Приложение 2. Бланк для исследования структуры феномена психологической дистанции
Инструкция.Уважаемые господа' При вашем активном участии был составлен список качеств, образующих феномен ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. Список довольно обширный, в нем много близких по смыслу качеств. Второй этап исследования поможет конкретизировать феномен психологической дистанции-
Задание1 Отметьте, насколько важно лично для Вас наличие каждого качества при оценке психологической дистанции (обведите нужную цифру);
совсем очень неважно важно | |||||
общие интересы | -2 | -1 | +1 | +2 | |
взаимопонимание | -2 | -1 | +1 | +2 | |
взаимный интерес | -2 | -1 | +1 | +2 | |
приязнь | -2 | -1 | +1 | +2 | |
доверие | -2 | -1 | +1 | +2 | |
взаимные обязательства | -2 | -1 | +1 | +2 | |
взаимопомощь | -2 | -1 | +1 | +2 | |
чувство ответственности | -2 | -1 | +1 | +2 | |
отношения зависимости | -2 | -1 | +1 | +2 | |
возможность контролировать | -2 | -1 | +1 | +2 | |
одинаковое восприятие мира | -2 | -1 | +1 | +2 | |
ощущение единства | -2 | -1 | +1 | +2 | |
принятие | -2 | -1 | +1 | +2 | |
любовь | -2 | -1 | +1 | +2 | |
уважение | -2 | -1 | +1 | +2 | |
поддержка | -2 | -1 | +1 | +2 | |
надежность | -2 | -1 | +1 | +2 | |
привязанность | -2 | -1 | +1 | +2 |
Задание 2. Определите, пожалуйста, наличие перечисленных (же качеств в Вашем отношении к психологически наиболее лизким Вам людям (обведите нужную цифру).
полностью отсутствует | крайне мало | мало | довольно много | очень много | ||
общие интересы | -] | +1 | +2 | |||
взаимопонимание | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
взаимный интерес | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
приязнь | -2 | -1 | + [ | +2 | ||
доверие | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
взаимные обязательства | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
взаимопомощь | -2 | -1 | + L | +2 | ||
чувство ответственности | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
отношения зависимости | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
возможность контролировать | -2 | - | +1 | +2 | ||
одинаковое восприятие мира | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
ощущение единства | -2 | +1 | +2 | |||
принятие | -2 | +1 | +2 | |||
любовь | -2 | + | +2 | |||
уважение | -2 | +1 | +2 | |||
поддержка | -2 | +1 | +2 | |||
надежность | -2 | +1 | +2 | |||
привязанность | -2 | +1 | +2 |
Укажите, пожалуйста. Ваши:
пол
возраст профессню_
Благодарим за участие в исследовании!
Ценностные ориентации личности с разным семейным статусом
Н.А. Журавлева
Введение
Постановка проблемы. Ценностные ориентации личности характеризуются как устойчивостью [1, 6, 10, 12, 16; 19], так и своей изменчивостью на протяжении жизни человека [2, 3, 4,9, 12, 14, 15, 17, 18, 20]. Возрастные, индивидуально-типические изменения, накопление жизненного опыта, изменение социальной среды детерминируют динамику как структуры потребностей, установок, интересов, так и ценностных ориентации личности. По литературным данным, относительная устойчивость иерархии мотивов личности обусловливает и относительную устойчивость ценностных ориентации. Однако под влиянием смены ведущих мотивов при изменении социальных условий жизни человека, например, изменении социального статуса, смене профессии и т.п., ценностные ориентации претерпевают существенные изменения. Эти изменения затрагивают не столько совокупность самих ценностей, сколько их структуру - взаимное иерархическое соотношение их значимости: одни ценности приобретают более высокий ранг, другие снижаются в своей значимости [2, 5, 6,7,8, 11, 13, 16].
Общая проблема заключается в том, чтобы изучить совокупность факторов, определяющих устойчивое и изменчивое в ценностных ориентациях личности, а также соотношение интенсивности этих факторов на разных этапах жизни человека. Цель данного исследования - это изучение влияния семейного статуса на структуру ценностных ориентации личности.
