Altered states of consciousness psyhosemantics 3 страница
Таблица. Окончание
Вопросы | Я такой, какой я есть | Я в мечтах | Я через три года | Средний, типичный человек | Несчастный человек | Злоупотребляющий алкоголем человек | Уверенный в себе, целеустремленный человек | Верующий человек | Ведущий бессмысленный образ жизни | Делец | Зек | Хороший семьянин |
29. Ощущать себя в гармонии с окружающим миром | 37/46 | 46/52 | 45/51 | 41/43 | 16/15 | 8/8 | 49/52 | 50/54 | 17/17 | 52/38 | 15/9 | 46/39 |
30. Иметь способность к творчеству | 37/45 | 45/49 | 42/49 | 39/39 | 29/24 | 15/10 | 46/49 | 42/45 | 16/19 | 40/46 | 25/27 | 42/49 |
31. Обладать способностью к концентрации внимания | 41/44 | 51/53 | 48/49 | 41/41 | 30/27 | 19/12 | 54/50 | 49/50 | 25/18 | 50/50 | 37/39 | 50/50 |
32. Иметь хороший сон | 51/58 | 59/60 | 57/59 | 52/53 | 34/37 | 27/22 | 55/54 | 52/54 | 39/39 | 47/42 | 36/35 | 53/51 |
33. Иметь душевный покой | 45/54 | 57/58 | 58/57 | 46/52 | 26/42 | 16/21 | 53/54 | 54/56 | 31/33 | 37/43 | 16/28 | 53/54 |
34. Испытывать постоянное чувство внутренней тревоги | 18/11 | 6/3 | 7/4 | 13/16 | 37/49 | 32/49 | 15/1 | 22/18 | 30/34 | 30/24 | 38/40 | 12/13 |
35. Уметь с достоинством выходить из разных ситуаций | 42/47 | 53/59 | 54/57 | 41/45 | 27/19 | 17/16 | 56/56 | 50/50 | 23/22 | 50/49 | 34/33 | 48/48 |
36. Конфликтовать с окружающими | 10/9 | 6/0 | 7/3 | 13/14 | 22/36 | 39/53 | 14/9 | 1/5 | 30/41 | 15/22 | 33/49 | 12/10 |
37. Уметь ладить с людьми | 52/51 | 57/58 | 56/57 | 48/44 | 33/29 | 19/21 | 55/49 | 56/48 | 28/31 | 48/49 | 31/21 | 56/51 |
38. Уметь делать деньги | 41/42 | 53/52 | 51/50 | 39/38 | 13/9 | 16/8 | 52/52 | 30/29 | 21/14 | 57/56 | 28/19 | 41/41 |
39. Уметь постоять за себя | 52/53 | 58/59 | 57/59 | 48/43 | 23/17 | 22/19 | 57/56 | 48/47 | 33/26 | 55/54 | 45/32 | 52/53 |
40. Иметь способность понимать других людей | 48/47 | 56/55 | 55/55 | 47/45 | 36/34 | 21/18 | 47/50 | 55/54 | 25/23 | 35/29 | 29/24 | 52/48 |
41. Избить обидчика | 27/25 | 23/26 | 22/27 | 23/27 | 16/19 | 31/37 | 23/24 | 0/3 | 30/30 | 28/38 | 52/54 | 16/20 |
42. Прощать обиды | 38/38 | 38/41 | 37/39 | 37/37 | 34/33 | 37/27 | 29/33 | 45/43 | 33/32 | 23/18 | 17/21 | 40/37 |
43. Большую часть времени проводить в кругу семьи | 46/46 | 52/53 | 51/50 | 46/46 | 35/28 | 14/7 | 49/51 | 53/53 | 14/11 | 34/31 | 12/10 | 59/59 |
44. Жить в благоустроенной квартире | 55/56 | 59/59 | 58/58 | 48/45 | 39/32 | 25/13 | 54/57 | 45/49 | 32/27 | 56/57 | 24/15 | 51/52 |
45. Иметь хорошие теплые отношения с родителями | 54/56 | 57/58 | 57/57 | 52/51 | 43/39 | 27/15 | 55/51 | 53/55 | 34/31 | 50/50 | 35/25 | 56/59 |
46. Участвовать в движении неформальных организаций | 12/14 | 15/21 | 18/22 | 22/23 | 16/20 | 11/6 | 24/30 | 27/28 | 20/13 | 24/21 | 10/8 | 15/22 |
47. Участвовать в политических и экономических преобразованиях на месте работы | 17/23 | 25/29 | 18/32 | 22/24 | 8/15 | 3/5 | 25/35 | 24/37 | 4/2 | 18/26 | 5/4 | 26/26 |
