Цель, проблема, объект и предмет исследования
Научно - исследовательская работа студентов
Структура НИР
I. Титульный лист;
II. Содержание;
III. Введение (обоснование выбора темы и ее актуальности, постановка проблемы исследования, обзор существующих по этой тематике исследований, объект и предмет, цели и задачи исследования, методологические ориентиры, методы и этапы исследования);
IV. Основная часть (теоретическая, расчетная, аналитическая, проектная);
V. Заключение (результаты исследования, их анализ и обсуждение выводы автора);
VI. Список использованных источников;
VII. Приложения.
Цель, проблема, объект и предмет исследования
Цель исследования - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.
Пример 1
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития.
Пример 2
Цель исследования: выявить особенности решения диагностических задач практическим психологом.
Пример 3
Цель исследования заключалась в анализе психологических особенностей и структуры настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.
Проблема. Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема.
Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему - значит выйти на эту границу.
Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема- это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Пример 4
Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке.
Пример 5
Проблема восприятия субъектом пространственного мира может ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные принципы. Необходимо оговорить эти различия с тем, чтобы прояснить постановку проблемы, принятую в нашей работе... Проблема описания единиц и способов регуляции пространственного восприятия...
Пример 6
Проблема объяснения оптических иллюзий при визуальной оценке и сравнении расстояний между краями предметов.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Пример 7
Объект исследования: межличностное общение. Предмет исследования: роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении.
Пример 8
Объект исследования: настойчивость как системное свойство личности.
Пример 9
Объект исследования: моральные суждения школьников различного возраста, высказанные: а) в анонимной серии, сформулированные под влиянием мнения взрослых и сверстников в естественных условиях их жизни и деятельности; б) в условиях психологического "давления" противоположного мнения взрослых и сверстников.
Предмет исследования: психологическая структура, количественные и качественные особенности настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.
Предмет исследования: динамика устойчивости моральных суждений школьников в возрастном плане (возрастная устойчивость) и в ситуации психологического "давления" взрослых и сверстников (ситуативная устойчивость).
Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет - через то, что у них изучается.
Пример 10
Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности.
Объект исследования. Объектом данного исследования являются учителя общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области".
Пример 11
Предмет исследования: особенности развития высших психических функций (по данным выполнения нейропсихологических проб) здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами.
Объект исследования: 74 здоровых ребенка 5-10 лет и 124 ребенка того же возраста с диагнозами: ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутистические особенности.
Пример 12
Объект исследования. В исследовании приняли участие 5 групп испытуемых: 1) студенты-медики второго курса Российского государственного медицинского университета (РГМУ), 38 человек; 2) студенты-медики пятого курса РГМУ, 55 человек; 3) врачи-профессионалы (хирурги, офтальмологи, ортопеды, акушеры-гинекологи, терапевты), имеющие высокие показатели квалификации, 69 человек; 4) студенты второго курса спецотделения факультета психологии МГУ (получающие второе высшее образование), BIB человека; 5) управленцы, 15 человек.
Данная группа представлена испытуемыми, которые сменили первую профессию, а сейчас успешно работают руководителями крупных, средних и малых предприятий. Всего в исследовании приняли участие 280 человек.
Предметом исследования являлись психологические особенности сознательной смены профессии.