Основные понятия. Ценностные ориентации мы понимаем как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смыс-ложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно незави-
симыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспо-зиционной иерархии в структуре личности [16], ценностные ориентации являются основаниями ее оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности
В контексте данного исследования используется группирование ценностей на терминальные и инструментальные по М. Ро-кичу [21]. Терминальные ценности (ценности-цели) определяются как убеждения личности в том, что какие-то цели индивидуальной жизни человека с личной и общественной точек зрения стоят того, чтобы к ним стремиться, чтобы их добиваться Инструментальные ценности (ценности-средства) - это убеждения личности в том, что какие-то способы действия рассматриваются с личной и общественной точек зрения предпочтительными для нее в любых ситуациях. Под структурой ценностных ориентации понимается иерархия ценностей, которая определяется через их ранжирование личностью.
Применялся адаптированый В.А. Ядовым [16] вариант методики М Рокича «Ценностные ориентации» [21,22].
Семейный статус определялся по двум параметрам: ]) состоит / не состоит в браке; 2) наличие / отсутствие детей. В результате комбинации этих параметров было получено 4 варианта семейного статуса; 1) состоящие в браке и имеющие детей (живущие полной семьей); 2) не состоящие в браке и имеющие детей (живущие неполной семьей), 3) состоящие в браке и не имеющие детей (группу респондентов с таким семейным статусом обозначим как супруги); 4) не состоящие в браке и не имеющие детей (обозначим их как несемейные).
В исследовании мы исходим из общего предположения, что семейный статус личности оказывает влияние на структуру ценностных ориентации. Учитывая, что семейный статус в данном исследовании представлен двумя параметрами, то общая гипотеза может быть конкретизирована: предполагается, что выделенные параметры семейного статуса имеют разный «вес» в своем влиянии на ценностные ориентации личности и что большее влияние на изменение структуры ценностных ориентации оказывает параметр «наличие / отсутствие детей» по сравнению с параметром «состоит / не состоит в браке».
Описание объекта исследования. В качестве объекта иссле-
дования, проводившегося осенью 1997г, выступило население Московского региона общей выборкой 276 человек, которые примерно в равных частях распределились по следующим социальным группам' работники государственных, частных предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типов, обществ с ограниченной ответственностью, военнослужащие, предприниматели, безработные и студенты.
Выбор исследуемых групп производился по трем критериям: во-первых, по роду занятий (работающие, учащиеся и безработные); во-вторых, по работе на предприятиях с разной формой собственности (от работников частных предприятий до работников государственных предприятий); в-третьих, по демографическому критерию (гендерные различия, возраст). Тем самым достигалась высокая степень разнородности изучавшейся выборки.
Среди опрошенных 47% составляют мужчины и 53% - женщины, т.е. фактически в исследовании имело место симметричное тендерное распределение. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 18-25 лет - 29%. 26-35 лет - 27%, 36-45 лет - 28%, 46-55 лет - 16%. 66% опрошенных состоят в браке и 34% не состоят в браке, 64% имеют детей и 36% не имеют детей. По четырем группам (с учетом различных вариантов семейного статуса) респонденты распределились, к сожалению, неравномерно: 54% состоящих в браке и имеющих детей, 25% не состоящих в браке и не имеющих детей, 12% состоящих в браке и не имеющих детей и 9% не состоящих в браке и имеющих детей. В отдельных из 4-х изучавшихся групп распределения результатов по полу и возрасту не были равномерными, поэтому тендерный и возрастной анализы в данной работе не производились.
При обработке данных использовалась математико-статисти-ческая программа Statstca. В последующий анализ включались среднее значение и значение Т-критерия Стъюдеита. Результаты ранжирования 7 ведущих ценностей (терминальных и инструментальных) обрабатывались следующим образом. Вначале подсчи-тывалось среднее значение рангов, присвоенных каждой ценности В таблицах, представленных ниже, эти средние значения приводятся в скобках. Далее выполнялось вторичное ранжирование в соответствии с возрастанием средних значений рангов, т.е. каждой ценности присваивался соответствующий ранг.