48. Иметь домашних животных | 32/39 | 37/40 | 38/40 | 38/34 | 37/30 | 19/8 | 31/36 | 43/41 | 9/7 | 17/26 | 9/10 | 37/39 |
49. Стремиться к самосовершенствованию | 42/48 | 54/54 | 52/43 | 45/43 | 30/18 | 12/6 | 55/53 | 53/52 | 14/15 | 50/45 | 23/16 | 47/48 |
50. Курить | 39/49 | 11/12 | 13/17 | 22/32 | 34/44 | 43/54 | 18/24 | 9/23 | 35/51 | 26/30 | 42/53 | 23/23 |
51. Бороться за справедливость | 42/44 | 45/49 | 43/48 | 35/40 | 28/21 | 14/7 | 38/48 | 43/51 | 14/11 | 19/29 | 17/16 | 45/46 |
52. Употреблять алкогольные напитки | 19/9 | 0/0 | 0/0 | 21/29 | 31/44 | 41/48 | 17/19 | 15/11 | 27/49 | 24/25 | 33/45 | 14/11 |
53. Ощущать себя полноценным в сексуальном плане | 51/53 | 54/57 | 53/56 | 51/41 | 25/19 | 27/13 | 50/53 | 43/44 | 40/29 | 47/50 | 37/27 | 52/49 |
54. Верить в предопределенность своей судьбы | 26/33 | 23/34 | 22/34 | 27/28 | 34/32 | 29/23 | 25/33 | 37/53 | 27/17 | 25/36 | 27/28 | 21/36 |
55. Верить в свое высокое предназначение | 24/40 | 36/43 | 32/43 | 24/32 | 12/7 | 3/6 | 38/48 | 31/47 | 10/8 | 28/43 | 9/7 | 28/38 |
Конфликтовать с окружающими 0.76
Сменить профессию 0.70
Противоположный полюс фактора представлен суждениями:
Уметь постоять за себя -0.93
Ощущать себя полноценным в сексуальном плане -0.92
Уметь делать деньги -0.92
Заниматься спортом -0.91
Иметь хорошее здоровье -0.89
Уметь с достоинством выходить из различных ситуаций -0.89
Иметь дополнительный заработок -0.89
Пользоваться успехом у противоположного пола -0.88
Хорошо зарабатывать -0.86
Иметь хороший сон -0.85
Иметь машину -0.85
Жить в благоустроенной квартире -0.85
Иметь чувство собственного достоинства -0.85
Верить в свое высокое предназначение -0.85
Иметь способность к творчеству -0.84
Путешествовать, ходить в турпоходы -0.84
Уметь ладить с людьми -0.83
Конструировать, заниматься домашним ремеслом -0.82
Интерпретация выделенных факторов осуществлялась через поиск смыслового инварианта пунктов, входящих в фактор, а также с учетом того, какие объекты оценивания являлись наиболее контрастными по интерпретируемому фактору.
Один из полюсов первого фактора (F1) представлен суждениями, образующими некий интегральный синкретический фактор "Общее благополучие", в который вошли пункты (суждения), посвященные физическому здоровью, экономическому и социальному благосостоянию и психологическому благополучию. Этот полюс включает творческую реализацию и высокую самооценку, в то время как противоположный - разные фрустрирующие состояния и проблемы. В связи со сказанным назовем первый фактор "Общее благополучие "- неблагополучие". Наиболее полярными объектами по данному фактору оказались ролевые позиции "я в мечтах", "уверенный в себе человек", "делец" - на полюсе благополучия и "несчастный человек" и "злоупотребляющий алкоголем человек" - на полюсе неблагополучия.
