Цикл упражнений на экзистенциальные темы
В этих упражнениях мы стараемся придать философским проблемам чувственно переживаемую реальность. Мы не спрашиваем, что данный человек думает по этому поводу. Но обращаемся к его бессознательному, которое создает образы, говорящие об истинных убеждениях личности и ее проблемах гораздо больше, чем любые рассуждения.
5.6.1 Упражнение 1. «Поиск смысла жизни»
Понятию смысла жизни посвящено немало книг знаменитого психотерапевта В.Франкла. Мы не будем сейчас разбирать его замечательные идеи, но заметим, что многие люди не задумываются о смысле жизни, однако, непосредственно ощущают осмысленность своего бытия. Если же человек переживает ощущение бессмысленности, то уже потом он начинает рассуждать на эту тему, пытаясь логически обосновать свое ощущение бессмыслицы бытия или найти смысл таким же способом. Однако, можно просто создать образ того смысла жизни, который бы действительно вас устроил и потом определить, что он для вас значит и каким способом можно его реально обрести. Обрести в том смысле, чтобы непосредственно ощущать его присутствие в своей жизни, более того, в своем теле, поскольку наши переживания всегда коренятся в нашем теле и нигде больше.
Инструкция к упражнению.Сядьте в удобную позу. Представьте, что недостающий смысл жизни находится настолько далеко, что вы ощущаете свою изолированность от него, и настолько близко, что вы можете достаточно ясно его ощущать (то есть, видеть, или слышать, или просто чувствовать его присутствие). На что он похож? Первое, что возникает в вашем воображении и будет правильным ответом. Изучите возникший образ, поговорите с ним. Понятно, что недостающий смысл жизни должен представляться чем-то чрезвычайно прекрасным, энергетически сильным. Смысл жизни действительно дает нашей жизни много энергии и спокойствия, уверенности. Если вы уверены, что смысла жизни нет, то это означает. Что вы на самом деле знаете, чего вам недостает, но вы отрицаете его существование. Поэтому эта отговорка не годится, вы все равно можете представить то, что как вам кажется, не существует, но в принципе желательно для вас.
Какие преграды существуют между вами и вашим смыслом жизни? На что они похожи, что они сообщают вам, как обосновывают отсутствие контакта между вами и смыслом жизни? Найдите контраргументы и другие способы преодоления препятствий. Если это не действует, то позвольте самому смыслу разрушить одну преграду за другой, приблизиться к вам и войти в ваше тело. Ощутите, как смысл жизни вошел в вас и соединился с вами. Как изменилось ваше состояние? Ощущаете ли вы себя спокойнее, увереннее, целостнее, сильнее? Пусть это чувство закрепится и распространится по всему вашему телу. Время упражнения 5-10 минут.
Групповое обсуждение результатов очень важно, чтобы терапевт мог его достаточно квалифицированно провести, ему необходимо хорошо знать теорию логотерапии В.Франкла.
Пример 1. После выполнения подобного упражнения в группе, одна из студенток ощутила, что соединилась со смыслом жизни, который представлялся ей прекрасным солнечным энергетическим шаром, который поместился в ее теле где-то в области плеч. Она почувствовала себя очень хорошо, видно было, что она распрямилась и как-то посветлела лицом. Однако она сказала, что чувствует тревожащую ее потребность что-то делать прямо сейчас. Она почувствовала какую-то ответственность и, несмотря на обилие энергии, которую она получила, это было ей неприятно. Она сказала, что предпочитает прежнее состояние, хотя оно было менее энергитичным, в меньшей степени дающим ощущение осмысленности жизни.
Несмотря на то, что я пытался помочь ей сохранить новые достижения, пришлось согласиться с ее нежеланием принять смысл жизни. Как только она отпустила свой смысл жизни, ее плечи снова опустились, а лицо потеряло «свечение», но она сказала, что так ей спокойнее.
Этот случай подтверждает мнение В. Франкла, что обретение смысла жизни накладывает на человека ответственность за следование этому смыслу. Что может обременять личность, хотя дает ей много сил и приносит счастье. Поэтому многие люди предпочитают защищаться от собственного смысла жизни и думают, что он должен находиться где-то далеко вне пределов досягаемости. Получается, что люди, которые жалуются на отсутствие смысла жизни, на самом деле избегают его.
Пример 2. Несколько раз я проводил терапевтические сеансы с этой студенткой на мастер-классе. Результаты их были удачны, однако, несмотря на успехи, она все время повторяла, что все равно не видит смысла жизни, а без этого никакие успехи не имеют цены. Я не знал, как ей помочь, не было удачной «зацепки». Однако, на одном из последних занятий, я предложил ей представить свой смысл жизни на некотором расстоянии от себя. Она сказала, что ведь его все равно нет. Тогда я сказал, что все-таки она знает какой смысл, хотела бы иметь, поэтому может его и представить. Она согласилась. После чего я предложил ей сказать смыслу, что она больше не будет изгонять его из своей жизни. Мое предложение было основано на вызревшем у меня убеждении, что она сама отказывается от смысла жизни, который на самом деле всегда присутствует в нашей жизни, даже, если мы этого не сознаем. Она была удивлена таким предложением, но сделала это… И стала смеяться! Она была просто счастлива, и сказала, что теперь ощущает свою жизнь как наполненную смыслом. Ей действительно стало хорошо, ее глаза сияли. Она спросила с упреком: «Почему Николай Дмитриевич, вы раньше не сказали мне такой простой, легкой фразы?!» «Извини, - ответил я, - только сейчас догадался…»
5.6.2 Упражнение 2«Прекращение вечной борьбы»
Участникам группы для пояснения рассказывается индийская притча.