Структура ценностных ориентации личности с разным семейным статусом
Среди респондентов, не состоящих в браке и не имеющих детей (группа несемейных), было опрошено 43% мужчин и 57% женщин По возрасту респонденты данной группы распределились следующим образом: 18-25 лет - 78%, 26-35 лет - 19%, 36-40 лет -3%. Как показывают результаты исследования, в структуре ценностных ориентации респондентов, не состоящих в браке и не имеющих детей, лидирующее положение занимают такие терминальные ценности, как. здоровье, любовь, наличие друзей, семья и работа {Таблица 1), и такие инструментальные ценности, как: образованность, честность, независимость, твердость воли и воспитанность (Таблица 2).
Ценностные ориентации данной группы респондентов отличаются, во-первых, направленностью на межличностные отношения: любовь (2 место), друзья (3 место), семья (4 место), жизнерадостность (9 место). Во-вторых, они также характеризуются направленностью на альтруистические ценности и принятие других: честность (2 место), воспитанность (4 место), терпимость (7 место), широта взглядов (13 место), чуткость (14 место) Представителями данной группы высоко ранжируются ценности самоутверждения: независимость (3 место), твердость вола (4 место), свобода (7 место), ответственность (8 место), смелость в отстаивании взглядов (10 место). Менее значимыми для них, чем для представителей других групп, являются ценности профессиональной самореализации: работа (5 место), предприимчивость (11 место), эффективность в делах (15 место) и исполнительность (17 место) (Таблицы 1, 2,7).
В отличие от других групп респондентов, не состоящие в браке и не имеющие детей более значимо оценивают такие ценности, как: любовь, воспитанность и независимость (Таблица 3), а менее значимо - предприимчивость, семья, работа и материальная обеспеченность (Таблица 4).
Группу респондентов, состоящих в браке и не имеющих детей (супругов), составляют 38% мужчин и 62% женщин, среди них 47% находятся в возрасте 18-25 лет, 41%- в возрасте 26-35 лет и 3% - в возрасте 46-55 лет. Среди основных целей жизни респондентов, состоящих в браке и не имеющих детей, самыми зна-
чимыми являются здоровье, семья, друзья, любовь и работа (Таблица 1), а среди ценностей-средств - предприимчивость, образованность, твердость воли, терпимость и честность (Таблица 2).
Таблица 1Распределение рангов терминальных ценностей у респондентов с разным семейным статусом (М)
Ранг | Не состоящие в браке, не имеющие детей | Состоящие в браке, не имеющие детей | Не состоящие в браке, имеющие детей | Состоящие в браке, имеющие детей |
Здоровье (2,33) | Здоровье (2.78) | Здоровье (2,12) | Здоровье (2,01) | |
Любовь (4,70) | Семья (4,59) | Работа (4,44) | Семья (3,69) | |
Друзья (4,91) | Друзья (4,63) | Материальная обеспеченность (5,00) | Работа (5,15) | |
Семья (5,71) | Любовь (4,72) | Уверенность в себе (5,36) | Материальная обеспеченность (5.20) | |
Работа (5,87) | Работа (5,72) | Семья (5,60) | Любовь (5,65) | |
Материальная обеспеченность (5,88) | Уверенность в себе (5,78) | Любовь (5,72) | Друзья (5,95) | |
Свобода (6,14) | Материальная обеспеченность (5,81) | Свобода (6,40) | Уверенность в себе (6,54) | |
Уверенность в себе (6,16) | Свобода (6,75) | Друзья (6,44) | Свобода (6,73) | |
Богатство (7,12) | Активная жизнь (7,28) | Мудрость (6,64) | Активная жизнь (7,03) | |
Активная жизнь (7,28) | Познание (7,44) Богатство (7,44) | Счастье других (7,32) Активная жизнь (7,32) | Мудрость (7,14) | |
Мудрость (7,36) | Познание (7,38) | |||
Красота (7,38) | Творчество (7,50) | Познание (7,48) | Творчество (7,47) | |
Познание (7,42) Развлечения (7,42) | Развлечения (7,53) | Богатство (7,52) | Богатство (7,49) | |
Счастье других (7,63) | Творчество (7,60) | Счастье других (7,59) | ||
Творчество (7,48) | Мудрость (7,66) | Собственность (7,68) | Развлечения (7,76) | |
Бессмертие (7,52) | Бессмертие (7,72) | Развлечения (7,76) | Собственность (7,77) | |
Счастье других (7,68) | Красота (7,84) | Красота (7,84) | Бессмертие (7,79) | |
Собственность (7,83) | Собственность (7,91) | Бессмертие (8,00) | Красота (7,89) |
Таблица2 Распределение рангов инструментальных ценностей у респондентов с разным семейным статусом (М)
