Диагностика особенностей личности ребенка

Изучение развития образа себя у младенцев

(2,5 – 14 месяцев)

Во время исследования ребенок находится перед зеркалом на пеленальном столике.

1. Регистрируется свободное поведение ребенка.

2. На лоб ребенка предварительно, незаметно для него, пома­дой наносят пятно диаметром 1,5 см.

3. Ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый).

4. Позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале.

5. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери, кото­рая незаметно надевает на себя яркие бусы, незнакомые ему.

Регистрируются следующие показатели:

1. Характеристика взгляда: направление, длительность.

2. Эмоциональные проявления: количество, адресованность, длительность и интенсивность.

3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, ин­тенсивность.

4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое отра­жение, совершает действия перед зеркалом.

Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотра­гивается, лижет и др.

Поведение, направленное на мать: вокализации, обращения, действия и т.д.

Сравниваются количественные показатели экспрессивных прояв­лений и поведение детей 2 – 6 мес. и 6 – 12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к лич­ностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнава­ния делают вывод о наличии и времени проявления образа себя.

Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет

Исследование проводится в три этапа. Например:

1. Ребенку дается задание собрать пирамидку, используя кар­тинку-образец. Независимо от качества исполнения, ребенок получа­ет похвалу.

2. Ребенку дается задание построить домик из деталей конс­труктора. Результат оценивается заключениями "сделал" или "не сделал".

3. Ребенку дается задание сложить грузовичок из деталей конструктора, результат не оценивается.

Анализируется активность детей в ходе выполнения заданий: ценность достижений в осуществляемой деятельности, включенность в решение задачи, оценка ребенком продуктивности своей деятельнос­ти, самостоятельность или поиск оценки взрослого. Отмечается из­менение показателей в возрастных группах до 3 лет и после 3 лет.

Обобщая полученные результаты, сделать выводы о том, харак­терно ли для периода кризиса 3 лет появление такого личностного новообразования, как "гордость за собственные достижения".

Изучение уровня притязаний детей

(5 - 7 лет)

Ребенку предлагается прыгнуть "как можно дальше", но сначала просят показать, на какое расстояние он может прыгнуть. Затем он прыгает. После прыжка ему говорят, справился он или нет, и пред­лагают сделать новую заявку. За показом следует выполнение и т.д. Это повторяется 3–4 раза.

Анализируется, соответствует ли уровень притязаний возмож­ностям выполнения, адекватно или неадекватно ребенок реагирует на успех или неудачу в выполнении задания. Как изменяются притязания после успеха или неудачи.

Изучение мотивов трудовой деятельности

(3–6,5 лет)

Детям предлагается через определенные промежутки времени вы­полнить одну и ту же работу, мотивировка результатов которой каж­дый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета: флажок и салфетку из полотна (предварительно дети должны уметь делать это). Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут де­лать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполняется при различных мотивировках:

1. Сделать подарок для мамы.

2. Сделать подарок для малышей.

3. Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.

4. Изготовить материал для игры в "мастерскую".

Посдчитывается, сколько детей взялось за выполнение задания, сколько отказалось. Прослеживают эффективность работы в зависи­мости от мотива деятельности, т.е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается.

Изучение коммуникативных умений

(4–- 7 лет)

Подготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Исследование проводится в 4 серии (во всех сериях дети вы­полняют задание самостоятельно).

Первая серия: Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала нужно до­говориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогично первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия - аналогично первой, а четвертая - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой се­рии по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют?

2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения де­ятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначаль­ного замысла, как на них реагируют?

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партне­ра?

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается?

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во 2,4 сериях)?

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного соста­ва пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникатив­ных умений у детей.

Изучение организаторских умений детей в совместной

деятельности

(4 – 7 лет)

Проводят наблюдение за самостоятельной, коллективной, игро­вой или трудовой деятельностью детей. Анализ проводят по схеме:

I. Организация деятельности.

1. Умеет ли ребенок предложить цель деятельности?

2. Умеет ли спланировать содержание деятельности?

3. Умеет ли выбрать средства для осуществления деятельности? Как их выбирает: до начала деятельности, путем проб и ошибок, по ходу деятельности? Умеет ли в случае необходимости изменить пер­воначальный выбор средст?

