Урок 5. Настройтесь на хорошее
Задача этого урока - осознание позитивного аспекта жизни, настраивающее участников общения на поддержку и взаимопонимание.
Прежде всего, давайте научимся непременно обращать внимание на конструктивное поведение людей, поощрять и хвалить их, когда они делают что-то трудное, новое, нужное. Научитесь восхищаться любым правильным действием человека. Выражайте открыто радость, когда человек сделает даже маленький успешный шаг. Поощряйте все, что дети (и взрослые) сделали хорошо или очень хорошо. Иногда важно выбрать или создать специально подходящий момент, а иногда достаточно просто приветливого взгляда или улыбки. Развивайте умение видеть в каждом поступке хорошее и говорить о нем. Постарайтесь почувствовать ситуацию и не «хватить через край».
Скоро вы и сами сможете убедиться: мир прекрасен и удивителен, и именно это чувство усиливает взаимное притяжение и ощущение уверенности во взаимодействии с людьми. Именно такая позиция является источником воспитания истинной ответственности за другого человека.
Продуктивный стиль взаимодействия предполагает:
• признание ценности прошлого - периода, по отношению к которому можно подвести итоги;
• осознание преимущества настоящего - момента действий;
• благодарного принятия будущего - времени предвосхищений и проектов.
Упражнение «Стратегия доброго старта»
Стратегию доброго старта можно представить пятью составляющими элементами: воспоминание приятного прошлого; идентификация ключевых образов приятной ситуации; идентификация ключевых образов неприятной ситуации; смешение позитивного и негативного якорей; благотворный мостик в будущее.
Освоив эту технику вы можете использовать ее самостоятельно в любой необходимый момент.
1. Воспоминание приятного прошлого. Устройтесь поудобнее, чтобы вам никто не мешал, и вспомните ситуацию, в которой вы испытывали только самые положительные эмоции: радость, удовольствие, уверенность в своих силах, внутреннее спокойствие или приятный эмоциональный подъем.
2. Идентификация ключевых образов приятной ситуации. Представьте себя вновь в этой прошлой благотворной обстановке. Обратите внимание на ваше внутреннее состояние: прислушайтесь к своему дыханию, ощущениям в теле, мыслям, чувствам. Пусть ваше внутреннее состояние выразит себя каким-то образом: это может быть картинка, звуки, голоса или ощущения в теле. Побудьте несколько минут с этими живительными внутренними ощущениями, и пусть они примут любую форму. Выделите самый приятный цвет, присутствующий в образе, или подумайте о том, какой цвет может символизировать ваше положительное состояние. Скажите себя фразу, которая соответствует переживаемым ощущениям; вложите в нее всю вашу мощь, всю силу вашей жизненной энергии. Цвет (например, зеленый) и фраза (например: «Все силы Вселенной - во мне!») будут служить вам визуальным и слуховым якорями, которые помогут вернуть это состояние высшего потенциала. Можете добавить еще и тактильный якорь, коснувшись рукой запястья, подбородка или сложив ладони друг с другом. Любое несложное движение подойдет; важно только его запомнить, чтобы потом повторить вновь.
3. Идентификация ключевых образов неприятной ситуации. Подумайте теперь о том, что вас тревожит, мешает сосредоточиться, настроиться на приятный контакт с классом. Представьте себе все элементы этой ситуации и обратите внимание, какие внутренние переживания и ощущения возникают при этом. Пусть все неприятное сосредоточится в каком-то одном образе - видимом или ощущаемом, который имеет определенную форму, цвет и, быть может, звуки. Запомните эти ключевые образы, они послужат нам негативным якорем.
4. Смешение позитивного и негативного якорей. Представьте, что перед вами - закрытая книга. На ее обложке - ключевые образы приятного прошлого. Вспомните их, активизировав позитивные якори: восстановите мысленно приятный цвет (например, зеленый), повторите «ту самую» фразу (например: «Все силы Вселенной - во мне!») и представьте ее напечатанной на обложке, будто эта книга имеет такое название. Используйте при этом «заветное» прикосновение, т. е. тактильный ресурсный якорь. Удерживая себя в этом состоянии, откройте мысленно книгу и представьте, что на левой странице - картинка, соответствующая ключевому негативному образу, который возникал на третьем шаге: те же самые отталкивающие формы и цвет, запомнившиеся неприятные звуки, слова или ощущения. А на правой странице - картинка с обложки - во всем ее великолепии. Только чуть больше, четче и ярче. Задержите свое внимание на приятной странице, получите удовольствие, глядя на дорогой вам образ, прочтите еще раз «заветную» фразу, используйте ресурсное прикосновение. Переверните страницу. На новом развороте то же самое: слева - неприятная картинка, правда значительно потускневшая, несколько размытая и меньших размеров, а справа - приятная - яркая, четкая, крупная. Побудьте с ней, ощутите удовольствие, прилив благотворных ощущений. Снова переверните страницу. На левой стороне - лишь еле угадываемые очертания былого, а на правой - яркий, четкий образ во всем его великолепии, в сочных красках, полном, проникающем в каждую клеточку организма живительном ощущении, наполняющем тело и душу прекрасной мелодией... Закройте книгу - на обложке все тот же радующий вас образ, дающий надежду и силы. Теперь если вы вновь подумаете о неприятной ситуации, то обнаружите, что ее негативное эмоциональное воздействие значительно потускнело, ослабло, стерлось.
5. Благотворный мостик в будущее. Снова вернитесь к позитивному эмоциональному состоянию, используя всю силу своего воображения и ресурсные якоря. Удерживая себя на этой волне, подумайте о том, как вы войдете в класс, улыбнетесь детям и не только сохраните этот приятный, творящий благо настрой, но и приумножите его для вашего общего взаимопроникающего и взаимодополняющего развития.