Клиническая психология и культура
Джейн Ли и Стэнли Сью
Эту часть книги мы завершаем рассмотрением влияния культуры на клиническую психологию. В задачу психологии входит не только научное исследование и объяснение человеческого поведения, но и использование психологических знаний для того, чтобы помочь людям улучшить их жизнь. Это отличает психологию от многих других научных дисциплин и связано с практическим значением научной истины и принципов, устанавливаемых психологией. В течение многих лет кросс-культурные исследования выявляли влияние культуры на поведение человека, а следовательно, и ее важность для более глубокого понимания и лечения психических расстройств.
Как отмечают в этой главе Ли и Сью, область клинической психологии в целом характеризуется множеством важных проблем, которые ставит перед специалистами культура, и эти проблемы ждут своего решения. В начале главы соавторы дают общее представление о состоянии клинической психологии и рассказывают о формировании и развитии этой дисциплины как самостоятельной области. Ли и Сью справедливо отмечают, что, изначально сформировавшись в Америке, клиническая психология в своем подходе и ориентации находилась в первую очередь, под американским и, в меньшей степени, под европейским влиянием. В целом это привело к монокультурному характеру клинической психологии.
Однако продолжающееся развитие кросс-культурной психологии и значение ее открытий для традиционной психологии, а также все более глубокое осмысление расовых и этнических отношений в США привело к тому, что внимание к проблемам кросс-культурного характера в клинической психологии за последние несколько десятилетий стало куда более пристальным. В результате клиническая психология не только в США, но во всем мире постепенно расстается с монокультурной ориентацией, признавая уникальность потребностей и проблем представителей разных культур. Фактор культуры признан в трех важнейших направлениях работы в клинической психологии: клинической оценке, патопсихологии и лечении. Как подчеркивают Ли и Сью в своем обзоре, исследования и теоретическая работа, которые ведутся в данных направлениях с учетом фактора культуры, внесли немаловажный вклад в развитие научного знания и методов работы.
Читателю будет особенно интересно ознакомиться с кратким обзором материалов о влиянии культуры на патологию. Отчасти совпадая по содержанию с предыдущей главой, этот раздел касается вопросов и проблем связи между культурой и подходом к лечению. Авторы представляют прекрасный обзор влияния культурной специфики на различные виды лечения и подходы к нему, при этом большое значение придается сложной и важной взаимосвязи культуры, общества, биологии и психологии. В частности, весьма острым и актуальным является их анализ центральных моментов, связанных с индивидуализмом, уверенностью в своих силах и самосознанием, лежащих в основе многих психотерапевтических подходов. Эти подходы берут свое начало в американской или западноевропейской культуре, применимость их к представителям, других культур может вызывать сомнения. Представленное авторами обсуждение вопроса о культурно зависимых подходах к лечению также выполнено на весьма высоком уровне.
Завершая данную главу, Ли и Сью говорят о восьми проблемах, которые они считают ключевыми для дальнейшей работы в данной области. Их предложения проникнуты убеждением в том, что эмпирическая и теоретическая работа в сфере клинической психологии требует гораздо более широких, чем раньше, исследований за пределами США и учета психологии представителей иных культур. В ходе этой работы сами исследователи, а также терапевты и клинические врачи, должны стать более компетентными в области культуры, оставить формальные декларации о необходимости обследовать разные группы населения и приступить к этой работе по-настоящему. Необходимо объединить традиционные психотерапевтические подходы и методы народных целителей, изыскивая пути, которые позволили бы обеспечить одновременное и непредвзятое в культурном отношении изучение и первых и вторых. Кроме того, необходима интеграция новых методик как количественных, так и качественных, а также сближение молекулярных (то есть биологических) и молярных (культурных) подходов к пониманию и исследованию поведения человека. Данные идеи весьма важны для работы в области клинической психологии, поскольку нет другой области в психологии, которая оказывала бы столь же непосредственное влияние на жизнь огромного количества людей во всем мире. Именно поэтому так важно понимать ее должным образом.
Наш интерес к культуре в связи с клинической психологией возник в процессе работы с национальными меньшинствами в США. Моменты сходства и различия в распространенности и распределении психических расстройств, этиологических факторах психопатологии и методах успешного лечения и предупреждения заболеваний среди афроамериканпев, американцев азиатского и латиноамериканского происхождения, североамериканских индейцев и белых американцев произвели на нас глубокое впечатление. Кроме того, подавляющая часть принципиальных закономерностей, касающихся этнических и культурных особенностей различных групп населения США, применима и к тем, кто проживает за пределами этой страны.