4. Умеет ли объективно оценить общий результат и вклад каж­дого? Каковы критерии этой оценки?

5. Умеет ли соотнести полученный результат с планируемым?

II. Организация взаимодействия участников деятельности.

1. Умеет ли ребенок учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям?

2. Умеет ли распределять обязанности с учетом возможности и интересов каждого ребенка?

3. Умеет ли следить за соблюдением правил, порядка, адекват­но реагировать на их нарушения?

4. Умеет ли справедливо решать спорный вопрос без вмешатель­ства взрослого?

5. Умеет ли объективно оценить отношение партнера к поручен­ному делу? Поощряет ли его достижения в процессе деятельности?

6. Умеет ли проявлять самокритичность, вовремя заметить и исправить ошибки?

Делают вывод о том, насколько у ребенка развиты организа­торские умения в совместной деятельности и как они влияют на вза­имоотношения со сверстниками.

Изучение представления о труде взрослых

(3–6 лет)

Составить вопросы для беседы: "Что такое профессия? Какие ты

знаешь профессии? Зачем люди трудятся?" После этого вопросы зада­ют отдельно по каждой названной ребенком профессии, например: "Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?"

Подсчитывается среднее число названных профессий в зависи­мости от пола и возраста детей. Определяют знание детьми специфи­ки профессий. Выявляют, какое содержание дети 5–6 лет вкладывают в понятие "профессия".

Изучение характера и степени осознанности ребенком отношения к нему близких людей

(6 – 7 лет)

На листе бумаги нарисовать лестницы из 6 ступенек. Вырезать фигурки мальчика и девочки.

Исследование начинается с непринужденного разговора о соста­ве семьи ребенка, о его близких родственниках, о друзьях. Затем экспериментатор показывает лист бумаги с изображением лестницы и говорит, что если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, затем - средние, на самой нижней ступеньке - самые плохие. После этого ребенку дается фигурка человечка, и экспериментатор просит поставить ее на ту ступеньку, которой, по мнению ребенка, соответствует он сам. Про­сят пояснить, почему он выбрал именно эту ступеньку.

Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель (или другие близкие взрослые). После каждого ответа выясняют, почему ребенок так ду­мает.

Исследование межличностных отношений ребенка в семье

(тест "Рисунок семьи")

Для работы необходимо использовать лист белой бумаги, цвет­ные карандаши, ластик.

Инструкция: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы, следует лишь еще раз повторить инструкцию.

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоко­ле: последовательность рисования деталей, паузы, стирание деталей, спонтанные комментарии ребенка, эмоциональные реакции.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Интерпретация: на основании особенностей изображения можно определить:

1. Cтепень развития изобразительной культуры, стадию изобра­зительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитив­ность изображения или четкость и выразительность образов, эмоцио­нальная выразительность - те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неб­лагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности. Большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное са­мочувствие ребенка в семье можно определить по степени выражен­ности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости на рисунке, по характеру их взаимодействия.

Также следует обратить внимание на случаи, когда дети рисуют большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле. Чем больше это несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей си­туацией.

Изучение взаимоотношений между детьми в группе

(3 – 7 лет)

Подготовить красочные картинки по 3 шт. на каждого ребенка. Исследование проводится в виде игры "Секрет". Каждого ребенка "по секрету" от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Можно сказать: "Ты будешь дарить ребятам картинки, а они, наверное, подарят тебе. Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть". На обратной стороне картинки записывается имя сверстника, которому она предназначена.

Подсчитывается число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы "предпочитаемых" (6, 7 выборов), "приня­тых" (3–5 выборов), "непринятых" (1–2 выбора), "изолированных" (не получивших ни одного выбора). Далее проводится социометричес­кий анализ.

Изучение лидера детской группы

(3 – 7 лет)

На основании социометрического исследования выявляют лидиру­ющих детей в группе, за которыми наблюдают в разных видах дея­тельности. Выясняют:

1. Качества личности, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе в целом или в отдельной группировке детей.

2. Качества, формированию которых способствует положение ли­дера.

3. Причины лидерства в разных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой).

Наши рекомендации