Теоретические основы нейропсихологии 10 страница
Таким образом, в экспериментальной нейропсихологии в постлуриевский период расширилась тематика исследований. Наряду с традиционными появились новые темы: экспериментальное (психологическое и психофизиологическое) изучение эмоционально-личностной сферы и изучение нормы с позиций нейропсихологии. Доказанная (на материале изучения взрослых и детей) возможность применения нейропсихологического подхода к типологии индивидуальных различий открыла перед нейропсихологией перспективы как в научном плане, так и в практическом применении нейропсихологических знаний (что особенно важно в современной ситуации).
Существенной чертой постлуриевской нейропсихологии в целом, и особенно экспериментальной, была разработка различных тем в контексте межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эта проблема стала одной из самых актуальных в различных науках о мозге, включая и нейропсихологию.
Продолжались научные исследования, относящиеся к реабилитационному направлению. Значительное место среди них занимали работы, посвященные речевой тематике. Анализировались различные представления об афазиях, существующие в отечественной и западных нейропсихологических научных школах, и соответствующие им методы восстановления речевых функций. Изучалась динамика спонтанного восстановления речи при афазиях, спонтанная динамика нейропсихологических синдромов, включая речевые функции, после нейрохирургических операций. Сопоставлялись нейропсихологические принципы восстановления речи, разработанные в школе А.Р.Лурия и в других зарубежных школах. Исследовались нарушения понимания слова при разных формах афазии, нарушения понимания афазиками устного предложения, нарушения понимания письменной речи у больных с алексией. Предметом исследования было употребление глаголов больными с афазией, механизмы вербальных парафазии у афазиков. Разрабатывалась система групповых занятий с больными, страдающими афа-зическими расстройствами речи. Показана важная роль группы в реабилитации больных с афазией. Выявлена специфика реабилитационной работы при групповых занятиях по сравнению с индивидуальными. Эти исследования были обобщены в сборнике «Проблемы афазии и восстановительного обучения» (1979), монографии Л.С.Цветковой (1997) и др.
Специальному анализу подвергались процессы восстановления памяти у нейрохирургических больных. Исследовались динамика восстановления психических функций у больных с черепно-мозговой травмой, структура и динамика нейропсихологичес-ких синдромов при сенильной деменции. В перечисленных работах прослеживалась динамика изменений не только речевых, но и других высших психических функций в процессе их восстановления после операции.
К новому типу исследований в области отечественной реабилитационной нейропсихологии относятся работы, посвященные социопсихологическому аспекту реабилитации больных с локальными поражениями мозга. В них изучались факторы, влияющие на успешность социореабилитации больных с нарушениями психических функций опухолевого и сосудистого генеза. Выявлены специфические особенности социальной реабилитации больных с разными формами заболеваний. Была разработана шкала социальной реабилитации больных, оценивающая уровень их возможностей в профессионально-трудовой, бытовой сфере, в самообслуживании. Результаты исследований представлены в ряде работ (Л.С.Цветкова, 1979; В.М.Шкловский, 1982; М.С.Ковязина, 1994 и др.).
Новым типом реабилитационных нейропсихоло-гических работ, проводившихся за последние годы и получивших большое общественное признание, были исследования, направленные на реабилитацию детей с трудностями обучения. Помимо диагностических они имели и коррекционные цели — дать рекомендации для коррекции тех или иных дефектов (речи, движений, когнитивных процессов). Научно-исследовательский аспект детской реабилитационной нейропсихологии состоял в разработке принципов нейропеихологичес-кого подхода к анализу развития психики и ее отклонений. Детская реабилитационная нейропсихология позволила по-новому понять различные формы аномалий психического развития детей и наметить новые пути компенсации дефектов (см. сб, «А.Р.Лурия и современная психология», 1982; «Нейропсихология сегодня», 1995 и др.).
методическая работа
Уровень развития той или иной научной дисциплины, как известно, определяется уровнем ее методического аппарата (включая и математические методы). Нейропсихология всегда пользовалась широким набором различных методов в зависимости от задач исследований: от относительно простых клинических, неаппаратурных, используемых при общем нейропсихологическом обследовании больных, до сложных аппаратурных (ЭЭГ, ВП и др.) и компьютерных методов.
