Рекламное бомбометание в системе манипулирования сознанием 2 страница
Эффективность воздействия. Значительный эффект воздействия на общественное мнение достигается за счет динамичности, драматичности и эмоциональности всего происходящего на экране. Однако это воздействие создает атмосферу тревожности, пессимизма, безысходности и не способствует социальной стабильности [160,198—199].
Результаты приведенного исследования новостной программы НТВ «Сегодня» можно дополнить следующим наблюдением: позывные этой программы (музыкальная «отбивка» на языке телевизионщиков), звучащие на тягостно-высоких нотах, создают тревожное предвкушение неприятностей от того, что сейчас услышишь. Безусловно, это накладывает отпечаток на последующее восприятие. А поскольку первая новость, как правило, негативная, то возникает синергизм неприятных ощущений, откладывающий отпечаток на общее впечатление от новостей (первое впечатление — самое сильное и дольше всего запоминается).
Данный анализ показывает, насколько психологически выверенно действуют манипуляторы сознанием, работающие на НТВ. К сожалению, чем выше их мастерство, тем больший вред наносят они обществу.
Свое впечатление от позывных этой программы автор решил проверить, попросив профессионального музыканта, сотрудницу факультета музыкального искусства Белорусского Университета культуры и искусства Н. Лазука дать музыковедческий анализ этих позывных. Приводим заключение, Данное ею:
«Музыкальная заставка к программе «Сегодня» на
НТВ начинается с интервального скачка на чистую кварту человек воспринимает этот интервал как сигнал к действию, так как по характеру звучания чистая кварта привлекает внимание к особым обстоятельствам, требующим особой мобилизации духовных и физических сил. Фактически этот интервал используется в музыке, сопровождающей военные действия или в особых напряженных ситуациях; традиционно исполнялся на духовых инструментах (например, на трубах) и означал «Все сюда, трубите общий сбор!», и по сей день характерен для маршей. Мелодическая линия как таковая отсутствует. На протяжении нескольких тактов звук повторяется в верхней ноте («до» либо «до-диез» 2-й октавы), что создает определенное напряжение, которое усиливается быстрым темпом и беспокойным пунктирным ритмом.
Звучание заставки в высокой позиции привлекает внимание слушателя, так как тесситура, в которой находится звук, как бы парит над обычными шумами в помещении, она выше, чем тембр обычного человеческого голоса. Звучание одной ноты на протяжении нескольких тактов позволяет создателям программы привлечь внимание, активизировать интерес зрителя и поддерживать в нем определенное внут- реннее напряжение, которое побуждает следить за событиями и информацией, представляемой зрителю или слушателю. Полагаю, что необычайно быстрый темп был задан того, чтобы усилить у слушателя ощущение актуальности событий, о которых идет речь в новостных сюжетах. Создается впечатление, что события не просто происходят «где-то там...»: события рядом, и они приближаются, они вместе с информацией входят в наш дом, в наш повседневный быт, в наше сознание.
Безусловно, когда музыка создает состояние тревожности и неотвратимости каких-то серьезных событий (а иногда темп речи и интонации ведущих таковы, что кажется, будто военные действия начались уже во дворе вашего дома), всегда найдутся" люди, у которых эта музыкальная идея будет вызывать состояние дискомфорта. Темп, заданный в начале передачи, более адекватен темпу жизни вполне здоровых и энергичных людей» которые являются лишь небольшой частью массы телезрителей,
следовательно,- у большинства вероятно внутреннее ощущение безысходности».
Как видим, данное заключение подтверждает высказанное ранее суждение автора. Лишившись политического заказа со стороны Гусинского и финансирования бывшим своим хозяином, НТВ ушло в скандально-криминальную тематику, фактически все более станешь специализированным криминальным каналом.
Что же касается российского телевидения в целом, то на нем давно уже нет объективной информации, а лишь неприкрытая пропаганда.
9.3. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПРЕСС ПРЕССЫ
Я больше боюсь трех газет, чем ста тысяч штыков.