Высокая факторная нагрузка некоего пункта (качества) вовсе не означает, что респонденту (пациенту) присуще качество или состояние, описываемое этим пунктом опросника. Например, пункты опросника "иметь способность к творчеству", "верить в свое высокое предназначение" и т.п. имеют высокие нагрузки по первому фактору, однако первичные оценки респондентами самих себя по этим качествам были, как правило, весьма низкими. То есть высокие факторные нагрузки данных пунктов означают, что для респондента качества, описываемые с их помощью, высоко коррелируют с его представлениями о благополучии. Но это не значит, что респонденты обнаруживают подобные качества у себя, и не свидетельствует о том, что они к ним стремятся. Интересным представляется также разнесенность в семантическом пространстве (см. рис. 1) ролевых позиций "я сам" и "злоупотребляющий алкоголем человек". Здесь мы сталкиваемся с неким феноменом обыденного сознания: люди, как правило, не идентифицируют себя со средним (типичным) человеком той социальной или этнической группы или того социального страта, к которым принадлежат. В наших исследованиях социальных или этнических стереотипов (см. [18]) респонденты давали различные оценки себе самому и типичному человеку социальной или этнической группы, к которой они принадлежали. В исследовании людей с физическими дефектами (см. [19]) слепые пациенты оценивали себя гораздо более социально адаптированными, чем товарищей по несчастью. Аналогично наши респонденты (пациенты наркологической клиники) ощущают себя гораздо более сохранными (нормальными), чем окружающие их больные алкоголизмом, и не идентифицируются с ними. Это не исключает их дружеского общения в силу общности проблем и интересов. И в иных сферах человек подчас не склонен идентифицировать себя с той группой, к которой относит его общественное мнение. Так, дети чувствуют себя старше своего возраста и обижаются на отношение к ним, как к "маленьким"; старики же ощущают себя гораздо моложе и физически сохраннее, чем их воспринимают окружающие. То есть категоризация с внешней и внутренней позициями дает разные результаты. Сам себя (с внутренней позиции) человек, как правило, видит более сильным, умным, адаптивным, чем средний, "типичный", каким он является с точки зрения общества (с позиции внешнего наблюдателя). "Я сам" - уникальная, единичная, пристрастная и привилегированная позиция. Можно перефразировать слова Архимеда, касавшиеся мира физического: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю", в суждение относительно мира психического: "Стоит мне изменить себя, и весь Мир изменится".
Исходя из всего вышесказанного, мы интерпретировали первый фактор как "Общее благополучие - неблагополучие".
Второй, униполярный (однополюсный) фактор (F2) включал суждения:
Иметь хобби (разводить рыбок, коллекционировать и т.д.) 0.73
Заниматься общественно-политической работой 0.72
Заниматься художественной самодеятельностью 0.64
Родить ребенка 0.64
Повысить профессиональную квалификацию на курсах или в институте 0.63
Работать на личном приусадебном участке 0.56
Участвовать в экологическом движении 0.55
Рис. 1. Семантическое пространство динамики ролевых позиций в ходе гипнотерапии у пациентов наркологической клиники по факторам F1 и F2.
Участвовать в общественных неформальных организациях 0.50
Конструировать, заниматься домашним ремеслом, изобретать 0.45
Иметь дополнительный заработок 0.41
Большую часть времени проводить в кругу семьи 0.41
Наиболее полярными по второму фактору (F2) оказались (см. рис. 1) ролевые позиции: "хороший семьянин", "уверенный в себе человек", "типичный человек", с одной стороны, и "ведущий бессмысленный образ жизни", "отбывающий заключение", "злоупотребляющий алкоголем человек" - с другой. Содержание контрастирующих (образующих полюсы фактора) пунктов опросника и характер размещения по данному фактору ролевых позиций (описанный выше) позволяет интерпретировать его как "Упорядоченность бытия - жизненная нестабильность (готовность к переменам)".