В постлуриевском периоде продолжалось усовершенствование старых и создание новых методических приемов во всех направлениях работы (клиническом, экспериментальном, реабилитационном), что было связано, с одной стороны, с распространениемней-ропсихологического подхода на новые контингента испытуемых, с другой — с разработкой новых для нейропсихологии проблем.
В клинической нейропсихологии делались попытки модернизировать Луриевские тесты нейропсихологи-ческой диагностики. В Луриевскую батарею тестов вводились количественные оценки'. Как известно, Луриевские методы нейропсихологической диагностики направлены на качественную оценку дефекта, его квалификацию, на выделение основной причины (фактора), обусловившей его возникновение (и всего синдрома в целом). В то же время А.Р.Лурия считал необходимым вводить в исследование и количественные критерии, оценивающие степень дефекта, выраженность того или иного нарушения. В последнем издании «Схемы нейропсихологического исследования» (1973) А.Р.Лурия предлагает трехбалльную систему оценок степени дефекта. Эта система широко используется в современной клинической нейропсихологии. Первичные данные, выраженные в баллах, подвергаются различной математической обработке (с помощью методов многомерной статистики, корреляционного, факторного анализа и др.), что позволяет выявить взаимосвязь различных нейропсихологичес-ких симптомов, определяющую структуру синдрома. Эти методы дают возможность достаточно точно оценить изменения нейропсихологических синдромов в процессе восстановления больного после операции или травмы (Н.В.Гребенникова и др., 1989; Н.Н.Привалова, 1991).
Разрабатывались и другие методы количественной обработки результатов нейропсихологического исследования, с помощью которых оказалось возможным проводить лонгитюдные исследования больных неврологической и нейрохирургической клиник в процессе хирургического и фармакологического лечения (Ж.М.Глозман, 1991; Э.Ю.Костерина и др., 1996).
Проводилось сопоставление эффективности Лу-риевских и американских (в основном, психометрических) тестов, применяемых в клинической нейропсихологии. Опыт комплексного нейропсихологического исследования с использованием отечественных и американских методов показал возможность их совмещения (или дополнения). Однако в целом задача математизации Луриевских нейропсихологических тестов с сохранением Луриевской идеологии (т.е. общих нейропсихологических представлений о соотношении мозга и психики) пока не решена.
В соответствии с новыми диагностическими задачами детская клиническая нейропсихология за последний период обогатилась рядом новых методов. Для целей диагностики детей с трудностями обучения Э.Г.Симерницкой была разработана батарея методов «Лурия-90» (1991), направленная на выявление особенностей межполушарного взаимодействия. Были разработаны и другие методы оценки нейропсихологического статуса детей. В ряду других
1 Это происходило и у нас, и за рубежом, особенно в США (см. C.Golden eta/., 1979 и др.).
были предложены специальные виды тестов для изучения пространственных представлений у детей с отклонениями в развитии, возможностей серийной организации движений, особенностей эмоциональной сферы (Т.В.Ахутина и др., 1996; Ю.В.Микадзе, Н.Н.Корсакова, 1994; В.В.Лебединский, 1985 и др.).
. В клинической нейропсихологии старческого возраста наряду с традиционными Луриевскими методами применялся ряд новых, в частности, для оценки пространственных функций (Е.Ю.Балашова, 1995, 1996 и др.).
Изучение лиц с пограничными состояниями ЦНС (лиц, подвергшихся радиационному облучению в малых дозах вследствие аварии на Чернобыльской АЭС) потребовало разработки специальных сенсибилизированных методов клинического нейропсихоло-гического исследования когнитивных и двигательных функций, а также батареи тестов, предназначенных для оценки эмоционально-личностной сферы. Эти методы оказались пригодными для выявления типичных для данной категории пациентов нейропсихоло-гических синдромов («Схема нейропсихологического исследования», 1994).
Луриевская батарея методов нейропсихологичес-кой диагностики с включением ряда новых тестов была опубликована под названием «Нейропсихоло-гическая диагностика» (1994).
В экспериментальной нейропсихологии разрабатывались новые методические приемы, предназначенные для изучения различных высших психических функций и эмоционально-личностной сферы (включая и компьютерные методы исследования). Применялись как неаппаратурные (клинические), так и аппаратурные (лабораторные) методы исследования.