Наполеон I.
Свобода печати гарантирована лишь тем, кто владеет печатью.
А. Либлинг.
Пресса представляет собой мощное оружие воздействия. Специалисты говорят, что легче победить в споре с супругой, чем с прессой.
Приемы манипулирования сознанием, перечисленные в разделе 9.1 и многие из указанных в разделе 9.2, используются и прессой: тенденциозный подбор тем, манипулятивные способы их преподнесения, расстановка акцентов, препарирование информации и т. д. Здесь мы сосредоточимся на приемах, относящихся именно к возможностям печатного слова.
Различные виды прессы манипулируют своими читателями но-разному. «Желтая» пресса эксплуатирует низменные влечения, постепенно опуская моральный уровень публикаций (а с ними и читателей) все ниже и ниже. Ее приемы мы разберем в разделе 10.3. «Солидные» издания адресованы более просвещенной публике, поэтому и манипулируют ее сознанием «солидно»: материалы кажутся основательными и объективными. С этим мы далее и Разберемся.
Солидные» издания
Сила печатного слова
Авторитет прессы базируется на сформированном в советское время убеждении, что ее создали солидные люди, и о определенной мере несет ответственность перед обществом, свою информацию.
Специалисты считают, что в странах СНГ лучше усваивается напечатанная информация, к тому же она не раздражает можно рассматривать долго и в любое удобное время.
Но и мировой опыт подтверждает высокую эффективность печатных СМИ в создании имиджа компаний, партий и отдельных личностей.
Бренд «Майкрософт» обязан своим появлением большому вн манию, которое оказывала ему пресса. Увидели свет десять статей в газетах и журналах об этой компании и ее продукт Windows 95/98NT/2000/XP/, Word, Excel, PowerPoint... Но помните ли вы хоть одну рекламу «Майкрософта» ?
Победа Windows 95 была предрешена и без всякой реклам Революционная концепция, повышенное внимание прессы и заявление, что Windows 95— будущее программного обеспечения для персональных компьютеров, — вот что обусловило успех в данном случае.
Чтобы сообщить потенциальным потребителям о Windows «Майкрософт» много заплатил Мадонне за песню «Луч света» но успех версии ХР в основном зависел от реакции прессы. Люди склоняются к тому или иному мнению, читая стать газетах и журналах (блок «Побуждение» в модели манипулирования). Упоминание в песне о Windows ХР привлекает внимание (блок «Вовлечение в контакт»), а мелодичный голос Мадонны создает благоприятное эмоциональное обрамление информации (блок «Воздействие фоновых факторов»).
Пресса превратила Билла Гейтса в одного из самых знаменитых корпоративных руководителей Америки. При этом ре лама не оказала никакого влияния (в силу своего отсутствия) продвижение могущественного персонального бренда — Б Гейтс.
Очень важно, чтобы первая публикация была благожелательной. Свойство человеческой натуры таково, что на восприятие
всех последующих статей окажет сильное влияние та, что вышла первой.
Потоки информации в прессе в высокой степени органичны и только со стороны могут выглядеть как вольный пересказ новостей. В 1973 году было изучено 1000 сообщений в «Нью-Йорк Тайме» и «Вашингтон Пост», чтобы установить каналы, по которым эти сообщения достигли печати. Было установлено три таких основных канала: рутинный — официальная информация о пресс-конференциях, официальных событиях, и пресс-релизах; неформальный — утечка информации, сообщения из других информационных структур и т. д.; свободный нал — интервью репортеров с людьми, собственные рассуждения журналистов и редакторов, события, которые репортер отразил по своей инициативе. Оказалось, что свободный канал стал источником всего лишь 25 % сообщений, в то время как рутинный дал все 60 %. Эта статистика показывает во многом реальное соотношение свободной и организованной информации в масс-медиа. Средства массовой коммуникации и сами заинтересованы в информации, только она должна быть предоставлена им в соответствии с требованиями новизны, а также с учетом специфики конкретного канала коммуникации (пресса/радио/ТВ).