В этой главе мы размышляем о развитии клинической психологии и медленном, но неуклонном признании важности учета фактора культуры при решении самых разных задач в данной области, а именно — при клинической оценке, понимании этиологии и поисках путей предупреждения и успешного лечения заболеваний. Чтобы рассмотреть развитие данной области в перспективе, мы начнем с рассказа об истории становления клинической психологии в США. Как мы увидим, формирование клинической психологии: а) имело место в США; б) осуществлялось с учетом национальных потребностей, в первую очередь, потребностей в психологическом тестировании и клинической оценке; в) представляло собой главным образом американскую инициативу; г) происходило в условиях доминирования американской культуры.
Становление клиническойпсихологии Клиническая психология в исторической перспективе
На протяжении истории человечества представители любой культуры страдали эмоциональными расстройствам и пытались облегчить это состояние. Клиническая психология возникла в США в 1896 году, когда были поставлены задачи клинической оценки и лечения эмоциональных расстройств. Психолог Лайтнер Уитмер, ученик Вильгельма Вундта, основал первую детскую психологическую клинику в университете Пенсильвании. Там он преподавал курс по применению в психологии клинических методов. В то время клинические цсихологи главным образом занимались эмпирическими исследованиями и диагностикой.
На заре своего становления клиническая психология не была встречена психиатрами с восторгом, поскольку «новая» дисциплина посягала на их территорию. Так же прохладно отнеслись к ней специалисты в других областях психологии, которые не видели необходимости в ее практическом применении. Они считали психологию «чистой» наукой (Reisman, 1991). Количество специалистов в области клинической психологии росло, и они начали объединяться в ассоциации, первой из которых стала независимая Американская ассоциация клинической психологии, созданная в 1917 году. Позднее она была расформирована и в 1919 году превратилась в первую клиническую секцию Американской психологической ассоциации. В Европе первая клиника для детей появилась в Англии в 1919 году. В том же году Альфред Адлер основал первую детскую клинику в Вене.
Психологическое тестирование получило широкое распространение во время Первой мировой войны, когда начали применять тесты умственных способностей для новобранцев армии США. В 1919 году Роберт Йеркс, ставший затем президентом Американской психологической ассоциации, был избран председателем комиссии, в состав которой входили пять специалистов в области экспериментальной психологии из медицинского департамента армии США. На них были возложены обязанности по разработке методик, позволяющих определять уровень спосооно-стей человека. При этом использовались различные тесты интеллекта, такие как тест с вербальной шкалой (альфа-тест) и тест с невербальной шкалой (бета-тест). Результаты тестирования вызвали тревогу. Из 1 762 000 человек, протестирован-
ных в течение Первой мировой войны, свыше 500 000 оказались неграмотными, а около 8000 были рекомендованы к демобилизации на основании низких показателей умственных способностей (Reisman, 1991).
Эти данные еще больше стимулировали разработку психологических тестов для оценки личности. Потребность в тестировании, особенно в системе школьного образования, была настоятельной и безотлагательной. В США недостаток квалифицированных психологов, способных проводить тестирование по шкале умственных способностей и интерпретировать результаты, привел к тому, что роль психологов-экспериментаторов взяли на себя учителя и директора школ. Ответом на растущую потребность в специалистах по клинической психологии был рост числа психологических клиник. К 1919 году клиническая психология обрела статус науки и одновременно профессии.
Всех охватила настоящая страсть к проведению тестов. Немногим детям удавалось избежать тестирования умственных способностей. Вооруженные несколькими диагностическими инструментами, школьные психологи получили указание выявить различия между теми, кто не может, и теми, кто не станет учиться. Несмотря на сложность принятия столь ответственного решения, многие школы всецело полагались на информацию, полученную в результате применения психологических тестов. Тестирование стало применяться также в сфере профессионального и промышленного управления. Хотя потребность в специально обученных психологах росла головокружительными темпами, одновременно с ней в среде специалистов по клинической психологии крепло ощущение неудовлетворенности и досады. Из клиницистов они превратились в лаборантов, занимающихся проверкой умственных способностей. Руководящие должности заведующих клиниками и отделениями были отданы психиатрам, тогда как специалисты по клинической психологии оказались на вторых ролях. Причиной этого было отсутствие стандартов, норм и программы обучения специалистов по клинической психологии (Wallin, 1929).