Для изучения когнитивных функций использовался ряд новых неаппаратурных методов, а именно: метод оценки динамических характеристик интеллектуальной деятельности с помощью серийного счета в оптимальном и максимально быстром темпе, метод оценки «профиля памяти», метод оценки нарушений памяти при поражении мозолистого тела, метод определения понятий, направленный на оценку устойчивости семантических связей, методы оценки наглядно-образного мышления, пространственных функций, тактильного, цветового гно-зиса и ряд других. Для оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в трех анализаторных системах была разработана батарея тестов, включающих как неаппаратурные, так и аппаратурные методы исследования («Новые методы...», 1989; «Методы оценки межполушарной асимметрии», 1995 и др.).
Для изучения эмоционально-личностной сферы применялась серия неаппаратурных методов, основанная на когнитивных операциях с эмоциональными стимулами. Были предложены модификации лицевых методик («Классификация», «Ранжирование», «Узнавание», «Четвертый лишний»), направленные на оценку состояния положительной и отрицательной эмоциональных систем и основных базальных эмоций. Были разработаны модификации личностных тестов, пригодных и для экспериментальных, и для клинических целей (Н.Я.Батова, 1985; «Новые методы...», 1989 и др.).
Разрабатывались и аппаратурные методы исследования. Для изучения когнитивных функций использовались метод предъявления стимулов с помощью портативного тахистоскопа, методы регистрации движений глаз во время зрительного восприятия, при чтении текста («Новыеметоды...», 1989; «А.Р.Лу-рия и современная психология», 1982 и др.). Были разработаны методы предъявления заданного звукового эталона для моноурального опознания, различные варианты метода дихотического прослушивания (Б.С.Котик, 1989; Э.Г.Симерницкая, 1985 и др.).
Когнитивные функции изучались также с помощью новых психофизиологических методов исследования, а именно: методов оценки пространственной синхронизации биопотенциалов при различных видах когнитивной деятельности, методов регистрации ВП при мнестической деятельности, методики выделения потенциалов, связанных с различными видами деятельности («Проблемы нейропсихологии», 1977; «Новые методы...», 1989 и др.).
Новые аппаратурные методы исследования использовались также для изучения эмоционально-личностной сферы. К их числу относится метод оценки времени опознания эмоционально экспрессивных лиц, отражающих различные эмоции, метод оценки эмоциональных состояний с помощью эталонов положительного, отрицательного и нейтрального запахов, метод оценки изменений биопотенциалов при эмоциональных стимулах с помощью компьютерной mapping-системы множественных отведений (А.Ж.Моносова и др., 1994), метод оценки пространственной синхронизации биопотенциалов при эмоциях разного знака и интенсивности и ряд других.
Специальный раздел методической работы составила разработка компьютерных методов исследования. Это направление методических поисков — сравнительно новое для отечественной нейропсихологии. Однако к настоящему времени уже создан ряд компьютерных методов, пригодных для изучения различных нейропсихологических проблем. Разработана батарея методов компьютерной оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, позволяющих достоверно оценить особенности межполушарных отношений в трех анализаторных системах: двигательной (мануальной), слухо-речевой и зрительной. Эти методы нашли свое применение в нейропсихологии индивидуальных различий. Вариант этой методики используется в клинике для оценки состояния произвольного контроля движений рук (Е.Д.Хамская и др., 1995 и др.).
Создан ряд компьютерных тестов на оценку серийных движений рук у детей. Предложены различные варианты серийных двигательных задач. Данные тесты хорошо зарекомендовали себя при изучении школьной неуспеваемости (А.В.Курганский, Т.В.Ахутина, 1996 и др.).
Методические приемы, которые разрабатывались в реабилитационной нейропсихологии, подразделялись на две категории: методы восстановления речи и методы восстановления других психических функций и личности больного (взрослого, ребенка).
Наиболее интенсивно разрабатывался методический аппарат восстановления речевых функций у взрослых больных. Предлагались различные приемы восстановления речи при афазии, в том числе методы невербальной коммуникации, вводились специальные методы оценки нарушения и восстановления речи при афазии, создавались новые способы реабилитации больных с алалиями, заиканием (Л.С.Цвет-кова, 1988, 1990; В.М.Шкловский, 1994; Т.Г.Визель, 1997 и др.).