Один человек, как и тысяча тысяч других, мечтал разбогатеть и удовлетворить все свои желания. Он понимал, что заработать столько он не сможет, но он слышал, что где-то в лесу живет мудрец, который знает великую мантру (заклинание). Если эту мантру произнести, то явится великий джин, который выполнит любые поручения.
Он долго искал именно этого мудреца, в конце концов, нашел, и, упав в ноги, молил открыть ему великую мантру. Мудрец уговаривал его отказаться от своей безумной затеи. «Если ты не найдешь работы для джина, то он тебя убьет», - предупредил мудрец. Но человек только рассмеялся: «У меня столько желаний, что я просто завалю его работой, ему некогда будет отдыхать!» - сказал он. Он так просил, что, в конце концов, мудрец не выдержал и открыл ему тайну.
Недалеко отойдя, человек произнес мантру, и явился джин ростом до небес. Все, что просил у него человек, появлялось тут же: дворцы, золото и драгоценные камни, парки и мосты, танцовщицы и воины, слоны, груженные разнообразным богатством... Очень скоро человек не мог придумать, что еще попросить, и джин проревел: «Давай мне работу или я убью тебя!» В отчаянии человек бросился к мудрецу, на ходу выдумывая что-то для джина, а тот гнался за ним.
Снова, упав в ноги мудрецу, человек завопил: «О-о-о, я понял, какой я был глупец! Спаси меня, я так раскаиваюсь!» «Ладно, раз ты раскаиваешься, я помогу тебе, - ответил тот, - видишь ту собаку с закорюченным (иначе не скажешь - Н.Л.) хвостом? Тащи ее сюда, и вели джину раскорючить ей хвост».
Джин совершенно измучился с этим заданием, только он раскорючил собаке хвост, как он снова закорючился, он опять раскорючил, а хвост опять закорючился, он раскорючил - хвост закорючился... Он вконец вспотел и сдался. «Никогда я не сталкивался ни с чем подобным. Отпустите меня, и я вас не трону» - сказал он.
Джина с миром отпустили, и человек снова упал на колени перед мудрецом. «Прости меня, я был полным идиотом, теперь я все понял и хочу стать твоим учеником! Преподай мне твой первый урок!» - возопил он. «Ладно, - сказал мудрец, - это и есть мой первый урок: весь этот мир подобен закорюченому собачьему хвосту. Все люди пытаются его раскорючить, а он снова закорючивается, они его раскорючивают, а он опять закорючиваются, они его раскорючивают, а он закорючивается... Потому что его исходное свойство - быть закорюченным...»
Даже не совершая никаких видимых действий, мы часто психологически боремся с какими-то явлениями или людьми внутри самого себя. Или бесконечно боремся сами с собой. Или хотим переделать этот мир в соответствии со своими желаниями и представлениями. Например, мы вечно спорим со своими родителями или мужем (женой), мы тратим очень много энергии на эту борьбу, но борьба эта не приносит никакого успеха, наоборот, те явления, с которыми мы усиленно боремся, только разрастаются и крепнут, как будто питаются энергией затраченной нами. А мы наоборот все слабеем и чахнем, и вместо продуктивной жизни продолжаем бесконечную и бесполезную войну внутри себя. Много энергии мы затратили на борьбу в прошлом, много тратим на борьбу за будущее, которое никак не наступает. Жизнь наша протекает в депрессии, а силы тают.
В этом упражнении предлагается вернуть себе ту энергию, которая была затрачена на борьбу с тем или иным явлением. Вы можете действовать двояким образом: либо попытаться вернуть себе сразу все, не вдаваясь в деталировку тех проблем, на борьбу с которыми вы затрачивали свои силы, а можете действовать, постепенно выделяя по очереди то одно, то другое явление, с которым вы боролись или боретесь, и возвращая себе затраченную или затрачиваемую прямо сейчас энергию. Гораздо лучше, если эта энергия вернется к вам, чем будет тратиться впустую. Вы почувствуете себя сильнее тех явлений, с которыми боролись.
Инструкция.Итак, сосредоточьтесь на мысли о возвращения всей энергии, затрачиваемой вами на ту или иную борьбу. Представьте себе нечто, с чем вы так усиленно боритесь или боролись без всякого успеха. Если это действительно что-то или кто-то опасный для вас, то не прекращайте борьбы, а подумайте о более эффективной самозащите.
Если же вы поняли, что эта борьба бесплодна и приводит только к вашему истощению, то призовите всю напрасно истраченную энергию обратно и примите ее как свой энергетический потенциал. Вы можете пригласить и всю энергию из прошлого, которая была затрачена раньше, и из будущего, куда она была вами направлена. Главное, откажитесь от напрасной и непродуктивной борьбы, чтобы жить хорошо прямо сейчас. Время выполнения 5-10 минут.
