Раздел 3. Психология малой группы
Традиционно исследования в социальной психологии сосредоточены были на поведении человека в группе. Характерная для первых десятилетий ХХ века популярность проблематики малых групп была связана, конечно, с развитием самой социальной психологии как системы научного знания. Внедрение экспериментального метода в социальную психологию закономерно обусловило лидирующую роль малой группы как объекта научных исследований. Однако решающим фактором фокусировки социальной психологии на проблеме малых групп выступили не внутринаучные, а социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах (производство, воспитание, управление и т.п.). Исследования малых групп в большой мере связаны с той теоретической моделью, которой придерживаются авторы того, или иного направления. Г.М. Андреева определяет три таких основных направления в западной психологии: социометрическое, социологическое и школа «групповой динамики». Более развернутой классификацией можно считать выделение следующих теоретических ориентаций исследования малых групп: теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, организационный подход, деятельностный подход, параметрический подход, теория систем. В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60–70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив — личность и малая группа — личность.
3.1. Понятие малой группы в социальной психологии. Классификация малых групп
Чем объясняется постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология МГ в настоящий момент представляет собой разработанную область научного знания, включающую в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне времени и пространства.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Такое определение дается в учебнике Г.М. Андреевой.
Французские социальные психологи Д. Анзье и Ж. Мартен полагают, что группа характеризуется:
а) ограниченным числом членов, таким, чтобы каждый был способен выработать представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них;
б) совместным активным достижением относительно постоянной общей цели;
в) эмоциональными взаимоотношенями;
г) сильной взаимозависимостью образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий;
д) дифференциацией ролей между членами группы;
е) выработкой общих норм и специфической групповой культуры.
Ни в первом, ни во втором списке, ни разу не упомянуты объективные предпосылки возникновения группы. Решающим критерием выдвигается четкость и детализированность представлений друг о друге.
Идея о том, что принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней средство удовлетворения личных запросов, чрезвычайно характерна для американской психологии. Согласно Б. Бассу, группа может быть определена как «такое собрание индивидов, существование которого чем-либо их вознаграждает». «Наше определение группы, – пишет Р. Кэттел, – совокупность индивидов, в которой существование всех используется для удовлетворения каких-либо потребностей каждого»11.
Наиболее часто используемые дихотомии при классификации малых групп: формальные — неформальные, референтные — группы членства.
Формальная группа принадлежит какой-либо организации и отношения в ней продиктованы не только личными симпатиями, но и нуждами этой социальной организации.
Неформальная группа возникает стихийно, либо сама по себе (круг друзей, соседей и т.д.), либо существует внутри какой-либо формальной группы или организации.
Понятия референтные группы и группы членства введены Г. Хайменом — часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, применяемые не в данной группе, а в какой-то другой. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. В дальнейшем референтными группами стали называть и реально существующие группы.
Г. Келли выделил две функции: нормативную и сравнительную (эталонную).
Референтная группа — любая реальная или воображаемая группа со стандартами и убеждениями, с которыми идентифицирует себя индивид, чьи нормы и ценности используются им как система эталонов при выборе и оценке своих поступков.
3.2. Структура малой группы
Структура: элементы и связи между ними. Связи – это взаимодействия и взаимоотношения. Элемент – часть структуры группы – это индивид, а также его поведение, которое связано с проигрыванием определенных ролей в группе.
Сложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает так называемую систему официальных отношений. Активно действующими элементами этой системы являются члены группы, чьи роли заданы отношениями власти и подчинения, предписанными на формальном уровне (начальник, заведующий, староста, капитан и т.д.). Обычно отношения в этой системе диктуются структурой иерархии и связаны с обязанностями и правами участников социальной деятельности.
Но одновременно в ходе развертывания этой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные. Таковы, например, роли, которые можно встретить в большинстве коллективов: критик, организатор, эрудит, генератор идей, саботажник и т.д. Связи между реализующими эти роли индивидами образуют систему неофициальных деловых отношений. Позиция делового лидера является центральным элементом этой системы, при этом далеко не всегда руководство группой осуществляется лидером коллектива, а распределение ролей в группе происходит в зависимости от возможностей, потенциала, личностных и деловых особенностей каждого индивида.