Ухищрения, усиливающие воздействие текста
Прежде чем остановиться на особенностях газетной и журнальной информации, отметим общие приемы, их объединяющие.
1. Правило первых пяти процентов. Практика показывает, что лучше всего человек запоминает первые 5 % слов текста, включая название. Подсчитано, что людей, которые читают названия, в пять раз больше, чем читателей основного текста- Прочитав именно заглавие и первые предложения текста, человек решает, стоит ли читать дальше. Если в начале текста стоит несколько общих фраз, считайте, что 80 % средств потрачено зря.
2- Правило ключевых слов состоит в выделении типом шрифта и его размерами тех слов, которые выражают сущность сообщения. Таких слов должно быть немного, но способ их выделения должен позволить прочитать эти слова с расстояния, как
минимум вдвое большего, чем нужно для чтения основного текста.
3. Следующие правила относятся к любой печатной продукции:
— длина строки не должна быть более 40 знаков;
— хороший шрифт улучшает восприятие и запоминаемость текста; неправильно выбранный шрифт отпугивает читателя;
— следует выбрать тот шрифт, к которому люди привыкли; чем вычурнее шрифт, тем он труднее читается;
— шрифт не должен быть ни чересчур мелким, ни излишне крупным.
Место расположения информации в издании может значительно сказаться на ее эффективности. Например, сообщение размером в четверть полосы на последних страницах среди массы аналогичных имеет меньше шансов быть замеченным и прочитанным по сравнению с точно таким же, но помещенным в единственном числе рядом с важным редакционным материалом.
Доказано также, что место объявления на полосе и даже сама полоса, на которой это объявление напечатано, могут иметь решающее значение. Многие специалисты считают, что идеальным с точки зрения привлечения внимания является размещение объявления в правом верхнем углу правой полосы.
Лучшее место на газетной полосе для сообщения определяется с учетом психологии восприятия печатного текста. Исследования психологов выстраивают следующий рейтинг убывания внимания читателя газеты, «изучающего» газетную полосу:
Левая сторона | Правая сторона | |
Верх | 28 % внимания | 33% |
Низ | 16% | 23 % _ |
«Перевернутый зигзаг» фиксирует маршрут чтения (просматривания) материалов газетного листа (полосы).
На внимание читателя оказывают влияние и прочие факторы, такие как расположенные по соседству с сообщением материалы, дизайн верстки самого сообщения и степень его контрастности по отношению к прочим материалам полосы. Так, если полоса перегружена шрифтом и тяжеловесными иллюстрациями, объявление в виде прямоугольника с несколькими словами текста в окружении широких пробелов привлечет к себе внимание независимо от места расположения.
Издания строят свои макеты таким образом, чтобы приоритетные (важные или хорошо оплачиваемые) сообщения всегда оказывались рядом с редакционными материалами. Редакторы знают, что:
1) выделяющиеся по цвету сообщения читают на 22 % больше людей;
2) устойчивому запоминанию информации способствует ее повторение через одну-две недели.
Жизнь газеты по сравнению с журналами относительно коротка.
Исследования, проведенные у нас в стране и за рубежом, свидетельствуют, что на чтение ежедневной газеты читатель тратит в среднем 12—14 минут. При этом, чтобы информация принесла наибольшую пользу заказчикам, важно осознавать и разграничивать преимущества утренних и вечерних газет. Преимущества утренних газет:
— при доставке газеты на дом она осуществляет воздействие и на домашних хозяек;
— в утренних газетах хорошо помещать информацию, обращенную к мужчинам, в расчете на то, что они сообщат о ней своим женам (покупают утренние газеты в основном мужчины).
Преимущества вечерних газет:
— считаются «домашними» газетами, поскольку почта доставляет их к вечеру и покупают их тоже вечером;
- вечерние газеты прочитывают в свободное время; как правило, газеты читают все члены семьи;
— в большинстве городов вечерние газеты помещают много рекламных объявлений, гораздо больше, чем утренние, поэтому их внимательно изучают женщины.
