Севастополь в декабре месяце 1 страница
История создания
Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.
Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.
Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Поэтические особенности
Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.
Вопрос 5
Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". В романе, как и в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
«Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар», фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный», сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе «Евгения Онегина»: «»Онегин» твой будет карманным зеркалом русской молодежи». На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни «о соли светской злости», «ни о необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобное. Глазами столичного жителя показана нам Москва-«ярмарка невест», Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор». Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: «Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Он гордится Москвой 12-го года: «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля». Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя «Мертвые души».
Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», -романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина. Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя «в сей толпе дворян освободителей крестьян». Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянского гнезда», «Войны и мирз», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием. «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху».
Онегинская строфа — строфа, которой была написана поэма Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» .
В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского» ) типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие) , от «итальянского» («петраркианского» ) сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая.
Вопрос 6
Основные темы лирики Лермонтова – это ненависть к самодержавию и презрение к молодому поколению. Писатель презирал своих современников за узость мышления, инертность. Даже самые умные, образованные и талантливые представители той эпохи не знали, в какое русло направить свои умения, поэтому многие из них стали «лишними людьми», безразличными ко всему, что творится у них перед глазами. Михаил Юрьевич даже устроил гражданский самосуд над своими современниками в стихотворении «Дума».
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова касаются ненавистного царского режима. Свой первый протест поэт выразил в стихотворении «Смерть поэта», в котором он призывает к отмщенью за гибель великого писателя, в смерти которого обвиняет существующий режим. Михаил Юрьевич показывает свое отношение к светским особам, он ненавидит интриги, клевету, бездушие и пустоту этой черни. Во многом основные темы и мотивы лирики Лермонтова касаются и необъятной отчизны писателя. Стихотворения «Бородино», «Родина» раскрывают истинное отношение поэта к своей стране и народу. Михаил Юрьевич любит Россию особенной любовью, искренней и чистой, свои чувства он противопоставляет лжепатриотизму высших классов, которым нужны лишь почести, богатство и титулы. Поэт с особым трепетом относится к природе, но еще больше он восхищается простыми крестьянами, при виде этих тружеников его сердце начинает радостно биться, наполняется весельем и любовью.
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова также касаются предназначения поэта, его миссии в обществе. Они полностью раскрываются в стихотворениях «Пророк» и «Поэт». Автор сравнивает поэта с кинжалом, тем самым утверждая, что слова могут быть серьезным оружием. Но беда в том, что в XIX веке этот самый кинжал превратился в золотую игрушку для забав, она совершенно безвредная и бесславная. В стихах Лермонтова никогда не слышалось отчаяния, он не покорялся судьбе. Писателю присущ тихий, грустный зов уставшего бороться человека, но все же в большинстве произведений чувствуется мятежный дух. Совершенность, музыкальность и философская глубина стихов возвели Лермонтова в ряд талантливейших поэтов XIX века. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/123421/osnovnyie-temyi-i-motivyi-liriki-lermontova-m-yu
Вопрос 7
Роман состоит из пяти частей. Четыре из них: «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - представляют собой законченные художественные произведения, и только одна - рассказ «Максим Максимыч» - может быть понята в связи с другими частями. Все пять частей объединены одной проблемой - проблемой «героя нашего времени», воплощенной в образе Печорина.
Некоторые из повестей появились в печати раньше выхода романа в целом. Объединенные в роман, они приобрели новое, более глубокое значение.
В «Бэле» и «Максим Максимыче» повествование ведется от лица автора, который называет себя «странствующим офицером». В «Бэле» большое место занимает рассказ Максима Максимыча, скромного пожилого офицера. Из этого рассказа мы и узнаем историю взаимоотношений Печорина и Бэлы. Три части: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - написаны в форме дневника («журнала», как он назван в романе) Печорина.
Порядок, в котором даны в романе отдельные его части, не случаен. Сначала автор показывает нам героя в обрисовке Максима Максимыча, человека простого, для которого странности Печорина непонятны. В «Бэле» Печорин является человеком, окончательно разочаровавшимся в жизни. Любовь «дикарки» Бэлы не в состоянии возродить его.
Затем автор рассказывает нам о своей встрече с Печориным, рисует его портрет, отражающий странности его натуры, и заставляет нас задуматься над этим странным человеком. Мы заинтересованы, нам хочется понять Печорина, и вот автор дает нам дневник своего героя. «Журнал Печорина», в котором он раскрывает свою душу, «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» помогают нам разгадать сущность лермонтовского героя.
Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.
Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера. Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.
Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.
Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает - таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.
В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни.