Наряду с упомянутыми системами официальных и неофициальных деловых отношений в группе существуют отношения эмоционального типа. Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желаний оказать кому-то поддержку или чинить препятствия и т.д. Центральным элементом является эмоциональный лидер, человек, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе. Он наиболее предпочитаемый участник различного рода неформальных ситуаций жизнедеятельности группы. Среди ролей этой системы: весельчак, нытик, оптимист, зануда, завистник, угодник, шут и т.д.
Р. Шиндлер (1957) выделяет следующие наиболее распространенные роли в группе, используя для обозначения греческие буква: a – альфа (лидер), b – бета (эксперт), g – гамма (рядовой), w – омега (аутсайдер, отвергаемый), Р (противник). Лидер импонирует группе, побуждает ее к действиям. Эксперт имеет специальные знания, навыки способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он рассматривает ситуацию с нескольких сторон, его поведение самокритично и рационально. Гамма — легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляется с лидером. Омега — самый «крайний» индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных, иногда он отождествляется с противником, чем провоцирует группу. Противник, оппозиционер, активно выступает против лидера.
Р. Бейлс указывает на следующее весьма существенное для успешного функционирования группы обстоятельство: групповая структура
(в инструментальном ее измерении), наиболее эффективная для решения поставленной перед группой задачи, может оказаться неудовлетворительной в межличностном (экспрессивное измерение) плане. И, следовательно, необходима соответствующая сбалансированность этих структурных измерений.
Для изучения групповой структуры обычно применяются следующие методы:
1) социометрические (используются для изучения неформальных отношений в группе);
2) методы изучения лидерских позиций и влияния в группе (ранжирование, дискуссии, ролевые игры и т.д.);
3) методы изучения коммуникативных сетей (система передачи информации в группе и информационного влияния);
4) наблюдение (в естественных условия жизнедеятельности группы или в лабораторных условиях);
5) экспертное оценивание и групповая оценка личности (ГОЛ);
6) формально–статусный метод (например, изучение штатного расписания и должностных инструкций).
3. 3. Роль и статус
Роль и статус — этими понятиями оперируют социальные психологии, описывая положение индивида в группе и обществе. Психологическая роль – построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут. Во всяком организованном действии роли находятся в обязательном взаимодействии друг с другом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые накладываются ролью и осуществлять свои права по отношению к другим.
Формальная социальная роль – поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Выработанная обществом и усвоенная нами индивидуальная система мыслей, чувств, намерений и действий.
Внутригрупповая роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий со стороны данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.
Межличностная роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий, предъявляемых знакомым человеком на основе сложившихся с ним отношений.
Индивидуальная роль – поведение, которое строится в соответствии с собственными ожиданиями.
Статус – положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению. Действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса.
Социальный статус – относится к позиции человека в обществе: уважение которым он пользуется и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в социальной системе.
Личный статус возникает в связи с взаимоотношениями в группах. Сохранение личного статуса состоит в том, чтобы действовать так, чтобы обеспечить свое положение.
Можно сказать, что роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.
Роли человек усваивает и присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения
3.4. Развитие малой группы
При изучении группы психологи пользуются термином «групповая динамика». Свое начало это понятие ведет от основателя «школы групповой динамики» Курта Левина. Впервые термин «групповая динамика» был использован в статье К. Левина «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» в 1939 г. в США. По определению К. Левина групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе12. При описании и объяснении принципов групповой динамики Левин опирался на законы гештальт-психологии: а). целое доминирует над частями; б). отдельные элементы объединяются в целое.
В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу.
В групповой психотерапии существует также отдельное направление, в основании которого лежит психоанализ, оно также называется «групповая динамика» или «групподинамический подход».
Анализ развития группы обычно происходит на основании пяти элементов.
1. Цели группы.
2. Нормы группы.
3. Структура группы и проблема лидерства.
4. Сплоченность группы.
5. Фазы развития группы.