О несолидных («желтых») изданиях мы поговорим в следующей главе.
Ложь, выносимая в заголовки
Заголовки играют ключевую роль в изданиях. Прежде всего потому, что их читают все, и в силу того, что они формируют мнение еще до прочтения, и это уже оказывает влияние на восприятие материала. Если же статья длинная, скучная, то она практически никем прочитана не будет и в сознании читателей останется лишь «вывод» из нее, будто бы «обоснованный» этой публикацией.
Чтобы привлечь внимание к публикации, автор и редактор нередко сочиняют откровенно вульгарные заголовки.
Довольно часто в заголовки выносится заведомая ложь, но в конце ставится знак вопроса. Тот, кто внимательно прочтет публикацию, чертыхнется, поняв, что журналист нагнал туману в очевидную ситуацию, не стоящую выеденного яйца, -только чтобы привлечь внимание. Но далеко не все читают внимательно (а то и читают только заголовок), и у них остается введенная в сознание ложная информация из заголовка.
Нередки и прямые провокации или подтасовки. В качестве примера приведем следующий сюжет.
У самих газетчиков есть такая шутка.
«Как вы относитесь к домам терпимости?» — спросили Папу Римского, прибывшего в одну из стран. «А разве они у вас есть?» — спросил тот.
Назавтра в газетах появилось экстренное сообщение: «Первое, что спросил Папа, ступив на нашу землю: есть ли у нас дома терпимости ?».
Это пример и манипулятивной семантики: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и те же слова создают совершенно иной смысл. Отдельные «крупицы» сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь ничего общего с действительностью.
Манипулируют сознанием и посредством подбора соответствующей тематики: если сплошь идут сообщения негативного содержания, то можно представить себе, какое настроение и отношение к происходящему сложится у читателя.
В гротескном виде это представлено в следующем объявлении-«За минувшие сутки никто не застрелен, не взорван, ни один
твий не было. Редакция приносит свои извинения».
Количество повторений
Мы уже говорили о том, сколь значительную роль в мани-лировании сознанием играют повторения. Соответствующее утверждение постепенно, шаг за шагом «вбивается» в голову читателя. Политики прекрасно это осознают и используют как для манипулирования сознанием, так и для защиты от манипулирования. В этом плане весьма показательна следующая история.
В 1943 году в период сложной внешне- и внутриполитической обстановки в США издавалась газета «Истинный американец», явно профашистского толка. Президент Рузвельт намеревался закрыть ее, но американские законы не давали право применить санкцию только на том лишь основании, что какая-то газетная статья кого-то ругает или кого-то хвалит. Тогда президенту посоветовали привлечь специалистов по контент-анализу. Г. Ла-суэлл и Н. Лейтис проанализировали содержание газеты за год и показали, что число утверждений типа «президент США — нежелательное лицо», «госаппарат США пропитан коррупцией», «Германия справедлива и мужественна», «Америка слаба», «США их союзники находятся под контролем коммунистов» в одиннадцать раз превышает число обратных утверждений. Только на этом основании газету удалось прикрыт ь как угрожающую национальной безопасности США.
