Консультирование по проблемам употребления психоактивных веществ и химической зависимости подростков
Данная проблема становится все более актуальной и болезненной в последнее десятилетие. Ранняя алкоголизация и наркотизация берут свое начало именно в подростковом возрасте. В последнее время появилось немало литературы по данной проблеме, однако большая часть публикаций подготовлена врачами, педагогами и специалистами по возрастной физиологии. Необходимо сделать краткий обзор проблемы с точки зрения практического психолога, работающего с подростками.
Прежде всего, употребление психоактивных веществ имеет свои социально-психологические и возрастные аспекты. Например, токсикомания (наиболее типичный ее вид — «нюхание» изделий бытовой химии) наиболее широко распространена среди младших подростков из семей, где основной особенностью семейного воспитания является гигюпротекция, т. е. безнадзорность и невнимание к детям. Зачастую это семьи, где кто-то страдает алкоголизмом. Психопрофилактическая работа с родителями таких подростков бывает затруднена, поскольку в силу этой причины они крайне неохотно идут на контакт. Употребление наркотических веществ чаще встречается у более старших подростков. Обычно подростки приобщаются к ним через «травку» (т. е. легкие наркотики типа анаши, марихуаны), привыкание к которой развивается довольно быстро. Далее подростки начинают употреблять более сильнодействующие вещества, которые оказывают разрушающее воздействие на организм. Если это и происходит в подростковом возрасте, то скорее на рубеже отрочества и ранней юности. Формирование химической зависимости происходит в подростковом возрасте гораздо быстрее, поскольку, как отмечают физиологи, организм подростка гораздо менее устойчив перед психоактивными веществами, нежели организм взрослого.
Для семей таких подростков характерны некоторые типичные особенности. Прежде всего это чрезмерная жесткость границы между родительской и детской семейными подсистемами, проявляющаяся в отсутствии подлинного интереса к жизни подростков со стороны родителей, стремлении «отвязаться» от детей при помощи подарков или денег, неумении оказать эмоциональную поддержку своим детям. Чаще всего в родительском общении фрустрировано характерное для подростков «чувство взрослости», возможно, за счет того, что родители используют способы общения, которые изжили себя. Зарубежные исследования показали, что определенным фактором риска становится положение подростка в подсистеме детей. Первенец, имеющий сводных братьев или сестер от второго брака родителей, становится зависимым от психоактивных веществ значительно чаще, чем дети с другим положением в семье. Данные психодиагостических обследований показывают, что для подростков, склонных к наркотизации, типично резко обостренное стремление утвердиться в мнении о себе как взрослом. Такие особенности родительского отношения и общения толкают подростков в компании, где они получают возможность «попробовать взрослой жизни».
Часто родители и учителя обращаются с жалобами на подростков, замеченных в том, что они пробуют опьяняющие вещества на себе самих. Мотивом употребления психоактивных веществ может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма, что сочетается с неуверенность в себе и отсутствием у подростка способов саморегуляции, позволяющих почувствовать себя свободно и комфортно. Например, возможно, что подросток с выраженными трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Это лишь один из мотивов ранней алкоголизации подростков. Другим мотивом может быть ощущение подростками своей жизни как серой скучной и эмоционально дискомфортной. Наркологи отмечают, что подростки нередко прибегают к одурманивающим веществам как своего рода лекарствам от подростковых депрессий. Еще одним мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует (Личко А. Е., 1985). Особенно трудной оказывается ситуация, когда практически в любой компании из своего окружения знакомство с одурманивающими веществами является групповой нормой, и подросток, не имеющий такого опыта, становится изгоем, «белой вороной». Такая ситуация, по данным наркологов, характерна для некоторых регионов, где наркотизация и алкоголизация подростков в среднем выше, чем по стране.
В работе с такими подростками требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка категорически недопустимо. Необходимо, прежде всего, установление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. Возможно использование техник невербального общения, направленных на формирование подсознательного доверия со стороны подростка (это могут быть техники присоединения к клиенту, разработанные в эриксоновском гипнозе или нейролингвистическом программировании).
Диагностика направлена, прежде всего, на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики является беседа, которая должна быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, можно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации (Ковалев С. В., 1991). Чтобы не использовать формы и методы диагностики, в беседу можно включать вопросы из подобных анкет, задавая их в свободной форме.