Групповое обсуждение результатов выявляет многие нерешенные проблемы и вызывает философскую дискуссию.
5.6.3 Упражнение 3 «Быть здесь и теперь»
Эта тема много обсуждалась в психологической литературе. Люди страдают не от сегодняшних проблем, а от своих переживаний по поводу прошлого или страхов по поводу будущего. Но прошлого уже нет. А будущее еще не наступило. Самый оптимальный способ жизни может быть назван «здесь и теперь». Но мы часто ускользаем из настоящего момента, чтобы не решать актуальных проблем, а страдать по поводу фантазий относительно прошлого или будущего. Участникам группы рассказывается буддистская притча о «земляничке».
За человеком погнался тигр. Он побежал от него и свалился в пропасть, схватился за корень, торчащий из склона горы, и повис на нем. Взглянув вниз, он увидел, что внизу его поджидает другой тигр. Тут из норки, рядом с корнем, выбежала маленькая мышка и стала его подгрызать. Когда осталось совсем немного, и корень почти оборвался, человек вдруг увидел, растущую на склоне прямо перед его лицом, маленькую земляничку. Он сорвал ее и съел.
На этом притча, которой не меньше 1500 лет, кончается и к ней не дается никакой ее интерпретации.
Наивный читатель может сделать вывод о беспросветности человеческой жизни. Однако символика притчи имеет другой смысл, понятный в рамках буддистской философии.. Легко понять, что первый тигр - это прошлое, от которого человек в ужасе убегает, второй тигр - это будущее, которого человек всегда страшится. Корень - это корень жизни, а маленькая мышка - неумолимое время. А вот маленькая земляничка - это мгновение настоящего, и когда человек съел ее, то попал в настоящий момент времени и обрел просветление. Потому что в настоящем нет ни прошлого, ни будущего, а значит, нет никаких страхов и страданий, есть только прекрасное настоящее, которое может длиться вечно. Только в настоящем мы подлинно свободны, и можем проявлять свое истинное Я. Вывод из притчи оптимистичен, он показывает, что решение может быть найдено мгновенно, прямо сейчас, что это решение находится прямо у нас под носом.
Но хитрость психологии еще в том, что прошлое проецируется в будущее, то есть незаметным для себя образом, вы создаете свои страдания в будущем на основе неразрешенных проблем прошлого.
Инструкция.Осознайте ваши страдания, которые связаны с прошлым. Представьте эти чувства на каком-то расстоянии сзади вас, за спиной. Представьте их не в виде ситуации, а в виде некоторого абстрактного энергетического объекта, который. Найдите аналог этих чувств спереди от вас, в будущем. Образы этих переживаний, скорее всего, идентичны, если речь идет об одной и той же проблеме. По крайней мере, они должны быть идентичны по сути, а не по форме. Теперь представьте, что энергия, пусть и негативная, от этих образов одновременно устремляется с двух сторон к вам, и эти два потока встречаются в центре вашего тела, нейтрализуя друг друга. Продолжайте эту работу пока оба негативных чувства не исчезнут. В итоге вы почувствуете необыкновенное спокойствие и окажетесь в текущем моменте. Запомните это состояние и подумайте о том, как изменится ваша жизнь, если вы будете все время жить здесь и теперь. На выполнение упражнения отводится 5-10 минут.
Далеко не всегда это упражнение удается с первого раза, групповое обсуждение результатов и допущенных неточностей или проблем, позволит при повторном выполнении добиться желаемого результата.
Упражнение 3б.Другой вариант упражнения, который приводит к состоянию «здесь и теперь», состоит в том. чтобы представить перед собой текущее мгновение и мысленно войти в него. Необходимо уловить те мысли и образы, которые символизируют эмоциональные препятствия к тому, чтобы быть все время в текущем мгновении. Потом следует найти такие действия или слова, с помощью который можно преодолеть препятствия.
5.6.4 Упражнение 4. «Отпустить страдания»
Психологические страдания (мы не касаемся страданий физических, кроме тех, причина которых коренится в психологических ошибках индивидуума) зачем-то нужны человеку. Часто страдания являются самоцелью и считаются ценностью, отказываясь от страданий, человек как бы признается в бессмысленности своей жизни. Жить радостно и спокойно – это как-то мелко и скучно. Вечно борясь с нескончаемыми трудностями, человек всегда знает, что ему следует делать. Он не сталкивается с бесконечностью времени и мира, забывает о смерти, о своей малости и краткосрочности жизни. Но на самом деле, отказ от страданий приводит к новым возможностям, открывает новые ресурсы энергии и развития. Страдая, мы стоим в одной и той же точке. Страдания только в том случае приближают к Богу, если они преодолеваются, если проблема решается.
Но мы учимся страдать с детства. Во многом этому учит нас общественное мнение, которое ценит подвиги, в основном происходящие из-за чужой глупости, которое считает большим достоинством страдание, а не разумное созидание. Как говорил Черчиль: «Великий русский народ сначала создает себе великие трудности, а затем с великим мужеством их преодолевает». На самом деле страдание происходит только при разрушении чего-то, что вполне жизнеспособно, потому оно и болит. Но мы это делаем ради каких-то воображаемых целей, которые все равно не могут быть достигнуты или не окупают прежних страданий. Поэтому в данном упражнении предлагается просто отпустить свои страдания и рассмотреть все психологические препятствия, которые этому мешают.