Синтаксические приемы воздействия на восприятие текстов
читателями
Выдвижение важной информации на первое место является общим свойством газетных сообщений. Для этого в текстах новостей используются различные синтаксические структуры, редко встречающиеся в обыденной практике, например так называемые инвертированные предложения. Вместо построчного по правилам грамматики предложения «Как сообщили достоверные источники, Ливия была атакована военно-воз-душными силами США» дается: «Ливия была атакована воен-
но-воздушными силами США, сообщили достоверные источники»
С помощью грамматического анализа использования языка в текстахпрессы можно понять общую направленность сообщений конкретного журналиста и всей газеты. Синтаксис предложения отражает распределение семантических ролей участников события: либо порядком слов, либо различным функциональным соотнесением элементов (субъект, объект), либо использование активных или пассивных форм. В заголовке «Полиция убивает демонстранта» слово «полиция» стоит на первом месте -месте субъекта субъекта, что указывает на ее активную роль. В пассивной конструкции «Демонстрант, убитый полицией» на первом месте месте действующего субъекта стоит «демонстрант». Это указывает на то, что «полиции» здесь отводится меньшая роль. Наконец, заголовок «Демонстрант убит» вообще затушевывает роль «полиции». В то же время заголовок становится синтаксически двусмысленным: его можно понять и как описание события, в котором убийцей был демонстрант — этот или другой (ведь при быстром просматривании текста может сыграть роль привычное восприятие подлежащего, стоящего на первом месте как активного субъекта, т. е. воспринять как «Демонстрант убил»), или вообще ассоциировать участников демонстрации с убийством. Анализ синтаксиса газетных сообщений показал, что дело именно в этом: журналисты стараются использовать такие «понижающие» синтаксические структуры и обороты, чтобы затушевать отрицательную роль правящей элиты [350].
Таким же образом направленность теленовостей может быть выражена определенными видеокадрами, снятыми с сочувствием либо к полиции, либо к ее «противникам», то есть к демонстрантам, забастовщикам. В исследованиях Группы по изучению средств массовой коммуникации университета Глазго [358; 359:360] внимание ученых было привлечено к скрытой, подразумевающейся направленности сообщений и к оценкам использования таких слов, как «забастовка» или «беспорядки» [367]. В частности, представлен серьезный анализ самого явления «демонстрации» и различного употребления слов, обозначающих участников демонстраций.
Тексты новостей состоят не из изолированных предложений ний, поэтому вслед за освоением приема перестановки слов в предложениях для манипулирования восприятием текстов предпринято изучение структур последовательности предложений.
Оказалось, что порядок следования предложений вли-яет на общее понимание текста [357]. Так, если в последова-тельности предложений желают акцентировать внимание на действиях участников демонстрации, то, соответственно, слово демонстранты» располагают на первом месте, месте субъек-та. Далее может следовать пассивное предложение типа «Они избиты полицией», а не предложение «Полиция избила их" Таким образом, пристрастная точка зрения журналиста проявляется «в комплексе» в использовании определенных структур предложений и в очередности этих предложений.
Глава 10 КАК РАСТЛЕВАЮТ ДУШИ
Язык искусства не залог Общенья скорого и личного А лишь попытка. Диалога Немого и косноязычного И. Губерман.
Конферансье:
— Следующего артиста не надо представлять. Я даже думаю, ему не нужно и выступать...
10.1. ПОШЛОСТЬ И НАСИЛИЕ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ
Человек не хозяин в своем доме.
3. Фрейд.
Главный растлитель современного российского общества -безусловно, телевидение. Главный — в силу его безраздельного влияния на самую большую аудиторию, ведь телевизор смотрят практически все.
Телевидение манипулирует массовым сознанием, формируя взгляды, вкусы, предпочтения не только в политической сфере, но и в культурной. В массовой культуре развлекательные телепрограммы являются определяющими, задаюшими планку качества для всего шоу-бизнеса.
Когда на работе, как правило, заняты оба родителя, телевизор превращается в основного наставника и друга. Театр даже кино доступны не каждой семье. А в сельской местности,
малых городах телевидение становится единственным вне-школьным воспитателем.
Кратчайший путь к популярности
Востребованность исполнителей (и, следовательно, их гоно-рары) тем выше, чем чаще они мелькают на телеэкранах. Именно поэтому многие из них, рискуя здоровьем, рвутся в небезопасные телевизионные шоу — на льду, в «Цирк со звездами», «Последний герой», «Король ринга», служат живой приманкой для быков в «больших гонках». Многие выбыли из проектов после получения травм. Сотрясения мозга, переломы рук, ног, кистей, вывихи плеча, травмы спины и суставов, трещины в ребрах, резаные раны, гипертонические кризы, растяжения связок, множествен-кые ушибы и гематомы — вот их неполный перечень.
