; «Нейропсихология сегодня», 1995 и др.).

методическая работа

Уровень развития той или иной научной дис­циплины, как известно, определяется уровнем ее методического аппарата (включая и математические методы). Нейропсихология всегда пользовалась ши­роким набором различных методов в зависимости от задач исследований: от относительно простых клинических, неаппаратурных, используемых при общем нейропсихологическом обследовании больных, до сложных аппаратурных (ЭЭГ, ВП и др.) и компьютерных методов.

В постлуриевском периоде продолжалось усовер­шенствование старых и создание новых методических приемов во всех направлениях работы (клиническом, экспериментальном, реабилитационном), что было связано, с одной стороны, с распространениемней-ропсихологического подхода на новые контингента испытуемых, с другой — с разработкой новых для нейропсихологии проблем.

В клинической нейропсихологии делались попытки модернизировать Луриевские тесты нейропсихологи-ческой диагностики. В Луриевскую батарею тестов вводились количественные оценки'. Как известно, Лу­риевские методы нейропсихологической диагностики направлены на качественную оценку дефекта, его ква­лификацию, на выделение основной причины (фак­тора), обусловившей его возникновение (и всего синдрома в целом). В то же время А.Р.Лурия считал необходимым вводить в исследование и количествен­ные критерии, оценивающие степень дефекта, выра­женность того или иного нарушения. В последнем издании «Схемы нейропсихологического исследова­ния» (1973) А.Р.Лурия предлагает трехбалльную сис­тему оценок степени дефекта. Эта система широко используется в современной клинической нейропси­хологии. Первичные данные, выраженные в баллах, подвергаются различной математической обработке (с помощью методов многомерной статистики, корреля­ционного, факторного анализа и др.), что позволяет выявить взаимосвязь различных нейропсихологичес-ких симптомов, определяющую структуру синдрома. Эти методы дают возможность достаточно точно оце­нить изменения нейропсихологических синдромов в процессе восстановления больного после операции или травмы (Н.В.Гребенникова и др., 1989; Н.Н.Привалова, 1991).

Разрабатывались и другие методы количествен­ной обработки результатов нейропсихологического исследования, с помощью которых оказалось воз­можным проводить лонгитюдные исследования боль­ных неврологической и нейрохирургической клиник в процессе хирургического и фармакологического лечения (Ж.М.Глозман, 1991; Э.Ю.Костерина и др., 1996).

Проводилось сопоставление эффективности Лу-риевских и американских (в основном, психомет­рических) тестов, применяемых в клинической нейропсихологии. Опыт комплексного нейро­психологического исследования с использованием отечественных и американских методов показал воз­можность их совмещения (или дополнения). Однако в целом задача математизации Луриевских нейро­психологических тестов с сохранением Луриевской идеологии (т.е. общих нейропсихологических пред­ставлений о соотношении мозга и психики) пока не решена.

В соответствии с новыми диагностическими за­дачами детская клиническая нейропсихология за последний период обогатилась рядом новых мето­дов. Для целей диагностики детей с трудностями обучения Э.Г.Симерницкой была разработана бата­рея методов «Лурия-90» (1991), направленная на выявление особенностей межполушарного взаимо­действия. Были разработаны и другие методы оцен­ки нейропсихологического статуса детей. В ряду других

1 Это происходило и у нас, и за рубежом, особенно в США (см. C.Golden eta/., 1979 и др.).

были предложены специальные виды тестов для изу­чения пространственных представлений у детей с от­клонениями в развитии, возможностей серийной организации движений, особенностей эмоциональ­ной сферы (Т.В.Ахутина и др., 1996; Ю.В.Микадзе, Н.Н.Корсакова, 1994; В.В.Лебединский, 1985 и др.).

. В клинической нейропсихологии старческого возраста наряду с традиционными Луриевскими ме­тодами применялся ряд новых, в частности, для оценки пространственных функций (Е.Ю.Балашова, 1995, 1996 и др.).

Изучение лиц с пограничными состояниями ЦНС (лиц, подвергшихся радиационному облучению в малых дозах вследствие аварии на Чернобыльской АЭС) потребовало разработки специальных сенсиби­лизированных методов клинического нейропсихоло-гического исследования когнитивных и двигательных функций, а также батареи тестов, предназначенных для оценки эмоционально-личностной сферы. Эти методы оказались пригодными для выявления типич­ных для данной категории пациентов нейропсихоло-гических синдромов («Схема нейропсихологического исследования», 1994).

Луриевская батарея методов нейропсихологичес-кой диагностики с включением ряда новых тестов была опубликована под названием «Нейропсихоло-гическая диагностика» (1994).