Инструкция. Представьте перед собой свои страдания. Не людей или обстоятельства, с которыми они связаны, а сами чувства. На что похож образ страданий? Поговорите с ними, узнайте, зачем они вам нужны? Мягко отпустите свои страдания и проследите, как их образ постепенно тает и исчезает? Мешает ли что-то тому, чтобы их отпустить? Что вы чувствуете, если это удалось? Пусть на то место в вашей душе, которое занимали страдания, придет нормальное, здоровое чувство. Какой образ ему соответствует? Как вы себя чувствуете теперь? Время упражнения 5-10 минут. Результаты упражнения мы обсудим после его выполнения.
Групповая дискуссия может выявить массу интересных фактов, показывающих суть и структуру психологических проблем.
5.6.5 Упражнение 5. «Свободное плавание»
Значительную роль в судьбах людей играют сценарии жизни, которые те сочиняют для себя еще в детстве под воздействием обстоятельств и родительских предписаний. Эта тема подробно рассматривается в теории трансактного анализа Э.Берна. К выявлению неосознаваемых сценариев можно подойти и с помощью приемов ЭОТ.
Инструкция.Представьте, что вы корабль, плывущий куда-то по морю. Какой вы корабль? Какое море? С какой целью вы плывете? Плывите свободно, куда вам хочется. С какими трудностями вы встречаетесь по пути, или их нет? Что еще происходит с кораблем? В какой пункт назначения вы приплыли? Что происходит дальше? Как долго это продолжается и чем заканчивается ваше путешествие? Что вы поняли про себя, с какими тупиками встретились? Просмотрите историю про корабль, а потом мы обсудим результаты. Время упражнения 5-10 минут.
Пример 1.Одна из студенток, выполнявшая это упражнение, обнаружила, что все время пристает к одному и тому же острову и не может от него оторваться. Она уже хотела меня спросить, почему так происходит? Но вдруг сказала, что все поняла сама и не стала обсуждать эту тему дальше.
Пример 2. Другая участница группы обнаружила, что ее корабль плавает только в ограниченном, очень комфортном мире, который накрыт каким-то прозрачным, но непреодолимым куполом. Этот купол не дает ей проникнуть в более широкий и прекрасный мир. Она поняла, что эта картина определяется ее желанием оставаться маленькой, защищенной. После проработки этой проблемы, когда она парадоксально разрешила сдерживающим ее силам проникнуть в новый мир, она ощутила, что свободно может быть и там и там. Это придало ей уверенности, она почувствовала себя более взрослой.
5.6.6 Упражнение 6. «Отказ от уникальности»
Люди чрезвычайно ценят свою уникальность. Многие предпочитают быть уникально больными, чем здоровыми обыкновенно. Очарованные своей уникальностью, они озабочены отделением себя от других, в противном случае их уникальность не может быть доказана. Доказывая свою уникальность, они любят лишь тех, кто разделяет их точку зрения, а еще лучше, поклоняются их уникальности. Поскольку невозможно найти людей, которые мыслят и чувствуют точно также как ты, то все инакомыслящие становятся врагами или чужими. Но тут человек теряет способность понимать кого-то другого и принимать его, он теряет терпимость и попадает в изоляцию. Если ему удается найти свою копию, то он потеряет свою уникальность, если он окажется таким же, как все, то тоже потеряет свою уникальность. Все, кто с ним не согласен угрожают его уникальности, все кто согласны – тоже. Ему надо быть неповторимым и единственным, но так, чтобы другие его почитали, тогда и он сможет себя почитать. Поэтому он не может терпеть, чтобы кто-то еще был столь же уникальным и достойным почитания, его следует опровергнуть и даже низвергнуть. Защищая свою уникальность, он сужает самого себя и свои черты характера, убеждения и пристрастия превращает в объект постоянной заботы и поклонения. Он может полностью поглотиться самим собой (нарциссизм), но удовольствия в этом мало, поскольку он живет не в волшебном мире, где все потребности автоматически удовлетворяются. Но он изолируется внутри себя и создает панцирь, отделяющий его от других и мира. Он не может признать свои ошибки и разделить чужую точку зрения, он даже не умеет дискутировать с чужой точкой зрения, вырабатывать более широкие взгляды. Он настаивает только на своем мнении, своей позиции, все остальное признается оппортунизмом, ревизионизмом или сектантством. Поэтому он теряет способность выхода за свои рамки и изменения себя. Чтобы измениться и осознать свои ошибки необходимо оторваться от своей уникальности и посмотреть на нее снаружи. Нельзя найти недостатки системы, находясь внутри системы. Изолировавшись, она не пропускает свежей энергии внутрь себя и не может избавиться от продуктов распада, которые неизбежно образуются. Ошибки и недостатки накапливаются, ресурсы постепенно тают.
Упражнение направлено на преодоление привязанности к уникальности и расширение Эго.