При этом иные ради популярности готовы рисковать не только своим здоровьем, но и жизнью будущего ребенка. Фигуристка Ирина Слуцкая пришла. ведущей в «Ледниковый период» на восьмом месяце беременности, и именно «интересное положение» ведущей считается на канале «изюминкой программы». Несколько раз она падала так, что группа застывала в испуге, но, слава богу, обошлось.
Любовь звезд к телевидению взаимна. Если вначале в ток-шоу и реалити-шоу приглашали простых людей, то теперь в кадр попадают люди исключительно известные, на них ТВ зарабатывает рейтинги и деньги.
Почувствовав заинтересованность в себе, многие из приглашенных считают, что уже сам факт их появления в студии является подарком как для устроителей шоу, так и для телезрителей. Но, например, в США знаменитости, прежде чем идти на передачу, серьезно готовятся. Они не сидят как истуканы и не Рассказывают вялыми голосами о собственных успехах и новой прическе (тем самым примитивизируя передачу), а стараются быть интересными, поют, танцуют, делятся занимательными Историями — в общем, прикладывают немалые усилия, чтобы зрители их не просто увидели, а заинтересовались и полюбили.
Носитель безнравственности
Убедившись лишний раз, что телевидение — действительно создатель кумиров публики (поп-идолов), посмотрим, какие ценности оно несет народу.
Приходится признать, что телевидение не балует нас добростой напротив, смакуются моральные уродства: могут подолгу и со вкусом рассказывать о маньяках, убийцах, насильниках, о скандалах шоу-бизнесе, разводах-изменах. На все это находится время н о его не находится на освещение событий позитивных, в которых наши люди проявляют лучшие человеческие качества (а ведь в жизни рошего гораздо больше, чем пакостного, — есть и подвиги, и благородные поступки, но журналистов они «не вдохновляют»). Аноиси фильмов непременно состоят из взрывов, стрельбы, драк—видно телевизионщикам это представляется самым главным в фильмах. Таким образом превозносится культ насилия. Какие ценности образ жизни и поведения тем самым пропагандируются?
Существенно снизилось качество передач. Мелкотемье и бездуховность захлестнули телеканалы, и, естественно, по-хозяйски разместилось на них все только самое примитивное легковесное и ходульное. Пищу духовную почти полностью заменили кулинарией — на всех телеканалах готовят еду! Если и покажут иногда киношедевры, познавательные и просто интересные программы, то непременно глубокой ночью — как будто зрителю утром не нужно идти на работу (скорее подразнили, чем дали возможность получить качественный телепродукт).
Известный американский юморист Роберт Орбен так отозвался о соотношении интеллекта и ТВ: «Согласно последним научным данным, чем выше уровень интеллекта, тем меньше человек смотрит ТВ. По-моему, справедливо и обратное: чем больше смотришь ТВ, тем ниже уровень твоего интеллекта».
К сожалению, это суждение в неменьшей степени справедливо и для отечественного телевидения.
Поражает все более распространяющееся речевое бескультурье на телеэкране. С экрана звучат избитые выражения и примитивные обороты речи, которые убогостью и затасканностью действуют на нервы: «супер», бесконечные «как бы» и «короче», «по-любому», «по жизни», «без разницы» и т. п. А чего стоят «Вау!» и «Йес!» как подражание американцам (с жестом, каким раньше дергали ручку сливного бачка в туалете). Причем этими «изысками» потчуют слушателей не только приглашенные в студию, но и сами ведущие. Все это постепенно привело к тому, что телевидение из объекта уважения превратилось в предмет раздражения и критики. Это касается
как российского телевидения, так и белорусского, которое в значительной степени копирует московские программы, а те, в свою очередь, копируют их с западных телеканалов.
Всюду деньги, господа!