Ранг | Не состоящие в браке, не имеющие детей | Состоящие в браке, не имеющие детей | Не состоящие в браке, имеющие детей | Состоящие б браке, имеющие детей |
Образованность (4,58) | Предприимчивость (5,13) | Образованность (3,92) | Честность (4,51) | |
Честность (4,?1) | Образованность (5,16) | Честность (4,16) | Образованность (5,04) | |
Независимость (3,61) | Твердая воля (5,47) | Самоконтроль (5,24) | Твердая воля (5,60) | |
Твердая воля (6,03) Воспитанность (6,03) | Терпимость (5,50) | Предприимчивость (5,68) | Предприимчивость (5,61) | |
S | Честность (5,69) | Твердая воля (5,72) | Ответственность (5,85) | |
Самоконтроль (6,17) | Независимость (6Д6) Жизнерадостность (6,16) | Независимость (6,40) | Терпимость (6,09) | |
Терпимость (6,33) | Эффективность в делах (6,44 | Независимость (6,21) | ||
К | Ответств ейиость (6.4S) | Самоконтроль (6.31) | Смелость в отстаивании взглядов (6,60) | Воспитанность (6,55) |
Жианерад остяость (6,551 | Воспитанность (6,47) | Терпимость (6,68) | Богатство (6,78) Самоконтроль (6,80) | |
Смелость в отстаивании ВЗГЛЯДОВ (6,65) | Ответственность (6,56) | Ответственность (6,72) | ||
Предприимчивость (6,71) | Богатство (6,78) | Воспитанность (7,04) Широта взглядов (7,04) | Эффективность ь делах (6,92) | |
Богатство (6,88) | Эффективность в делах (6,91) | Жизнерадостность (6,99) | ||
Широта взглядов (6,96) | Смелость в отстаивании взглядов (6,94) | Жизнерадоет» ность (7,20) | Исполнительность (7,02) | |
Чуткость (7.03) | Широта взглядов СМ6) | Богатство (7,36) | Смелость в отстаивании взглядов (7,11) | |
Эффективность в делах (7,06) | Собственность (7Д8) | Чуткость (7,40) | Рационализм (7,25) | |
Рационализм (7,46) | Исполнительность (7,56) | Рационализм (7,56) Непримиримо сп. к недостаткам (7,56) | Чуткость (7,35) | |
Исполнительность (7,67) | Непримиримость к недостаткам (7,59) | Широта взглядов (7,40) | ||
Собственность (7,71) | Чуткость (7,66) | Исполнительность (7,60) | Непримиримость к недостаткам (7,50) | |
Непримиримость к недостаткам (7,74) | Рационализм (7,72) | Собственность (7,76) | Собственность (7,57) |
Ценностное сознание данной группы опрошенных характеризуется направленностью на других, ориентацией на межличностные отношения: семья (2 место), друзья (3 место), любовь и терпимость (4 место), честность (5 место), жизнерадостность (6 место), воспитанность (9 место) Представители данной группы отличаются ориентацией на следующие деловые качества предприимчивость (1 место), твердость волн (3 место), самоконтроль (8 место) и ответственность (10 место) (Таблицы 1, 2, 7)
Представители данной социальной группы отличаются от других групп опрошенных, в первую очередь, большей значимостью для них таких ценностей, как' друзья, предприимчивость, терпимость и жизнерадостность (Таблица 3), а меньшей значимостью -честности, образованности, здоровья и мудрости (Таблица 4)
Таблица 3 Распределение различий в структуре (ранжировании) наиболеезначимых ценностей в группах с разными характеристиками семейного статуса1
Различия с другими группами (М) | Не имеющие детей | Имеющие детей | ||
Не состоящие в браке | Состоящие В браке | Не состоящие в браке | Состоящие в браке | |
на 0,5-0,7 р&нга | Любовь Воспитанность Независимость | Материальная обеспеченность Эффективность в делах | Исполнительность | |
на 0,7-0,9 ранга | Предприимчивость Терпимость Жизнерадостность | Честность Уверенность в себе Мудрость | Ответственность | |
на 0,9-1,1 ранга | Образован ность | |||
свыше, чем на 1,1 ранга | Друзья | Работа Самоконтроль | Семья |
В группе респондентов, не состоящих вбраке иимеющих детей (проживающих неполной семьей),в исследовании приняли участие 32% мужчин и 68% женщин. Опрошенные в возрасте 18-25 лет составили 8%, в возрасте 26-35 лет - 24%, 36-45 лет - 40% и 46-55 лет - 28%. Наиболее значимыми целями жизни для них выступают здоровье, работа, материальная обеспеченность,
1 В таблице представлены только те ценности, которые являются более значимыми дня каждой из изучавшихся групп по сравнению с тремя другими (не менее, чем на 0,5 среднего значения ранга)
уверенность в себе и семья (Таблица 1)? а среди инструментальных ценностей лидирующее положение занимают образованность, честность, самоконтроль, предприимчивость и твердость воли (Таблица 2).