Третий фактор (F3) включал суждения:
Прощать обиды 0.94
Иметь домашних животных 0.70
Уметь понимать других людей 0.61
Проводить большую часть времени в кругу семьи 0.60
В оппозиции к суждениям:
Избить обидчика -0.80
Иметь внебрачную связь -0.79
Мы назвали третий фактор "Толерантность (терпимость или ненасилие) - нетерпимость". Наиболее контрастны по этому фактору "верующий человек" и "хороший семьянин" как склонные к терпимости. На противоположном полюсе фактора находятся ролевые позиции "отбывающий заключение" и "делец". Следует отметить, что "делец" оценивается даже более склонным к насилию, чем "отбывающий заключение человек" (см. рис. 2).
Четвертый, униполярный (однополюсный) фактор (F4) включал всего два пункта опросника:
Верить в Бога 0.93
Верить в предопределенность своей судьбы 0.78
Исходя из содержания пунктов опросника, входящих в четвертый фактор, и того, что наиболее полярными по данному фактору оказались ролевые позиции "верующий человек", с одной стороны, и "злоупотребляющий алкоголем человек" и "ведущий бессмысленный образ жизни" - с другой, мы интерпретировали этот фактор как тяготение к осмысленности бытия (см. рис. 2).
Рассмотрим динамику изменения координат "ролевых позиций" в семантическом пространстве наших респондентов-пациентов до и после проведения гипнотерапии.
стр. 23
Рис. 2. Семантическое пространство динамики ролевых позиций в ходе гипнотерапии у пациентов наркологической клиники по факторам F3, F4.
(Исходные точки векторов на рис. 1 и 2 семантических пространств соответствуют координатам ролевых позиций в семантическом пространстве до проведения гипнотерапии, а конец стрелки - координатам ролевых позиций после ее проведения.)
По первому фактору "Общее благополучие - неблагополучие" позиция "я такой, какой есть" после проведения психотерапии значительно переместилась в сторону большего благополучия и практически достигла позиции "я в мечтах" - до проведения гипнотерапии. То есть наличное состояние пациентов после проведенного гипнотерапевтического лечения приблизилось к их мечте о желанном будущем - в их самоощущении это лечение достигло своей цели. Прогноз собственного будущего ("я через три года") также существенно сместился в благоприятном направлении. После лечения восприятие ролевых позиций "уверенный в себе человек", "делец", "хороший семьянин", "типичный человек" и "верующий" также стало оцениваться по фактору "Общее благополучие - неблагополучие" более позитивно, в то время как "отбывающий заключение", "ведущий бессмысленный образ жизни", "злоупотребляющий алкоголем человек" и "несчастный человек" стали восприниматься еще более несчастными и неблагополучными. В результате проведенных сеансов гипнотерапии произошла еще большая поляризация ролевых позиций по фактору "Общее благополучие - неблагополучие".