Засилье в сетке вещания программ, ориентированных на нетребовательного зрителя, а то и просто заполненных пош-лостью(как «Кривое зеркало» Петросяна), руководство теле-видения объясняет их высоким рейтингом: мол, их смотрит больее число телезрителей. Этим объяснение исчерпывается. Но давайте разберемся, ему процент зрителей той или иной программы становит-ся причиной, достаточной для оглупления народа, растления душ, особенно молодежи, у которой еще не выработались моральные ориентиры. Ведь очевидно, что в силу своего огромного влияния телевидение вносит весомый «вклад» в падение культурного уровня населения.
Оказывается, все дело в деньгах. Деньгах, которые телевидение получает от рекламодателей. Ведь чем выше рейтинг программы, в которую вставлены рекламные ролики, тем большую плату за них рекламисты платят телевидению. То есть имеет место следующая причинно-следственная связь:
Програм- | ||||||
мы для | Высокий | Большие | Высокие зарплаты на ТВ | |||
нетребова- | -> | рейтинг таких | -> | доходы от рекла- | -> | |
тельного | программ | мы | ||||
зрителя |
В стране, где большинство населения имеет очень скромные доходы, зарплаты телеведущих представляются космическими. И все равно гонорары американских телеведущих не дают покоя нашим «звездам» телеэфира.
О решающей роли денег в жизни телевидения свидетельствует и первое из числа самых громких преступлений — потрясшее всю страну заказное убийство Владислава Листьева. По версии следс-твия, основной мотив преступления — намерение молодого руко-водителя ОРТ вывести «из тени» деньги, получаемые за рекламу.
Будят ли большие деньги творческую мысль наших теледеятелей? Похоже, нет, ведь все новые программы скопированы с тех, что давно обосновались на телевидении США и Западной Европы.
Причина примитивности музыкальных и развлекательных программ и одновременно источник дополнительных доходов телевизионщиков — значительная коррумпированность российско телевидения. К этому настолько привыкли, что спокойно говорят об этом вслух как о чем-то само собой разумеющемся: каким бы талантливым и интересным зрителям ни был артист, он не попадет в эфир, пока не заплатит.
А платить могут либо *раскрученные», обеспеченные исполнители (отсюда одни и те же, изрядно поднадоевшие лица на экране), либо «поющие трусы» — те, у которых есть бога-тенькиё спонсоры. Отсюда однообразие и убогость российской попсы.
Пропаганда насилия и разврата 1За неделю на каналах СНГ демонстрируется более 1600 убийств. В России человек в возрасте от 3 до 18 лет увидит в среднем 22 тысячи сцен убийств и насилий.
Длинный ряд главных «героев» новостных и познавательных программ — убийцы, воры, мошенники, проститутки, а в детективах — те, кто убивает якобы ради добра и справедливости. Тем самым на неосознаваемом уровне убийцы отождествляются со справедливостью.
Для того чтобы видеть акты насилия на российском ТВ, не нужно даже смотреть соответствующие фильмы — достаточно видеть их рекламу (а дети ее очень любят!) В рекламу фильмов обязательно отбирают стрельбу, драки, взрывы и подобные кульминации актов агрессии.
Ничем иным как смакованием насилия нельзя объяснить многочисленные и обстоятельные передачи на российском телевидении о маньяках, педофилах и прочих моральных уродах-По этому поводу известный журналист Александр Невзоров говорит: «Их всегда было много, помню по своей профессии репортера. Но сейчас этот порок мощнее стимулируется. Когда педофил через СМИ узнает о другом педофиле, он завидует и перенимает его опыт».
В разделе 9.2 мы рассказали о серьезных исследованиях доказыаюших, что демонстрация насилия провоцирует насилие в реальной жизни. К сожалению, это подтверждается и прак-тикой- социологи и правоохранительные органы фиксируют постоянный рост агрессии в российском обществе. Ежегодно от жестокости родителей страдают 2 миллиона детей, более 50 тысяч убегают из дома. Количество беспризорников в стране рысило то, что было в годы войны. Насилие над женами, ро-