Инструкция.Представьте перед собой свою драгоценную уникальность и те средства защиты, с помощью которых вы ее изолируете. Для чего вы это делаете? Хорошо ли она себя чувствует в таком положении? Что она доказывает с помощью этого метода? Разрешите ей расшириться и не иметь свободно проницаемые границы. Можете использовать энергию ее защитных механизмов для ее роста и развития. Как она чувствует себя на свободе? Мешает ли что-то ей полностью расслабиться и избавиться от панциря характера? Нет ли страха потерять себя? Исследуйте эту ситуацию самостоятельно с разных сторон. Упражнение выполняется 5-10 минут.
После упражнения проводится групповая дискуссия и дополнительные коррекционные сеансы.
5.6.7 Упражнение 7 «Компания друзей»
Это упражнение дополняет предыдущее. К экзистенциальным проблемам относятся не только проблемы смысла жизни, но и проблемы духовного одиночества, от которой страдает практически каждый человек. Кто из нас не жаловался на непонимание со стороны окружающих, особенно на непонимание мужа или жены? Кто не ощущал, что не с кем ему поделиться своими заветными мыслями, тайными печалями? Часто это происходит из-за нашего неумения говорить, из-за максималистских требований к другим людям. Но даже осознание этих причин не приведет нас (за редкими исключениями) к преодолению невидимого барьера, не позволяющего другим понять нас.
Тем не менее, трудно себе представить, что люди настолько уж различны между собой, что у вас нет нигде единомышленников, для которых ваши мысли и чувства - это их собственные мысли и чувства. Эти люди поняли бы вас с полуслова, и они, безусловно, где-то есть, но найти их, распознать среди прочих очень сложно, сложно установить с ними контакт. Можно воспользоваться нижеследующим упражнением.
Инструкция. Представьте, что вы со всех сторон окружены такими людьми (только не надо воображать кого-то конкретного), которые вызывают у вас ощущение полного доверия, безопасности и взаимопонимания. Им не надо ничего объяснять, они поймут вас и так. Подлинное понимание совершается в молчании, разговор для понимающих друг друга людей - только аранжировка того понимания, которое уже есть.
Поэтому вступите с ними в такой молчаливый разговор, в котором вы можете высказать им буквально все, не беспокоясь, что вас не так поймут, осудят или недослушают, этого просто не может быть.
Говорите с ними столько, сколько вам хочется, получая от них молчаливые знаки понимания и сочувствия. Если вы заплачете в ходе этой беседы - не беда, это будут хорошие слезы.
Не беспокойтесь о том, что разговаривать с невидимыми друзьями многими понимается как сумасшествие, разговаривать с иными реальными людьми - сумасшествие гораздо большее. Просто вы учитесь чувству близости и взаимопонимания. На упражнение отводится 5-10 минут.
При обсуждении внутреннего опыта, полученного в этом упражнении, в группе могут быть выявлены многочисленные психологические проблемы, связанные с доверительным общением. В то же время само исполнение упражнения косвенным образом улучшает психологический климат в группе и настраивает участников на глубокое межличностное общение, развивает в них чувство близости. Если тот или иной участник не способен в воображении создать для себя такой круг общения, то, скорее всего у него есть серьезные проблемы отчуждения от людей и самоотрицания. Необходимо обсудить с ним те препятствия к открытому общению, которые он обнаружит при выполнении упражнения.
5.6.8 Упражнение 8. «Обретение семьи»
Это упражнение, как и предыдущее, направлено на обнаружение и коррекцию проблем общения и чувства принадлежности. Оно направлено на проработку более фундаментального чувства одиночества и отверженности. Не секрет, что многие люди ощущают себя брошенными и ненужными в этом мире, даже в тех случаях, когда у них была благополучная по внешним данным родительская семья. Обретение семьи, где можно чувствовать себя принятым и нужным, является естественным и мощным желанием каждого человека. Это упражнение может вызвать слишком сильные эмоции у детей, воспитывавшихся в детском доме или имевших очень негативный опыт в родительской семье. Им либо не следует делать это упражнение, либо делать его с крайней осторожностью, в присутствии терапевта.
Инструкция.Не следуйте шаблонным реакциям, а позвольте проявиться спонтанным образам.Представьте, что вы были потеряны, как принцесса Анастасия из мультфильма, и долго и упорно искали свою семью, но вот вы ее нашли. Вам не надо никаких доказательств, что это ваша семья, они сразу вас узнали, а вы узнали их. Вы чувствуете, что вы дома, вас полностью принимают и понимают, здесь вы родной, даже, если у вас есть недостатки и вами были сделаны ошибки. Эти люди готовы вам помочь и всегда вам рады, они никуда от вас не денутся. Рассмотрите их внимательно, какие они, сколько их и т.д. Если есть трудности, мешающие найти семью или обрести с ними контакт, то изучите образы этих препятствий. Как их можно преодолеть? Что вы чувствуете, когда все трудности преодолены? Вам следует вернуться, через некоторое время в обычную жизнь, сохраняя те чувства, которые вы обрели сейчас. Вы можете возвращаться и снова уходить, ощущая их поддержку и доброжелательность всегда и везде. Каким вы видите теперь самого себя?
Групповая дискуссия выявляет множество серьезных проблем и терапевт должен быть готов к решению этих задач.