В случае групповой зависимостиусилия психолога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием.
При индивидуальной зависимости(в случае, если у подростка есть потребность в употреблении наркотических веществ независимо от того, в компании он или нет) желательно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога.
Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка.
Собственно терапия наркотической или алкогольной зависимости не является задачей работы практического психолога, поскольку для этого необходимы знания и навыки врача-нарколога или опытного психотерапевта. Тем не менее, знакомство с литературой по психотерапии наркотической или алкогольной зависимости (например, Ковалев С. В., 2000) полезно для любого практического психолога. В его работе с подростками основной задачей становится психопрофилактика наркотизации и алкоголизации, а также психологическая помощь тем, кто пытается выйти из наркотизированных или алкоголизированных компаний. Анализ мотивов ранней алкоголизации и наркотизации помогает понять направления психопрофилактической работы. Одним из таких направлений становится развитие уверенности подростка в себе. Эта работа может быть построена в форме тренинга уверенности в себе и навыков самопознания (Прихожан А. М., 1997). В рамках такого тренинга могут быть обыграны ситуации, когда надо сказать «нет» тому, кто втягивает подростка в наркотизированную компанию или предлагает попробовать психоактивное вещество. Темой групповой дискуссии можно сделать такие проблемы, как значимость для подростка мнения о нем группы, зависимость от этого мнения, самодостаточность и способность ориентироваться на свою собственную систему ценностей.
Другим направлением психопрофилактики становится помощь подросткам в формировании психологических средств саморегуляции. Здесь полезно использовать техники аутогенной тренировки, мышечной релаксации. Эффективна также телесно-ориентированная психотерапия (Рудестам К., 1990, Лоуэн А., 1999), которая помогает принять свое «физическое Я», а также способствует получению нового и яркого телесного опыта, помогая тем самым решить многие типичные проблемы возраста. Техники гештальттерапии способствуют преодолению таких проблем, как ощущение скуки и серости своей жизни, помогают снятию тревоги, которая так ярко выражена в подростковом возрасте, позволяют развить способность к концентрации внимания на настоящем. Эта способность важна для того, чтобы подросток мог лучше ориентироваться в своих подлинных чувствах и ощущать свою настоящую жизнь как насыщенную, интересную и в силу этого обладающую ценностью.
Обычные формы и методы антинаркотической пропаганды в работе с подростками недостаточно эффективны. Хорошо известно, что обычно такая пропаганда имеет две составляющих — запугивание против наркотиков и рекламу дорогостоящего лечения химической зависимости. Внутренним условием, снижающим эффективность антинаркотической пропаганды, является «подростковый миф» — типичное для возраста убеждение в собственной исключительности, неподвластности законов природы над собой. Применительно к данной проблеме он выглядит как убеждение в том, что «пристраститься к наркотикам может кто угодно, но именно мне это не грозит.
Важнейшая часть психопрофилактической работы по предотвращению наркотизации и алкоголизации подростков — консультирование родителей. Можно выделить несколько направлений в этой работе:
1) формирование мотивации участия в консультировании;
2) развитие навыков общения с подростками, удовлетворяющих «чувство взрослости» и другие типичные для возраста потребности;
3) развитие чувства компетентности в общении и уверенности в себе как родителе.
Наиболее сложным оказывается первое направление. Многие родители склонны винить в происходящем окружение подростка, школу, социальную ситуацию в целом, прикрывая тем самым свое нежелание что-то менять в себе. Страх изменений в этом случае понятен («Как бы не стало еще хуже»), и он может быть обсужден во время встречи. Изменить отношение к консультированию помогает показ возможностей консультативной работы и совместных усилий по предотвращению или преодолению зависимости у подростка.
Последние два направления в консультировании родителей тесно связаны. Чувство компетентности развивается, если психолог помогает родителю найти в своих взаимоотношениях с подростком опыт, который может оказаться полезным — доверительные отношения, общение с подростком как с взрослым, умение выслушать не перебивая и встать на точку зрения своего ребенка. Эти навыки общения психолог помогает развить, используя разыгрывание сценок, обучая «Я-высказываниям» и другим необходимым способам коммуникации. В целом такая работа способствует преодолению преграды между поколениями и отчужденности подростка от родителей.