Удерживание трудных чувств

Ключевой аспект искусства внутренней игры – способность признавать и трансформировать трудные, неприятные чувства, которые могут возникнуть в той или иной ситуации. Один из основных факторов, от которых зависит, окажемся ли мы в состоянии CRASH (в нересурсном состоянии) или останемся в зоне совершенства или в состоянии COACH, – наша способность удерживать трудные чувства. Зачастую трудные чувства – это отсутствие центрированности, или теневые формы архетипических энергий, например ярость, скорбь, фрустрация, паника, тревога и так далее.

Мастер трансформации Ричард Мосс указывает, что дистанция между нами и другими людьми точно такая же, как дистанция между нами и нами. Это значит, что наше отношение к другим людям и к окружающему миру отражает наше отношение к самим себе. Именно из этих фундаментальных отношений с собой возникают наши отношения с другими и с миром. Наши отношения с самими собой часто ограничены теми чувствами, с которыми мы не умеем справляться, принимать, удерживать и любить в себе.

Семейный психотерапевт Вирджиния Сатир часто задавала своим клиентам два вопроса. Первый: «Что вы чувствуете?» Клиент отвечал, что он злится, боится, испытывает печаль, вину или какие-то еще трудные чувства. Потом Вирджиния задавала второй вопрос: «Что вы чувствуете по поводу этих чувств?» Ответ на этот вопрос весьма показателен и определяет влияние и смысл ответа на первый вопрос. Есть разница, когда человек спокойно или с любопытством относится к своей злости и когда он испытывает по ее поводу чувство вины или фрустрацию. Именно эти вторичные чувства определяют легкость и качество, с которыми мы можем сохранять присутствие и удерживать первичные чувства.

Признание капитана Чесли Салинбергера, что когда он сажал свой самолет на реку Гудзон, то «внешне оставался спокоен, но внутри была буря», – прекрасный пример способности удерживать трудные чувства.

Слово «удерживать» указывает на отношения между двумя вещами: тем, кто удерживает, и тем, что удерживают. Эти отношения хорошо символизирует метафорический образ матери, держащей на руках ребенка. Ребенок – это первичные соматические чувства, ощущения или реакции, которые мы испытываем. Мать – это реакция нашей нервной системы на эти первичные чувства или реакции.

Если ребенок плачет и мать испытывает напряжение, гнев или тревогу, состояние ребенка только усугубится. Если же мать просто держит ребенка на руках, оставаясь в состоянии заботы и поддержки, ребенок скоро успокоится (благодаря зеркальным нейронам), мягко и естественно выйдет из дискомфортного состояния.

Та же динамика возникает в наших отношениях с чувствами. Если мы боимся, отрицаем их или пытаемся с ними бороться, то тем самым лишь усугубляем напряжение, дискомфорт и замешательство. Как говорится, «мы притягиваем то, чему сопротивляемся». Если же мы признаем и удерживаем эти чувства, оставаясь центрированными, открытыми, осознанными, сохраняя контакт с ними, они перестают быть «проблемой» и их энергию можно или высвободить, или трансформировать в более ресурсное состояние.

Чтобы удерживать трудные чувства, можно использовать следующие способы.

• Отказ от привычной реакции.

• Безусловное принятие чувства таким, какое оно есть.

• Отсутствие попыток изменить чувство.

• Спокойствие, терпение и отсутствие спешки.

• Спокойное внимание по отношению к чувству.

• Доверие своим чувствам, таким, какие они есть, понимание того, что у любых чувств всегда есть позитивное намерение и цель.

• Ощущение себя частью более обширного поля.

• Доброжелательное отношение к чувству.

• Безоценочное любопытство по отношению к чувству.

Вирджиния Сатир считала, что идентифицировать и признавать нересурсные чувства или установки по поводу трудных чувств очень полезно. При этом «чувства по поводу трудных чувств» можно осознать, принять и удерживать, оставаясь в более обширном и более ресурсном поле осознанности.

У нас могут возникнуть следующие реакции на трудные чувства.

• Желание от них избавиться.

• Желание их изменить.

• Желание их анализировать или объяснить.