5.6.9 Упражнение 9 «Дерево»
Дерево является мощным символом жизненных сил личности, выражением ее внутренних витальных сил и уверенности в себе. Этот образ очень часто появляется в терапевтической работе спонтанно, в ходе решения эмоциональных проблем. Иногда необходимо добиться излечения дерева, если оно сухое, или корни его подгнили, или пострадала крона и т.д. Иногда необходимо просто помочь ему вырасти. Эффективной концовкой терапии является соматизация дерева, когда клиент принимает его как часть своей личности, при этом корни располагаются на уровне стоп (или ниже), ствол - от ног до шеи, вдоль позвоночника, крона - на уровне плеч и головы. В таком случае клиент ощущает эмоциональную силу и прочность, уверенность в себе, единство с природой и миром. В некоторых случаях клиент ощущает себя маленьким по сравнению с деревом (он отторгает свои потенциальные силы). Тогда следует помочь вырасти ему самому.
Инструкция к упражнению.Представьте себе дерево. Я не знаю, какое это будет дерево. Какое первое подскажет вам воображение, то и хорошо... Какие у вас отношения с этим деревом? Все ли в порядке с ним? Что вы почувствуете, если станете этим деревом? Можете ли вы признать его частью своей личности или есть какие-то трудности в этом? Мысленно поговорите с деревом. Можете делать то, что вам захочется делать спонтанно. На это упражнение отводится 5-10 минут.
Пример 1.В ходе упражнения у одного из участников возник образ дерева с поврежденной кроной. Его ощущения в верхней части тела и в голове были достаточно неприятными и напряженными. Поскольку он был художником, то для решения этой проблемы он избрал свой путь - он нарисовал это дерево и постепенно делал его крону в рисунке все более здоровой и сильной. Когда рисунок стал его полностью удовлетворять, он почувствовал себя значительно лучше, он просто излучал довольство и с радостью принял это дерево как часть своей личности. Он ощутил себя значительно увереннее.
Пример 2.В ходе терапии молодая женщина обнаружила образ слабого ростка в центре своего тела, находящегося в какой-то колбе, с небольшим количеством грунта вокруг корней. По мере решения проблемы, которая была связана с личными отношениями, росток развивался, рос, колба, в конце концов, лопнула, а росток превратился в маленькое деревце. Тогда мы направили внимание именно на развитие и рост этого деревца. Когда оно сравнялось по размерам с телом клиентки, корни его совпали с ее ступнями, она ощутила, что корни достигли почвы и просто «вцепились» в нее. Этот результат совпал с моментом завершения терапии, теперь она ощутила, что ее проблема полностью решена и почувствовала себя полностью хорошо.
Пример 3.Одна из участниц группы упорно видела себя спиленным пнем. Такой образ может вызвать смех, но он выражает очень сильное невротическое состояние. Долго и трудно шло возрождение полноценного дерева, но это удалось, и клиентка обрела чувство силы и уверенности. Уменьшились ее постоянные боли в спине.
5.6.10 Упражнение 10 «Чувство долга»
Чувство долга как, известно, является хорошей заменой реального желания делать что-то. В этом смысле оно абсолютно непродуктивно, но тем не менее чрезвычайно одобряется социальным окружением, которое видит в чувстве долга гарантии реализации своих собственных эгоистических целей. Поэтому большинство людей обременены чувством долга сверх своих возможностей выполнения, как правило, мнимых обязанностей. Избыточное чувство долга воплощается в перенапряжение мышц плечевого пояса, постоянной моральной угнетенности и чувстве вины, стремлении делать все за других, даже если им это и не требуется. Если уж вам хочется что-то делать за других, то делайте это радостно, а не страдая. Если вы тащите «мешок» на своих плечах, то, скорее всего ему туда не надо.
Инструкция к упражнению. Представьте, что перед вами находится ваше чувство долга. На что оно похоже? На какие части вашего тела оно воздействует? Что оно сообщает вам? Разрешите этому образу радоваться и жить легко, делать то, что ему хочется... Отпустите его и разрешите идти своими ногами и своим путем? Что вы почувствовали? Если вам не удастся самостоятельно преобразовать этот образ, мы обсудим это после выполнения упражнения.
На эту работу отводится 5-10 минут. Результаты подробно обсуждаются в группе.
5.6.11 Упражнение 11. «Излучение доброты»
Люди очень ценят доброту, но умеют ли они сами ее проявлять? Можно делать добрые дела, помогая тем, кто сам не может или не умеет о себе позаботится, чтобы приобрести себе заслуги в собственных глазах или в глазах других людей. Искренняя ли это доброта? Или корыстная? Что лучше: подать нищему денег или дать ему возможность самому заработать?
Пушкин сказал о себе: «Не делал доброго, но был душою, ей богу, добрый человек». Не лучше ли быть добрым на самом деле, независимо от конкретных дел? Думаю, что доброта это чувство, которое непосредственно излучается человеком в этот мир. Она реализуется в делах, способствующих процветанию всех, способных к здоровью и проявлению собственной доброты. Она проявляется так, что не связывает и не обязывает других, но позволяет им быть самими собой, расти и развиваться. Доброта это радость по поводу процветания и успеха других людей и живых существ.