В экспериментальной нейропсихологии разра­батывались новые методические приемы, пред­назначенные для изучения различных высших психических функций и эмоционально-личностной сферы (включая и компьютерные методы исследо­вания). Применялись как неаппаратурные (клини­ческие), так и аппаратурные (лабораторные) методы исследования.

Для изучения когнитивных функций использо­вался ряд новых неаппаратурных методов, а именно: метод оценки динамических характеристик интел­лектуальной деятельности с помощью серийного счета в оптимальном и максимально быстром тем­пе, метод оценки «профиля памяти», метод оценки нарушений памяти при поражении мозолистого тела, метод определения понятий, направленный на оценку устойчивости семантических связей, методы оценки наглядно-образного мышления, прост­ранственных функций, тактильного, цветового гно-зиса и ряд других. Для оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в трех анализаторных системах была разработана ба­тарея тестов, включающих как неаппаратурные, так и аппаратурные методы исследования («Новые ме­тоды...», 1989; «Методы оценки межполушарной асим­метрии», 1995 и др.).

Для изучения эмоционально-личностной сферы применялась серия неаппаратурных методов, осно­ванная на когнитивных операциях с эмоциональ­ными стимулами. Были предложены модификации лицевых методик («Классификация», «Ранжирова­ние», «Узнавание», «Четвертый лишний»), направ­ленные на оценку состояния положительной и отрицательной эмоциональных систем и основных базальных эмоций. Были разработаны модификации личностных тестов, пригодных и для эксперимен­тальных, и для клинических целей (Н.Я.Батова, 1985; «Новые методы...», 1989 и др.).

Разрабатывались и аппаратурные методы иссле­дования. Для изучения когнитивных функций исполь­зовались метод предъявления стимулов с помощью портативного тахистоскопа, методы регистрации движений глаз во время зрительного восприятия, при чтении текста («Новыеметоды...», 1989; «А.Р.Лу-рия и современная психология», 1982 и др.). Были раз­работаны методы предъявления заданного звукового эталона для моноурального опознания, различные варианты метода дихотического прослушивания (Б.С.Котик, 1989; Э.Г.Симерницкая, 1985 и др.).

Когнитивные функции изучались также с помо­щью новых психофизиологических методов исследо­вания, а именно: методов оценки пространственной синхронизации биопотенциалов при различных ви­дах когнитивной деятельности, методов регистрации ВП при мнестической деятельности, методики вы­деления потенциалов, связанных с различными ви­дами деятельности («Проблемы нейропсихологии», 1977; «Новые методы...», 1989 и др.).

Новые аппаратурные методы исследования ис­пользовались также для изучения эмоционально-личностной сферы. К их числу относится метод оценки времени опознания эмоционально экспрес­сивных лиц, отражающих различные эмоции, метод оценки эмоциональных состояний с помощью этало­нов положительного, отрицательного и нейтрального запахов, метод оценки изменений биопотенциалов при эмоциональных стимулах с помощью компью­терной mapping-системы множественных отведений (А.Ж.Моносова и др., 1994), метод оценки простран­ственной синхронизации биопотенциалов при эмо­циях разного знака и интенсивности и ряд других.

Специальный раздел методической работы со­ставила разработка компьютерных методов исследо­вания. Это направление методических поисков — сравнительно новое для отечественной нейропсихо­логии. Однако к настоящему времени уже создан ряд компьютерных методов, пригодных для изучения различных нейропсихологических проблем. Раз­работана батарея методов компьютерной оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, позволяющих достоверно оценить особенности межполушарных отношений в трех анализаторных системах: двигательной (мануальной), слухо-речевой и зрительной. Эти методы нашли свое применение в нейропсихологии индивидуальных раз­личий. Вариант этой методики используется в кли­нике для оценки состояния произвольного контроля движений рук (Е.Д.Хамская и др., 1995 и др.).

Создан ряд компьютерных тестов на оценку се­рийных движений рук у детей. Предложены различ­ные варианты серийных двигательных задач. Данные тесты хорошо зарекомендовали себя при изучении школьной неуспеваемости (А.В.Курганский, Т.В.Аху­тина, 1996 и др.).

Методические приемы, которые разрабатывались в реабилитационной нейропсихологии, подразделялись на две категории: методы восстановления речи и методы восстановления других психических функ­ций и личности больного (взрослого, ребенка).

Наиболее интенсивно разрабатывался методичес­кий аппарат восстановления речевых функций у взрослых больных. Предлагались различные приемы восстановления речи при афазии, в том числе мето­ды невербальной коммуникации, вводились специ­альные методы оценки нарушения и восстановления речи при афазии, создавались новые способы реаби­литации больных с алалиями, заиканием (Л.С.Цвет-кова, 1988, 1990; В.М.Шкловский, 1994; Т.Г.Визель, 1997 и др.).

