Методы и модели подготовки управленческих решений.
Методы, которые применяются для выработки рациональный управленческих решений принято объединять в две группы: логические и психологические методы. Логические методы основаны на формальной логике, использование приемов статистики, математического моделирования, использования различных матричных моделей, методы учета взаимосвязей и взаимозависимости (дерево целей и дерево решений), методы экономического анализа, методы инженерных расчетов. Психологические модели основаны на творческом мышлении. Различают индивидуальные и коллективные методы. К индивидуальным методам можно отнести такие методы, как морфологический анализ, т.е. анализ взаимосвязей, взаимозависимостей, построение различных комбинаций этих взаимосвязей и взаимозависимостей. Метод личной аналогии и фантазийной аналогии, когда находят аналог в природе, технике и пр. Так называемый метод анализа характеристик, когда менеджер ставит такие вопросы, нельзя ли сделать наоборот, нельзя ли переделать, изменить, сформулировать проблему по-другому. К группе коллективных психологических методов относятся метод контрольных вопросов, когда группе задаются наводящие вопросы, на которые получают ответы, затем анализируемые специалистами разного профиля; метод научного семинара, когда группа собирается вместе и заслушивает короткие выступления участников, где они излагают наиболее важные тезисы, а затем эти тезисы подвергаются рассмотрению специалистов разного профиля. Самый распространенный коллективный метод из группы психологических – это мозговая атака. Метод мозговой атаки – это метод коллективного обсуждения проблемы с выявлением максимально возможных вариантов решения, преимущества и недостатков и выбора оптимального варианта. Различают прямую и обратную мозговую атаку. При прямой мозговой атаке главная задача участников выставить как можно больше разных предложений, критика этих предложений запрещена. Обратная мозговая атака требует от участников как можно больше критических замечаний по отдельным предложениям.
Инновации как объект менеджмента.
В менеджменте применяется широкая и узкая трактовка инновации. Широкая трактовка определяет инновации как любое изменение, нацеленное на улучшение. Это изменение может касаться и продукции фирмы, и организации технологии производства, и управления, могут касаться отдельных сотрудников, отдельных менеджеров. В узком смысле слова инновации – это внедрение новшеств с целью повышения качества продукции, освоение новых рынков, удешевление продукции, расширение ассортимента, т.е. инновации – внедрение научно-технических достижение с целью повышения эффективности деятельности фирмы. Инновационная деятельность дает возможность фирме получать наиболее высокие прибыли, но в то же время она связана с повышенным риском. Практика показывает, что только 10% инноваций заканчивается успехом, а 90% - неудачей. Но размер дохода по этим 10% удачных инноваций столь велик, что позволяет перекрыть убытки по 90% неудачных инноваций. Могут быть различные мотивы инновационной деятельности фирмы. Во-первых, это может быть желание менеджеров или каких то специалистов фирмы, а может быть отдельных сторонников инноваций, которые обратились с предложением к этой фирме воплотить свои идеи. Другой мотив – улучшить положение фирмы на рынке, решить какие то возникшие проблемы. В третьих, дополнительные благоприятные шансы, возникшие в связи с особенной экономической политикой государства, направленной на стимулирование инноваций. Как правило, инновации требуют от фирмы значительных затрат на сами исследовательские работы, а так же на подготовку и содержание квалифицированного персонала, нередко требуют затраты на маркетинговые исследования, на приобретение оборудования и т.д. Инновации требуют значительной подготовительной работы в коллективе, разъяснения. Они требуют развития творческих способностей практически у каждого сотрудника организации с тем, чтобы все работники фирмы участвовали в инновационном процессе.
Управление инновационным процессом.
Как любое управление, управление инновационным процессом включает в себя стандартные функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Особенности применительно к инновациям как к объекту управления. Планирование инновационного процесса основывается на данных анализа возможности и целесообразности инновации; на старых рынках для данной фирмы; возможности инновации с выходом на новые рынки; на данных анализа жизненного цикла товара, выпускаемого данной фирмой; а так же анализе информации о новинках, появившихся на рынке, в научных исследованиях, которые подготавливаются конкурирующими фирмами; и тех предложениях, которые имеются у соответствующих специалистов данной фирмы. В инновационном менеджменте важное значение имеет формирование и постоянное обновление банка информации о научных открытиях, изобретениях, различного рода предложениях по совершенствованию техники, технологии, организации производственного управления. Практика показывает, что наиболее богатые банки данных создаются такими фирмами, где к поиску новинок подключены все сотрудники. Важная роль для формирования банка данных играет анализ внешней и внутренней среды фирмы, где могут происходить различного рода неожиданные события, как позитивные, так и негативные – неожиданный успех, неудача. Анализ внешней и внутренней среды позволяет выявить так же проблемы, для разрешения которых необходимы инновации. Один из ведущих источников информации – потребители, поэтому прежде всего служба маркетинга должна наладить эффективные каналы связи с потребителем. Планирование инновационного процесса основывается на определенной инновационной стратегии, определяющей и указывающей главное направление инновационной деятельности. Эта стратегия в основном определяется тем положением, которое фирма занимает на фирме. В теории менеджмента принято выделять т.н. базовые инновационные стратегии – традиционная стратегия, имитационная стратегия, оборонительная стратегия, зависимая и наступательная стратегии. Традиционная стратегия нацеливает фирму на повышение качества уже выпускаемой продукции, снижение затрат на его производство, предание продукции некоторых специфических свойств для узкой группы потребителей. Обычно такой стратегии придерживаются достаточно крупные фирмы, занимающие прочное положение на рынке. Имитационная стратегия это стратегия следования за лидером в какой то области. Фирма стремится приобрести у лидирующих фирм технологии, образцы новой продукции и производить у себя аналогичную. Обычно это среднего или небольшого размера фирмы, которые прочно укрепились на каком то рынке. Оборонительная стратегия – стратегия, при которой фирма старается в инновационном процессе не отстать от главного конкурента, внедряет инновации в ответ на аналогичные действия конкурента. Зависимая стратегия обычно практикуется небольшими фирмами, которые поставляют другим фирмам полуфабрикаты, материалы, комплектующие изделия. Фирма вынуждена вводить инновации, в связи с тем, что определенные инновации вводятся потребителем ее продукции. Наступательная стратегия – стратегия собственно инновационных фирм, которые являются пионерами в какой то области, стремятся «снять сливки» с новой продукции. С учетом инновационной стратегии фирма разрабатывает инновационную программу, в которой предусматривается реализация одного или нескольких инновационных проектов.