Инструкция.Представьте перед собой некоторую светящуюся точку (если у вас спонтанно возник другой образ, то работайте с ним), излучающую доброту во все стороны. Мысленно переместитесь так, чтобы эта точка оказалась в центре вашего тела. Представьте, что эта энергия заполняет все ваше тело, выходит за его пределы, заполняет область вокруг тела, обычно называемую аурой. Теперь она может свободно излучаться в окружающий вас мир, вы стали источником доброты. Существуют ли препятствия к тому, чтобы это сделать? Если все удалось, то что вы чувствуете в данный момент? Что происходит, если лучи доброты попадают на другие живые существа? Если что-то не так, найдите пути это мягко исправить? Можно ли сохранить полученное состояние и в обычной жизни? Как это повлияет на вашу жизнь? На упражнение отводится 5-10 минут.
Групповая дискуссия по полученным результатам обычно очень интересна и поучительна.
На этом мы заканчиваем список упражнений, хотя он далеко не полон. Некоторые упражнения мы не приводим, поскольку их следует выполнять только с опытными участниками группы при руководстве со стороны квалифицированного руководителя.
Краткий словарь образов
Многие авторы приводят свои словари образов. Но образ никогда не может быть однозначно истолкован сам по себе. Требуется провести терапевтическое исследование образа совместно с клиентом, чтобы раскрыть его конкретный субъективный смысл. Образ может символизировать некоторое чувство, часть личности клиента или кого-то другого человека, а также соответствовать каким-то реальным событиям в прошлом.
Однако, ряд образов с завидным постоянством выражает одно и то же содержание. Другие же образы более многозначны, но мы даем очень краткую интерпретацию. Мы приводим здесь только те образы, которые встречались в нашем терапевтическом опыте, часть из них подробнее трактуется в других источниках, часть описывается нами впервые.
Акула –обычно трактуется как образ женской силы и опасной привлекательности или материнской агрессии.
Ваза –образ женственности. Красивая ваза – позитивное восприятие своей женственности. Противоположное восприятие – образ дырявого ведра.
Вулкан, лава –сильный гнев на кого-то.
Гора – амбиции, представлении о высоких достижениях родителей.
Грязь, навоз – какие-то отрицаемые или избегаемые чувства, может быть - проблемы анальной стадии развития.
Дерево – если совмещается с телом или образом Я, то означает непосредственную витальную силу, уверенность. Корни должны совпадать со ступнями и уходить в землю, ствол должен располагаться вдоль ног и позвоночника, крона должна находиться на уровне плеч и головы. Дефекты дерева могут быть связаны с различными проблемами. Может представляться маленький росток (трудности роста), или пень (сильная эмоциональная травма, проблемы с позвоночником), или дерево с объеденными корнями (нет контакта с почвой, устойчивости в жизни) и т.д. Образ плодоносящего дерева обычно означает мать. Мощный дуб может означать силу рода, предков.
Дождь – практически однозначно символизирует проливаемые слезы.
Дом, замок –означает семью, родительскую или собственную.
Дорога –жизненный путь личности, перспектива.
Дракон, чудовище –если терзает субъекта в груди, то символизирует его внутреннего ребенка, который был отвергнут родителями или был ими осуждаем. Этот образ может символизировать и гневного родителя.
Ежик –образ мужчины, о которого женщина «укололась».
Железные предметы – соответствуют спазмам и напряжениям в теле. Поэтому желательно совместить их с образом тела, и определить, в каких местах тела они расположены и как ограничивают эмоции и спонтанное поведение клиента. Железные предметы в голове могут обозначать жесткие родительские установки, с помощью которых родители управляли поведением ребенка.
Забор, стена –запреты на контакт с тем, что находится за стеной или забором. Родительские или воображаемые ограничения на чувства и действия.
Змея –обычно образ мужчины или фаллоса. Если змея ядовитая, с зубами или удушающая, то мужчина или секс с ним представляются опасными. Могут быть и другие значения.
Камень –обычно образ обиды или спазма в теле. Иногда образ родительских установок (если в голове).
Кинжал, меч – мужчина, который может нанести или нанес любовную рану. Если мужчина видит пронзающие его клинки, то это аутоагрессия, либо страх перед другими мужчинами.
Клубок шерстяных ниток –обычно теплые чувства, накопленные за жизнь с данным человеком.
Кол –опять же мужчина, который, например, «застрял» в сердце.
Комок –спазм, сдерживающий какие-то чувства, которые необходимо выпустить. Стоит рассмотреть, что находится внутри комка.
Корабль –плывущий вперед, стремящийся к цели человек. Затонувший корабль – погибшие надежды, депрессивные мотивы из прошлого.
Красная машина – образ женской сексуальности. Если, например, женщина видит красную машину с открытым верхом, но никак не может в нее сесть, чтобы куда-то ехать, то это означает, что у нее есть серьезные препятствия для реализации сексуальных желаний.
Маленькое животное – образ внутреннего ребенка. Это может быть зайчик, медвежонок, котенок, иногда плюшевая игрушка. Игрушка, конечно, может быть и воспоминанием из детства.
Мешок –если субъект несет его на плечах, то это чувство долга. Если он сам сидит в мешке, то это может быть образом материнской утробы.
Море –образ женственности и бессознательного. Купаться в теплом море - означает комфортное мироощущение. Исследовать глубины моря – стремиться к самопознанию.
Муравьи – толпа людей. Недаром говорят: «Столько людей! Снуют как муравьи!»