Динамика ролевых позиций по второму фактору "Упорядоченность бытия - жизненная нестабильность (готовность к переменам)" выявила парадоксальную тенденцию некоторого смещения "упорядоченных" ролевых позиций "хороший семьянин", "уверенный в себе человек", "типичный человек", "делец" в сторону меньшей упорядоченности бытия при существенной склонности к переменам "я такой, какой есть", "я в мечтах" и "я через три года". Восприятие же "неупорядоченных" ролевых позиций "ведущий бессмысленный образ жизни", "отбывающий заключение" и "злоупотребляющий алкоголем человек" сместилось у наших респондентов в сторону несколько большей упорядоченности жизни. Этот неожиданный результат, на наш взгляд, можно объяснить следующим образом. Как замечено наркологами, люди, "завязавшие" с употреблением алкоголя или наркотиков, очень часто меняют и предыдущий стиль жизни: разводятся, меняют работу, окружение. Вообще, для тех, кто склонен к наркотизации, характерна несколько бунтарская натура, неудовлетворенность обыденной жизнью, тяга к трансцендентальному. Алкоголь (или наркотики) является ключом, открывающим путь в измененные состояния сознания, бесплатным входом в запредельно-трансцендентальное, как бы "на дармовщину". Но за все в своей жизни человек чем-то платит - в данном случае здоровьем, временем и нереализованной потребностью в самоактуализации. Одна из интерпретаций библейского первородного греха заключается в том, что, сорвав в райском саду плод с дерева знания, Адам и Ева получили их без вло-
стр. 24
жения труда, духовного поиска, искания, словами Пушкина: "без божества, без вдохновенья, без слез, без боли, без любви". Да и взять в сокровищнице запредельного можно только то, что ты способен увидеть, то, что доступно твоему духовному оку, и стяжатель духовности (трансцендентальный воришка) способен украсть лишь минуты замутненного сознания с последующим тяжелым похмельем.
Таким образом, парадоксальный результат еще большего отхода от структурированного бытия наших пациентов можно объяснить нарастанием после гипнотерапии чувства пассионарности (см. [8]), тяги к изменениям, где неупорядоченность бытия является обратной стороной открытости к изменениям. Такая интерпретация динамики ролевых позиций по второму фактору является, конечно, не более чем гипотезой и нуждается в дальнейшем исследовании.
Динамика третьего фактора "Толерантность (терпимость) - нетерпимость" свидетельствует о незначительном, но планомерном нарастании миролюбия, терпимости и доброго отношения к окружающим у наших пациентов. Возможно, что увеличение собственного благополучия, снятие тревожности и подавленности в ходе гипнотерапии благоприятно сказывается на их отношении к окружающим и усилении толерантности, а терпимость, в свою очередь, предохраняя от негативных эмоций, делает человека более благополучным в самых разных аспектах бытия. О взаимосвязи этих факторов свидетельствует и наиболее высокий (в матрице их интеркорреляций) коэффициент корреляции первого и третьего факторов, равный 0.7, что говорит об их весьма относительной независимости. Согласно содержанию третьего фактора, являющегося "отщеплением" от первого, но сохраняющего с ним смысловую связь, доброе отношение к окружающим - необходимое условие внутреннего благополучия человека, его физического, социального и психического здоровья.
Динамика четвертого фактора, интерпретированного нами как движение к осмысленности бытия, показывает, что практика вхождения в измененные состояния сознания пробуждает интерес и тягу к трансцендентальному, к Богу. Читатель, поверхностно знакомый с современными психотехниками в духе М. Эриксона, В. В. Кучеренко и др., может выразить недоумение: как состояние гипнотического сна способствует такому высокому, связанному со свободным и осознанным выбором человека состоянию, как вера. Если измененные состояния сознания (в первую очередь медитация) - существенный компонент буддийской, индуистской и отчасти суфийской религиозной практики, то Русская Православная Церковь весьма настороженно относится к психотехникам, в частности к гипнозу, как средству воздействия на другого, пусть и с весьма благими (связанными с лечением) намерениями. Один из церковных иерархов на Международном семинаре по борьбе с алкоголизмом и наркоманией высказался так: "Русская Православная Церковь никогда не опустится до воздействия на человека на бессознательном уровне". Столь настороженное отношение, на наш взгляд, связано с бытующим в обыденном сознании представлением о гипнозе как форме подавления одной (более сильной) воли другой (слабой и пассивной). Современные суггестивные лечебные психотехники включают как медицинский гипноз (чаще всего направленный на релаксацию пациента и погружение его в снимающий напряжение и тревогу гипнотический сон), так и непрямой мягкий эриксонианский гипноз, представляющий медитативную работу с образами, где суггестор выступает скорее сталкером, вводящим пациента в мир измененных состояний сознания. Такой "постэриксонианский" лечебный гипноз, используемый Ю. А. Вяльбой и В. В. Кучеренко и опирающийся на разработанный В. В. Кучеренко метод сенсорного психосинтеза, представляет собой совместную работу двух людей: один из них (гипнотерапевт), входя в измененные состояния сознания и продуцируя эмоционально насыщенные образы, заражает, индуцирует другого (пациента) своим творчеством, как бы приглашая его к сотворчеству. Как высказался однажды Н. Бердяев, нельзя выучить Гегеля, но можно научиться мыслить по-гегелевски. Аналогично гипнотизер не внушает готовые образы пациенту, а, индуцируя эмоциональные состояния, помогает ему построить эти образы. От богатства чувственного и ментального опыта пациента зависит тот иллюзорный мир, который он возведет с помощью гипнотизера. Поэтому, согласно нашей интерпретации процесса немедицинского гипноза, пациент вовсе не является пассивной, подверженной директивному воздействию стороной, как не является таковой читатель поэтического текста или зритель театрального спектакля. Работа пациента в измененном состоянии сознания способствует формированию у него установки на наличие иного мира, не сводимого к бытовой реальности, пробуждает его интерес к трансцендентальному.