Вопрос 8
Замысел произведения был величественен. «Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем», — писал Гоголь. Он думал о многотомном произведении, «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». В трех его частях должно было быть последовательно изображено нечто, подобное аду, чистилищу, раю, смерть и постепенное духовное возрождение людей, Руси. Отталкиваясь от опыта Пушкина, назвавшего стихотворное произведение романом, Гоголь определяет жанр «Мертвых душ» как прозаическую поэму. Он, имея в виду общий характер задуманного произведения, хотел возродить жанр величественного эпического произведения, подобного поэмам Гомера, Данте. Осуществленной оказалась только первая часть замысла, возникавшие варианты продолжения не удовлетворяли писателя, он несколько раз переделывал произведение, почти готовую рукопись второго тома Гоголь сжег за несколько дней до смерти. Раньше, чем с жанровой природой, писатель определился с заглавием книги. Гоголь был уверен в нравственной чистоте и патриотичности помыслов и чувств, лежащих в основании поэмы, и поэтому болезненно воспринял цензурные запреты. В Москве рукопись первого тома была запрещена, пришлось прибегать к помощи знакомых петербургских цензоров. Сомнение вызывало и заглавие. «Мертвой души не может быть», — утверждали цензоры. Гоголь оправдывался тем, что речь идет о ревизских душах, так называли в официальных юридических документах форму учета крепостных, за которых помещик должен выплачивать налог государству. Но цензоры верно почувствовали символическую многозначность понятия, которое определило настроения всего первого тома. Речь, конечно же, идет и об омертвевших душах помещиков, чиновников, части крепостных. Мертвое в религиозно-христианских представлениях не означает погибшего навсегда. Библейская притча о зерне, которое может возродиться в колосе только после того, как умрет в земле, — важный источник философии и гоголевской поэмы. Поэтому заглавие потенциально могло охватить и части, посвященные возрождению мертвых душ. В соответствии с замыслом велика роль авторского начала в поэме. И в этом тоже сказалось влияние, традиция А.С. Пушкина, автора «Евгения Онегина». Повествователь и у Гоголя не раз берет слово, представляя и оценивая героев с собственной точки зрения, особое возвышенно взволнованное настроение придают отдельным частям произведения лирические отступления. И завершается первый том авторским монологом о Руси, которую он сравниваете птицей-тройкой. Конечно, такой возвышенно-патетический финал не вполне согласовывался с картинами человеческого падения и унижения, нарисованными в книге. Да и везет конкретная тройка потерпевшего деловую неудачу, но пока что и не думающего о раскаянии безнравственного героя. Но в виду общего замысла финальные вопросы и восклицания: «Русь, куда несешься ты?!..» — должны были образовать эмоциональную связь с положительными, «возрожденческими» идеями, к которым писатель все-таки хотел и предполагал выйти. Но композиционная структура поэмы отразила опыт писателя в области драматургии. Путешествие предпринимателя Чичикова позволяет естественным образом свести его с людьми разных состояний и сословий, показать разнообразие российских типов. Он объединяет своей неутомимой деятельностью, движением иных персонажей. Причем Чичиков, как и Хлестаков, умеет «принять форму сосуда», только герой комедии приспосабливался к обстоятельствам жизни и людям артистически, как «свободный (в том числе от мыслей и расчетов) художник», а герой поэмы делает это из прагматических соображений, рассчитывая каждый свой шаг, как этап достижения цели — обогащения. Четкая «драматургическая» завязка конфликта обусловлена замыслом героя. Переписи крестьян, «ревизских душ» проводились нерегулярно. Чичиков надеялся заработать 200 тысяч, скупив умерших фактически, но не учтенных еще юридически крестьян и «перепродав», заложив их государству. Первая глава является своеобразной экспозицией, знакомящей с основными героями и центральным персонажем. Развитие действия последовательно показывает важнейшие сферы жизни провинциальной России: в главах 2—6 показаны типы помещиков, в главах 7—10 довершается картина нравов губернского города. Развязка связана с неожиданно открывшимися для общества махинациями Чичикова. Он должен крадучись уехать из города. Глава 11 неожиданно вновь возвращает нас в прошлое главного героя, исполняя роль пролога. И если в автономно рассматриваемом первом томе это кажется несколько необычным, то для целостного замысла весь первый том и должен был звучать как пролог, показавший нравственно-социальное лицо героя, его окружение, прошлое, корни и убеждающий в необходимости искать новые пути.
