Обеспечение психологической включенности в деятельность
Альтернатива психологической включенности. Альтернатива психологической включенности — невключенность, рас-средоточенность внимания и сил на посторонних, отвлекающих от необходимого действия предметах и раздражителях. Чтобы собрать внимание, надо избавиться от посторонних, отвлекающих факторов.
Иными словами, условием полной включенности в данное действие является полная невключенность внимания во все другие возможные фоновые стимулы и раздражители.
Это в принципе вполне достижимо в результате овладения навыками психологической релаксации, т. е. снятия психического и физического напряжения через расслабление мышц тела.
Здесь феномен психологической включенности может рассматриваться как результат преодоления психологических барьеров личности, одним из которых оказывается психическая напряженность.
Психологическая релаксация как условие включенности. Релаксация достигается методами суггестии (внушения) и в результате тренировки навыков снятия физического напряжения (саморелаксации) при одновременном формировании способности к сосредоточению внимания на предмете действия.
Опыт показывает, что данная задача весьма сложна, если у испытуемого нет необходимых навыков не только релаксации, но и совмещения их со способностью к переключению внимания.
Для примера можно осуществить это в рамках такого эксперимента: пусть приглашенный к доске студент попытается полностью расслабить свою руку от кисти до плеча. В это же время он одновременно должен написать на доске мелом свои имя и фамилию.
Проверка состояния релаксированности руки при выполнении этого, казалось бы, несложного задания показывает, как правило, его невыполнимость или трудность выполнения без навыков релаксации.
Таким образом, одним из путей обеспечения психологической включенности в действие является формирование навыков физической и психической релаксации в сочетании с опытом распределения и переключения внимания.
Обеспечение психологической включенности через регуляцию внимания, мотивации и опыта психического заражения В этом же направлении работает и опыт преодоления многих других психологических барьеров личности. В конечном итоге обеспечение психологической включенности в действие достигается на путях овладения навыками регуляции внимания и мотивации деятельности, равно как и опытом психического самозаражения интересом к предстоящему действию. Последний представляет собой психологический механизм внутренней самостимуляции, предполагающей развитие навыков эмоционального усиления и углубления интереса к предмету деятельности. В основе этого механизма лежит нарастающая эмоциональная и образная идентификация с предметом деятельности, равно как и ее символом.
В деятельности театрального артиста, например, это может быть процесс сближения, а иногда даже и слияния с психическим, эмоциональным состоянием изображаемого персонажа. Он позволяет достичь наибольших высот психологического включения или вхождения в образ, создающего эффект подлинности бытия того героя, которого играет актер.
Однако абсолютно полное слияние с образом на гребне эмоциональной идентификации достижимо, как правило, при фактическом отключении сознательного контроля за этим процессом. И здесь актера поджидает коварный эффект возможного выхода за рамки своего реального статуса.
Играющий роль Отелло, если он вдруг забудет обо всем, кроме своего сиюминутного образа, может и в действительности задушить актрису, исполняющую роль Дездемоны. Об этой опасности предупреждал К. С. Станиславский.
О реальности подобной ситуации, когда, исполняя роль, можно потерять контроль над собой, говорил и Федор Иванович Шаляпин как о действительном факте в своей творческой биографии, когда его начали душить слезы его героя, а он в результате на мгновение потерял голос, перейдя на хрип, но вовремя исправил положение.