Разрабатывались методы восстановления при афазии письма, чтения, счета, памяти, интеллектуальных функций. Предлагались методы групповой реабилитации больных с афазией, направленные на восстановление не только речевых функций, но и личности больного (мотивации к общению и др.). Проводилась специальная работа по социопсихоло­гической реабилитации больных с афазией и дру­гими нарушениями высших психических функций (Л.С.Цветкова, 1981, 1985, 1995 и др.).

В области детской реабилитационной нейропси­хологии предлагались различные методы восстанов­ления речи и других психических функций. Это были главным образом методы коррекции трудностей обу­чения, основанные на нейропсихологическом ана­лизе состояния ребенка и адресующиеся к различным видам психической деятельности. Разрабатывались и специальные «речевые методы», направленные на коррекцию нарушений — плавной фразовой речи у детей, а также ряд других. Предлагались методы кор­рекции зрительно-предметного восприятия, мето­ды контроля за собственными действиями, методы коррекции эмоциональных нарушений у детей с разными формами аномалий развития (Т.В.Ахути-на, Н.М.Пылаева, 1997; Ю.В.Микадзе, Н.Н.Корсако­ва, 1994; Н.Н.Полонская, 1996 и др.).

В целом анализ приемов, используемых со­временной реабилитационной нейропсихологией, свидетельствует о том, что способы эффективного воздействия на различные дефекты у детей и взрос­лых различны, и это связано прежде всего с разли­чиями в строении психических функций в разном возрасте.

Детская реабилитационная нейропсихология, отсутствовавшая во времена А.Р.Лурия, переживает сейчас начальный этап своего развития. Наряду с диагностическим направлением — в связи с «со­циальным заказом» — формируется и реабили­тационное, и здесь для детской нейропсихологии огромное поле деятельности, так как различные от­клонения в психическом развитии детей стали чуть

ли не массовым явлением. (...) * * *

Приведенный выше обзор деятельности нейро-психологической школы А.Р.Лурия за двадцать лет, прошедших со времени кончины ее основателя, за­ведомо неполон1, однако он дает основание гово­рить именно о научной школе.

Она не только выдержала испытание временем, но и отвечает тем критериям, которыми руковод­ствуется, например, фонд Сороса, поддерживающий развитие научных школ в России. К ним относятся: объединение представителей школы общими науч­ными идеями, признанными российским и мировым научными сообществами; значимый и оригинальный вклад представителей школы в соответствующую об­ласть знания и высшее образование; постоянное пополнение школы через учебно-педагогическую де­ятельность. К этим критериям можно было бы добавить высокий научный потенциал, эвристичность научных идей, объединяющих представителей школы, их спо­собность к саморазвитию. Луриевская нейропсихо-логическая школа — интенсивно развивающийся «организм», открывающий для себя все новые и но­вые виды научной и практической деятельности.

Нейропсихология — и как одна из наук о мозге, и как психологическая дисциплина — является преж­де всего фундаментальной наукой. Приоритетный интерес отечественной нейропсихологии к фунда­ментальным научным проблемам ставит ее, как и всю фундаментальную науку в России, сейчас в осо­бо трудное положение.

В настоящее время, когда коммерциализация нау­ки разрушает фундаментальные направления, нуждаю­щиеся, как известно, в государственной опеке, нейропсихологическая школа А.Р.Лурия смогла выжить и, более того, развиваться, продвигая фундаменталь­ную науку, прежде всего благодаря двум обстоятель­ствам. Во-первых, благодаря своим связям с практикой, социальным запросам в свой адрес со стороны раз­личных областей медицины, педагогики, организаций, связанных с экологическими проблемами и др. Луриев­ская нейропсихология — и раньше, и в постлуриевс-кий период — доказала свою состоятельность в решении различных практических задач и пользуется у практиков хорошей репутацией. Во-вторых, школа развивается благодаря тому, что ее ядро — москов­ские представители Луриевской нейропсихологии — находится под определенной защитой руководства МГУ. Согласно общей научной и образовательной страте­гии ректора МГУ В.А.Садовничего, научные школы, созданные в стенах университета, должны иметь воз­можность для сохранения и развития научных тради­ций. Пользуется поддержкой нейропсихологическая школа А.Р.Лурия и на уровне руководства факультета психологии (декана — профессора Е.А.Климова). Уни­верситетская среда в целом благоприятна для сохра­нения и развития научных школ, для поддержания преемственности научных идей и традиций (даже в сегодняшней непростой для науки ситуации).

1 В него не вошли многие публикации на русском язы­ке и все иностранные публикации представителей школы А.Р.Лурия, а также другие материалы. В него не вошли также материалы, освещающие практическую и учебно-педагогическую деятельность преподавателей москов­ского «ядра» Луриевской школы (подробнее об этом в оригинале статьи).

Раздел 2

Наши рекомендации