Образы помещиков в первом томе представлены исключительно в негативном освещении. Пейзаж, портрет, сообщение о состоянии помещичьего и крестьянского хозяйства, интерьер, речевая характеристика, реакция на предложение Чичикова продать мертвые души — это обязательные средства описания и типизации каждого из помещиков, у которых последовательно побывал Чичиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Некоторые исследователи произведения говорят о постепенном снижении нравственного уровня героев, по мере их появления в поэме. Они основываются на словах самого писателя: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». «Прекраснодушный» Манилов, «дубиноголовая» Коробочка, «исторический человек» Ноздрев, «кулак» Собакевич, «прореха на человечестве» Плюшкин показывают всевозможные формы нравственного оскудения личности. При этом писатель подчеркивает, что они хозяева жизни, всевластные правители и наставники народа. Имения Манилова и Ноздрева устроены беспорядочно, разоряются. Оба они не способны к практическим занятиям. У одного все время уходит на пустые, беспочвенные мечты, неудержимая энергия другого расплескивается в бездумных авантюрах, пьянстве, обжорстве, разрушительных страстях. В результате эти столь разные по характеру и темпераменту люди сходятся в главном — пустоте, бесплодности и бессмысленности их жизни. Коробочка и особенно Собакевич помещики другого склада. Их хозяйства отнюдь не разорены, крестьяне не бедствуют. Но в связи с этими персонажами возникают мысли о губительной для общественного блага замкнутости, косности, с одной стороны, и жестокого эгоизма, человеконенавистничества, своекорыстия, с другой. Тупая Коробочка органически не в состоянии представить, а кулаку Собакевичу абсолютно безразлично то, что творится за пределами их владений. Чрезвычайно важные для автора понятия родины, русской земли им абсолютно чужды. Плюшкин, павший ниже всех в нравственном отношении, по числу крепостных самый крупный помещик. В связи с этим персонажем писатель в наибольшей степени акцентирует мысль о моральном падении, омертвении помещичьего сословия. В этом важнейший исток всех бед, которые несут на Русь хозяева ее земли и жителей. Внешний вид богатейшего потенциально (огромные клади гниющего хлеба) и до крайности разоренного имения Плюшкина иллюстрирует эту мысль писателя. Не лучше помещиков и губернское городское дворянство, чиновники: бездельники, паразиты, взяточники, установившие даже «порядок», кому и сколько следует давать и брать, невежды (кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал). Нравственное состояние помещиков и властей не может не отразиться на крестьянстве, народе, подчеркивает писатель, показывая тупых, апатичных, забитых, спивающихся мужиков, слуг, дворовых. Личные недостатки помещиков и чиновников, таким образом, из нравственной сферы оценок переводятся и в социальную плоскость, осмысливаются как тяжкая национальная болезнь. О том, что проблема действительно имеет общенациональные масштабы, свидетельствуют некоторые вставные эпизоды поэмы. «Повесть о капитане Копейкине» переносит действие из провинции в Петербург. Образом бездушного столичного сановника, отказавшего заслуженному инвалиду в помощи и поддержке, завершается галерея портретов чиновников в поэме, изнуряющих национальные силы, толкающих даже патриотично настроенных, честных людей на бунт и разбой.
Образ Чичикова выглядит наименее завершенным в поэме. О нем пишут и как о сильной личности, и как о заурядном, сером человеке, не умеющем даже подлых дел довести до конца. Безусловно, что все, чем до сих пор занимался в жизни Чичиков, низко. И все более безнравственными выглядят предприятия Чичикова. В последнем случае его желанная цель прямой логикой связана с надеждой видеть как можно больше крестьянских могил на просторах страны, а саму страну в разорении и хаосе. В момент озарения своей коммерческой идеей он с энтузиазмом рассуждает: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало... Имения брошены, управляются как ни попало, подати уплачиваются с каждым годом труднее». Но отметим также и то, что Чичиков достигает своих целей, проявляя знание всевозможных обстоятельств жизни, человеческих страстей, слабостей, вообще, людей, что позволяет герою с каждым найти общий язык. Ему понадобились терпение, усердие, наблюдательность, умение обобщать. Он приучил себя не унывать и не падать духом. А прояви герой все свои незаурядные способности в нравственно положительном деле?.. Случайно ли именно в размышлениях Чичикова о купленных крестьянах в главе 7 возникает мысль о величии русского народа, столь важная для автора? В сущности, читатель по-настоящему узнал лишь о темном и скудном происхождении героя и его вполне естественных, неизбежных и в общем удачных попытках преодолеть бедность, затерянность. Но то, в чем видит цель герой, вовсе не кажется последним и желанным пунктом развития личности для его творца. Жизненные обстоятельства гонят Чичикова по Руси, не позволяя где-либо остановиться и пустить корни, потому что зерно еще не готово умереть, чтобы возродиться. Осуществление его нынешней мечты: окончательно и стабильно разбогатеть, жениться на губернаторской дочке, сделало бы Чичикова заурядным помещиком или чиновником, ничем не лучше тех, чьи физиономии уже мелькнули перед читателем, как в ужасном паноптикуме. Гоголь же настойчиво заставляет своего главного героя приобщаться к общему, главному и большему, чем поместье или губернский город, — к Руси, ее ветрам, дорогам, народам, бедам, надеждам, противоречивому настоящему и туманному будущему. В «Мертвых душах» как бы борются две России: Россия «мертвых душ» и народная Россия. Все симпатии автора связаны с лирическим образом Родины, к ее будущему взывает писатель, показав, до какой низости, мерзости может дойти человек: «Забирайте же с собой, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом».