Разрабатывались методы восстановления при афазии письма, чтения, счета, памяти, интеллектуальных функций. Предлагались методы групповой реабилитации больных с афазией, направленные на восстановление не только речевых функций, но и личности больного (мотивации к общению и др.). Проводилась специальная работа по социопсихологической реабилитации больных с афазией и другими нарушениями высших психических функций (Л.С.Цветкова, 1981, 1985, 1995 и др.).
В области детской реабилитационной нейропсихологии предлагались различные методы восстановления речи и других психических функций. Это были главным образом методы коррекции трудностей обучения, основанные на нейропсихологическом анализе состояния ребенка и адресующиеся к различным видам психической деятельности. Разрабатывались и специальные «речевые методы», направленные на коррекцию нарушений — плавной фразовой речи у детей, а также ряд других. Предлагались методы коррекции зрительно-предметного восприятия, методы контроля за собственными действиями, методы коррекции эмоциональных нарушений у детей с разными формами аномалий развития (Т.В.Ахути-на, Н.М.Пылаева, 1997; Ю.В.Микадзе, Н.Н.Корсакова, 1994; Н.Н.Полонская, 1996 и др.).
В целом анализ приемов, используемых современной реабилитационной нейропсихологией, свидетельствует о том, что способы эффективного воздействия на различные дефекты у детей и взрослых различны, и это связано прежде всего с различиями в строении психических функций в разном возрасте.
Детская реабилитационная нейропсихология, отсутствовавшая во времена А.Р.Лурия, переживает сейчас начальный этап своего развития. Наряду с диагностическим направлением — в связи с «социальным заказом» — формируется и реабилитационное, и здесь для детской нейропсихологии огромное поле деятельности, так как различные отклонения в психическом развитии детей стали чуть
ли не массовым явлением. (...) * * *
Приведенный выше обзор деятельности нейро-психологической школы А.Р.Лурия за двадцать лет, прошедших со времени кончины ее основателя, заведомо неполон1, однако он дает основание говорить именно о научной школе.
Она не только выдержала испытание временем, но и отвечает тем критериям, которыми руководствуется, например, фонд Сороса, поддерживающий развитие научных школ в России. К ним относятся: объединение представителей школы общими научными идеями, признанными российским и мировым научными сообществами; значимый и оригинальный вклад представителей школы в соответствующую область знания и высшее образование; постоянное пополнение школы через учебно-педагогическую деятельность. К этим критериям можно было бы добавить высокий научный потенциал, эвристичность научных идей, объединяющих представителей школы, их способность к саморазвитию. Луриевская нейропсихо-логическая школа — интенсивно развивающийся «организм», открывающий для себя все новые и новые виды научной и практической деятельности.
Нейропсихология — и как одна из наук о мозге, и как психологическая дисциплина — является прежде всего фундаментальной наукой. Приоритетный интерес отечественной нейропсихологии к фундаментальным научным проблемам ставит ее, как и всю фундаментальную науку в России, сейчас в особо трудное положение.
В настоящее время, когда коммерциализация науки разрушает фундаментальные направления, нуждающиеся, как известно, в государственной опеке, нейропсихологическая школа А.Р.Лурия смогла выжить и, более того, развиваться, продвигая фундаментальную науку, прежде всего благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, благодаря своим связям с практикой, социальным запросам в свой адрес со стороны различных областей медицины, педагогики, организаций, связанных с экологическими проблемами и др. Луриевская нейропсихология — и раньше, и в постлуриевс-кий период — доказала свою состоятельность в решении различных практических задач и пользуется у практиков хорошей репутацией. Во-вторых, школа развивается благодаря тому, что ее ядро — московские представители Луриевской нейропсихологии — находится под определенной защитой руководства МГУ. Согласно общей научной и образовательной стратегии ректора МГУ В.А.Садовничего, научные школы, созданные в стенах университета, должны иметь возможность для сохранения и развития научных традиций. Пользуется поддержкой нейропсихологическая школа А.Р.Лурия и на уровне руководства факультета психологии (декана — профессора Е.А.Климова). Университетская среда в целом благоприятна для сохранения и развития научных школ, для поддержания преемственности научных идей и традиций (даже в сегодняшней непростой для науки ситуации).
1 В него не вошли многие публикации на русском языке и все иностранные публикации представителей школы А.Р.Лурия, а также другие материалы. В него не вошли также материалы, освещающие практическую и учебно-педагогическую деятельность преподавателей московского «ядра» Луриевской школы (подробнее об этом в оригинале статьи).
Раздел 2