Обруч – если стискивает какую-то часть тела, то образ спазма и подавления каких-то чувств или действий.
Огонь –если красный и жгучий, то это образ гнева. Если это согревающий и приятный огонь, голубоватый или другого приятного цвета, то это образ внутреннего ощущения тепла, хорошей энергии.
Осьминог –обычно образ отцовской агрессии. Может быть образ навязчивого человека.
Пещера –обычно образ материнской утробы, эмоциональной зависимости от матери.
Птица –образ души, свободы, способности к духовным достижениям, самореализации.
Пустота –образ вытесненных чувств смысла жизни, какой-то потери, одиночества.
Пустыня – символ одиночества, отсутствия энергии и «питающих» чувств, материнской любви.
Река, ручей– образ энергии, текущей по телу, с другой стороны материнской любви, может отражать оральные проблемы.
Сидеть в яйце –находиться в утробе матери.
Скала –образ родителя, твердо стоящего на своих принципах, давящего на субъекта.
Снег, лед –замороженные слезы или другие чувства.
Сундук с сокровищами –еслина дне моря, в земле и т.д., то утраченные или забытые желания, возможности, ресурсы личности. Если он в данный момент является достоянием субъекта, то это его чувства, которыми он мог бы кого-то одарить.
Тарелка –символизирует душу, обычно должна располагаться в середине груди. Треснутая тарелка – разбитая душа. Целая, золотая или белая, светящаяся – здоровая, счастливая душа.
Тиски –спазм, сильные ограничения на те или иные проявления личности, безвыходное положение.
Трава – зеленая, сочная трава означает непосредственную радость жизни, эмоциональное благополучие. Выжженная трава означает отсутствие радости, психологическую травму.
Тучи, облака, туман –невыплаканные слезы, подавленное горе.
Тюрьма –самоограничения, трудности в контактах с людьми.
Узкий лаз –родовые пути, может быть были трудные роды.
Цветы –открытые чувства, энергетические центры.
Чертенок –образ внутреннего ребенка (проказливого), которого ограничивали или осуждали родители.
Шар –обычно образ энергетического центра, души, сердца, солнечного сплетения.
Щит, панцирь –защиты, мышечные спазмы, запреты на те или иные чувства.
Рекомендуемая литература.
1. Алман Б.М., Ламбру П.Т. Самогипноз. -М., 1995.
2. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами.-С.-Пб., 1994.
3. Андреас К., Андреас С. Сердце разума.-Новосибирск, 1993.
4. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. - М., 2001.
5. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. -М., 1997.
6. Гиллиген С. Терапевтические трансы. -М., 1997.
7. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. -М., 1998.
8. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М., 1994.
9. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик.-М., 1993.
10.Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. - М., 1997.
11.Даймонд С. Головные боли. -М., 1997.
12.Джаффе Д.Т. Доктор внутри вас. -Минск, 1998.
13.Джонсон Р. Сновидения и фантазии.-М., 1996.
14.Джордж М. Искусство релаксации. – Лондон – Москва, 1998.
15.Ермошин А. Вещи в теле. – М., 1999.
16.Каптен Ю.Л. Исцеление через медитацию. -С.-Пб., 1994.
17.Криппнер С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. -М., 1997.
18.Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике. – М., 2002.
19.Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии. – С.-Пб., 2000.
20.Лейнер Х. Кататимное переживание образов. -М., 1996.
21.Линде Н.Д. Медитативная психотерапия.-М., 1994.
22.Линде Н.Д. Как избавиться от головной или сердечной боли за 5 минут. - М., 1999.
23.Линде Н.Д. Лекции по основам современной психотерапии. - М., 2001.
24.Макдональд В. Руководство по субмодальностям. -Воронеж, 1994.
25.Менегетти А. Словарь образов. -Ленинград, 1991.
26.Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. -М., 1997.
27.Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. -С.-Пб., 1996.
28.Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. -М., 1996.
29.Перлз Ф. Гештальт-семинары. -М., 1998.
30.Привальская С.Р., Персиц Д.Б. Как жить в радости. -М., 1996.
31.Райх В. Анализ личности.- М., С.- Пб., 1999.
32.Рейнуотер Д. Это в ваших силах. -М., 1993.
33.Рейнхард Л. Трансформация. Программа просветления Вернера Эрхарда. -М., 1994.
34.Рудестам К. Групповая психотерапия. -М., 1990.
35.Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью.-С.-Пб., 1995.
36.Символдрама. - Минск, 2001.
37.Современная теория сновидений. – М., 1999.
38.Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. -М., 1998.
39.Тейлор Д. Работа со сновидениями. – М., 2000.
40.Тулку Т. Релаксация Кум Нье. -С.-Пб., 1994.
41.Фрейд З. Психология бессознательного.-М., 1989.
42.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1980.
43.Хей Л. Исцели себя сам. -Кишинев, 1996.
44.Хей Л. Через медитацию к лучшей жизни. -М., 1998.
45.Хилман Д. Архетипическая психология. -С.-Пб., 1996.
46.Шерман Р., Фредман Д. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. -М., 1997.
47.Энрайт Д. Гештальт ведущий к просветлению. – С.-Пб., 1994.
48.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.-М., 1993.
49.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 2000.