Вопрос 9
Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. В каждой повести Петербург открывается с новой, неожиданной стороны.
«Петербургские повести» написаны уже совсем другим Гоголем...
«Невский проспект». Основные его идеи — двуличие Петербурга, контрастность города. Живыми образцами служат два главных героя, противоположные друг другу: романтический мечтатель Пискарёв, с надеждами и высокими помыслами, и поручик Пирогов, простой обыватель, творящий не картины, а свои грязные делишки и имеющий не менее мерзкие, пустые помыслы. На протяжении всего цикла мы увидим противостояние плохих и «не очень» плохих, «высоких» и «низких». Несомненно, важную роль здесь играет Петербург и главная его улица — Невский проспект, перенасыщенный людьми и событиями, видимой чистотой и невидимой грязью; он уже приобрел свой собственный характер и в силах влиять на горожан. Улица, как одушевленное существо, совмещает несовместимое, выполняет будто дьявольскую волю — нежного романтика сталкивает с порочной развратницей (и тот, не выдержав этой негармоничности,- заканчивает жизнь самоубийством), а пошлого «счастливца» — с так называемой «белокурой немочкой». Сердце первого бьется в надежде на какое- то светлое чудо, сердце второго молчит в ожидании победы. Невский проспект манит, губит и влияет на весь город. Цикл развивается...
В «Портрете» Гоголь показывает растлевающее влияние денег и славы на искусство. Единственный идол, которому поклоняются люди в Петербурге, — это деньги. И не в силах сопротивляться, художник Чартков перерождается из талантливого живописца в простого «малевателя» модных портретов: «Спава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица... Кисть его хладела и тупела... Даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они ещё пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы».
В повести «Нос» перед нами открывается новая тема: чиновничество и... безумие (тема, которая полностью развернется в «Записках сумасшедшего»). Безумие в том, что мысли жителей Петербурга доходят до абсурда, с самими людьми творятся фантастические вещи, но никто не ставит под сомнение свой разум, а уверенно мчится за своим Носом, который выступает в роли статского советника (!). Тут же и тема чиновничества — коллежский асессор Ковалев узнает свой нос в церкви, но не в силах к нему обратиться — иной чин, иной ранг, а необходимо соблюдать «приличие» и «порядки», подчиняться сословной пирамиде. Теперь Ковалев уже не может посещать своих знакомых, которыми не упускает возможности похвастаться в любом подходящем случае; без носа он не человек и, тем более, никому не друг (такому даже в газете дать объявление не позволят!) «Экой пасквильный вид!» Петербург снова поднимается и набирает силы. Город ожил — теперь у него свои глаза, свои уши и свой нос (!), который свободно ходит по улицам и, между прочим, обладает высоким чином. Но со статскими советниками и чинами нас еще раз сталкивает цикл повестей...
«Шинель» — название, которое напоминает «вещевые» юмористические рассказы А. П. Чехова, но повесть на самом-то деле печальная. Гоголь услышал однажды анекдот о некоем бедном чиновнике, который долго-долго копил на ружье, а потом по случайной оплошности потерял его в реке, после чего слег от горя в постель и умер. Все посмеялись, а Гоголь задумался и создал в результате «Шинель». В ней снова раскрывается тема чиновничества, но уже с большей степенью глубины. Здесь говорится и о департаментах, и, конечно, о чиновниках — таких слабых и забитых, как Акакий Акакиевич, которому вечно не везло с самого рождения, ему даже имена по календарю выпадали все несуразные; и о любви титулярного советника к своей службе, результаты которой — только скудные сред- ства и сумасшедшая экономия. И, несомненно, тема «маленького человека» играет здесь важную роль. Этот человек стал настолько мелок, что безропотно переносит все издевательства коллег, даже самые грубые, а все его мечты и стремления сводятся к новой скромненькой шинельке. И снова Петербург! Он набрасывается на бедного Акакия Акакиевича, впервые завлекает его на праздник, праздник его шинели, и в тот же вечер с пугающим цинизмом вырывает ее у бедняги. Город открыл свое истинное — мрачное — лицо и совершил беду. И Акакий Акакиевич, не теряя надежды, подчиняясь пирамиде общественных отношений, бегает от одного «значительного лица» к другому, но, не видя результатов, а только переживая обиду, отчаивается и заболевает. И по правилам цикла титулярного советника навещает смерть. Опять мистика —душа Акакия Акакиевича не покидает обманувший его город, а, впервые разгневавшись, мстит всем, несмотря на чин, — и советникам, и генералам.