Опрошенные данной группы ориентированы прежде всего на ценности профессиональной самореализации, самоутверждение и волевые качества: работа, самоконтроль, предприимчивость, твердость воли, свобода, независимость, эффективность в делах, смелость в отстаивании взглядов, терпимость, ответственность и активная жизнь. Особую значимость для представителей данной социальной группы представляет ценность материальной обеспеченности. Менее значимыми для них, чем для представителей других групп, являются ценности личной жизни и межличностных отношений: семья (5 место), любовь (6 место), друзья (8 место), воспитанность ( место), жизнерадостность (13 место), развлечения (16 место) (Таблицы 1„2, 7),
Таблица 4.Распределение различий в структуре (ранжировании) наименеезначимых ценностей в группах с разными характеристиками семейного статуса1
Различия с другими группами (М) | Не имеющие детей | Имеющие детей | ||
Не состоящие в браке | Состоящие б браке | Не состоящие в браке | Состоящие в браке | |
на 0,5-O ранга | Материальная обеспеченность | Образованность Мудрость Здорорье | Воспитанность Жизнерадостность Богатство (и) | |
ею 0,7-0,9 ранга | Работа | Любовь Терпимость | Уверенность в себе | |
на 0,94,1 ранга | Семья | |||
свыше, чем на 1,1 ранга | Предприимчивость | Честность | Друзья |
В отличие от представителей других групп респонденты, не состоящие в браке и имеющие детей, в большей степени ориентированы на работу, самоконтроль, образованность, честность, мудрость, уверенность в себе, материальную обеспеченность и эффек-
1 В таблице представлены только те ценности, которые являются менее значимыми доя каждой из изучавшихся групп по сравнению с тремя другими (не менее, чем на 0,5 среднего значения ранга)
тивность в делах (Таблица 3), а в меньшей степени - на друзей, любовь и терпимость (Таблица 4).
Среди респондентов, состоящих в браке и имеющих детей (проживающих полной семьей), 53% составили мужчины и 47% - женщины, которые распределились по возрасту следующим образом: 18-25 лет - 6%, 26-35 лет - 28%, 36-45 лет - 42%, 46-55 лет - 24%.
В структуре терминальных ценностей респондентов, состоящих в браке и имеющих детей, приоритетное положение занимают ориентации на здоровье, семью, работу, материальную обеспеченность и любовь (Таблица 1), а среди инструментальных ценностей наиболее значимы - честность, образованность, твердость воли, предприимчивость и ответственность (Таблица 2)
Представители данной группы отличаются выраженной направленностью на семью, высоко значимыми являются также ценности профессиональной самореализации: работа, твердая воля, предприимчивость, ответственность, самоконтроль, активная жизнь, эффективность в делах и исполнительность (Таблицы 1, 2, 7). Наиболее существенными отличиями от других изучавшихся социальных групп являются, с одной стороны, высокое положение в иерархии ценностей семьи, ответственности и исполнительное! (Таблица 3), а с другой стороны, ниже ранжируются такие ценнс ста, как1 самоконтроль и уверенность в себе (Таблица 4).