Стремясь решить эту проблему, секция клинической психологии Американской психологической ассоциации предприняла попытку разработать стандартную программу обучения клинической психологии, которую приняли бы университеты. Для создания такой программы была сформирована Комиссия по стандартам обучения клинической психологии. В соответствии с рекомендациями данной комиссии, чтобы получить звание специалиста в области клинической психологии, следовало иметь степень доктора философии и год стажировки.
Одновременно с развертыванием данной программы клиническая психология начала интенсивно развиваться. Казарян и Эванс (Kazarian & Evans, 1998) проследили эволюцию самого термина. В период после Второй мировой войны определение клинической психологии было расширено и включило методы, которые способствовали достижению благосостояния и психического здоровья личности. Шаков(Shakow, 1976) определяет клиническую психологию как
корпус знаний, которые произрастают как из подтвержденных практикой, так и из экспериментальных методик, основанных на общих, криптических, психобиологических и психосоциальных принципах. Навыки клинической оценки и терапии, которые представляют собой производные этого знания, могут использоваться для оказания помощи тем, чье неадекватное поведение или психические расстройства препятствуют адаптации и самовыражению (р. 559).
Фокс (Fox, 1982) расширил данное определение, подчеркнув совершенствование и результативность поведения человека и копинг-навыки.
Теперь, включив в сферу своего внимания общие вопросы, касающиеся здоровья, специалисты по клинической психологии могли помогать людям, которых беспокоили проблемы физического здоровья, а не только тем, чьи проблемы носили психический и эмоциональный характер (Kazarian & Evans, 1998). Американская психологическая ассоциация взяла на себя обязанность определения, какие программы соответствуют стандартным требованиям и заслуживают поддержки. Кроме того, к программам обучения дипломированных специалистов в области клинической психологии предъявлялось требование обеспечить подготовку в области психотерапии, клинической оценки и научно-исследовательской работы. Еще одной новой целью Американской психологической ассоциации было развитие психологии как науки и как средства, способствующего достижению благосостояния людей (Reisman, 1991).
Сороковые годы ознаменовались заметным подъемом высшего образования в области клинической психологии. Модель ученого-практика (известная также как модель Боулдера) предполагала такой подход к обучению, который требовал основательной подготовки в области прикладной и фундаментальной науки, а также навыков эффективного вмешательства. Подготовка специалистов по клинической психологии стала наконец вестись и как подготовка ученых, и как подготовка практикующих врачей, при этом по-прежнему слышались жалобы на то, что исследовательской под готовке уделяется слишком много внимания, тогда как клиническая работа недооценивается. Выражалась озабоченность тем, что нельзя должным образом обучать психотерапии и методиками диагностической оценки в сугубо академической атмосфере.
В 1965 году Кеннет Клар предложил профессиональную модель подготовки докторов психологии, при которой первоочередное внимание могло бы уделяться профессиональной практике и несколько меньшее — академической подготовке. Эта модель получила одобрение на Вейлской конференции в 1973 году (Kazarian & Evans, 1998). Несмотря на развитие профессиональной модели, модель ученого-практика продолжала доминировать при профессиональной подготовке специалистов по психологии в Северной Америке. В других странах мира профессиональная активность была сравнительно меньшей, сосредоточившись главным образом на обучении, научно-исследовательской работе и диагностическом тестировании. Во многих странах Азии роль психологов сегодня сводится прежде всего к тестированию и диагностической оценке, как это было в США несколько десятков лет назад.
В 1960-е годы клиническая психология была еще преимущественно американской. В то время как в США количество клиницистов исчислялось тысячами, в Великобритании было лишь 345 специалистов по клинической психологии, в Югославии — 60, несколько в Египте и Ливане, 1 в Сирии, 6 в Ираке, несколько сотен в Японии и несколько сотен в Канаде и Латинской Америке (Reisman, 1991). Исследования, проводимые в США, благодаря которым в клинической психологии была собрана большая часть эмпирических данных, начинали постепенно разворачиваться ив других странах. Зарождался обмен идеями между культурами. Все больше ученых из-за рубежа приезжали в Америку учиться по программам.
дающим докторскую степень. Клиническая психология постепенно получала признание в других странах, где происходила интеграция американских моделей и местных концепций (например, подход к неврастении в Китае). Американская модель становилась образцом, на который ориентировались те, кто продолжал развивать данное направление.