• Идентификация с ними (мы «теряем себя» в них).

Коучу важно понимать, что вторичные чувства – такой же элемент проблемного состояния, как и первичные чувства. Если мы этого не осознаем, то рискуем отождествиться со вторичными чувствами и попытаться избавиться от первичных чувств. Если мы не знаем, как быть с первичным чувством, то, как правило, пытаемся от него избавиться.

В целом нашим трудным чувствам, как и расстроенному ребенку, больше всего нужны наши внимание и поддержка. Если мы можем удерживать эти чувства, то они трансформируются, и вместо напряжения и ощущения утраты контакта возникают расслабление и ощущение связи. Поэтому не спешите избавляться от неприятных чувств. Относитесь к ним так, чтобы они смогли трансформироваться. Тогда энергия трудных чувств снова вернется в поток жизни. Именно так мы восстанавливаем энергию, которая раньше тратилась на попытки избегать трудных чувств. В результате мы можем более полно присутствовать и активнее участвовать в том, что происходит вокруг нас.

Цель следующего упражнения – обнаружить и использовать ресурсы, необходимые для того, чтобы присутствовать и удерживать трудные чувства, из-за которых мы теряем контакт с текущим моментом.

1. Определите трудную ситуацию, когда у вас возникают трудные чувства, которые вам не удается удерживать и которые «выбрасывают» вас из зоны совершенства в состояние CRASH.

Переживите это чувство и позвольте своему телу его выразить. Внесите в это чувство принятие и осознанность, не пытайтесь изменить, анализировать или объяснять его.

2. Сделайте шаг в сторону от точки в пространстве, представляющей трудное чувство, и наблюдайте за собой, переживающим это трудное чувство. Что вы чувствуете по поводу этого чувства? Что вы чувствуете к себе, когда испытываете это чувство? Каковы ваши отношения с этим чувством и с собой, когда вы переживаете это чувство? Могут возникнуть самые разные чувства по поводу первичного чувства (стыд, вина, отчаяние, гнев, беспомощность и так далее). Как на предыдущем шаге, внесите принятие и осознанность в это чувство, без всяких оценок или попыток его изменить.

3. Найдите третью точку в пространстве и измените состояние. Для этого повернитесь, подвигайтесь, встряхните руками и ногами и так далее. Дайте себе достаточно времени, чтобы войти в ресурсное состояние, в котором вы центрированы, открыты, сохраняете ясность (состояние COACH) и контакт с полем, которое больше вас. Какие ресурсы (доверие, принятие, любопытство, сила, любовь и так далее) могут помочь вам более уважительно, доброжелательно и ресурсно удерживать вторичные чувства? Откройтесь полю и примите ресурсы, не думая о том, что происходит. Обращайте внимание на то, что возникает в поле. Это могут быть образы, символы, чувства, движения и так далее.

4. Полностью внесите ресурсы, возникшие в поле, в свое тело и бытие. (Если нужно, найдите референтный опыт для этих ресурсов и как можно полнее его воспроизведите.) Найдите символ и жест или движение (соматический синтаксис), выражающие эти ресурсы и создающие соответствующие ощущения в теле. Позвольте энергии этих ресурсов омыть вас, пройти через вас, из поля и в поле.

Удерживание трудных чувств - student2.ru

5. С этими ресурсами и их символами полностью присутствуйте в теле и осознании. Вернитесь во вторую точку (чувства по поводу чувств). Не пытайтесь ничего изменить. Просто удерживайте чувства и реакции, связанные со второй позицией, в общем поле ресурсов. Сделайте жест или движение, связанные с этими ресурсами. Обратите внимание, как меняется ваше восприятие вторичных чувств и отношение к ним.

6. Теперь войдите в точку, где находятся первичные трудные чувства, и внесите в нее ресурсы, которые обнаружили. И снова не пытайтесь ничего изменить. Просто удерживайте трудные чувства и ресурсы в общем поле ресурсов. Сделайте жест или движение, связанные с ресурсами, которые обнаружили. Что вы сейчас чувствуете по поводу трудных чувств? Как изменилась ваша способность удерживать эти трудные чувства?

Наши рекомендации