Мы, конечно, далеки от приписывания лечащимся от алкоголизма пациентам чего-то вроде духовного поиска и богоискательства. Однако не отрицаем возможности пробуждения вкуса к трансцендентальному не только через традиционные (для православия) религиозные практики поста и молитвы, но и через широко используемые плохо рефлексируемые в канонической церковной службе - суггестивные и медитативные практики.
стр. 25
Прогностический аспект психосемантической модели. Если рассмотреть на приведенных выше рисунках векторы, отражающие динамику ролевых позиций, то совершенно очевидно, что она представляет собой не случайное и хаотичное (броуновское) движение, а описывается некоей закономерной трансформацией, напоминающей движение звезд на ночном небе. При обсуждении данного феномена экс-президент Ассоциации искусственного интеллекта, математик Д. А. Поспелов предположил, что картина трансформации ролевых позиций подпадает под так называемые аффинные преобразования, связанные со сжатием/растяжением семантического пространства, формула которых описывается неким функционал-оператором. Доказательство этой гипотезы является творческой задачей. Ее решение требует кооперации с математиками и нуждается в систематической проверке. Но если эта гипотеза верна, то ее следствия чрезвычайно важны для психосемантики, да и всей психологической науки. Действительно, если имеются закономерности трансформации семантических пространств, вызванные гипнотическим или эмоциональным воздействием на психическое состояние субъекта, и эти закономерности можно описать единой формулой для каждого воздействия, то, зная функционал-оператор, трансформирующий семантическое пространство из одного фазового состояния в другое, можно предсказать трансформации коннотативных значений объектов (будь то социальные события, рекламные ролики товаров, образы литературных героев или имиджи политиков). Это не только касается объектов, в результате трансформации коннотаций которых выводилась формула функционал-оператора, но и позволяет предсказать характер изменения отношений респондентов к реалиям, не относившимся к объектам предварительного рассмотрения. Аналогично тому, как, "прикинув" кривизну "кривого зеркала" по растяжению или сжатию собственного лица, можно предсказать не только деформацию лиц попутчиков, но и искажения отраженных ветвей деревьев, фасадов домов и т.п.
При таком понимании эмоции, аффекты или психические состояния меняют кривизну (метрику) и размерность семантических пространств сознания (см. [20, 21]), выстраивая бесконечное множество релятивистских ментальных миров человеческого бытия. Системы ассоциативных связей, функциональные ментальные карты, вся система памяти оказываются производной от эмоционального состояния и духовной жизни индивида, обеспечивая информационный ресурс субъекта, значительно превышающий непосредственный жизненный опыт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1991.
2. Братусь Б. С., Сурнов К. Г. Методика формирования установок на трезвость в ходе групповых психокоррекционных занятий с больными алкоголизмом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1983. N3.
3. Гримак Л. П. Как жить в гармонии с собой. М., 2002.
4. Гримак Л. П. Тайны гипноза: современный взгляд. СПб., 2004.
5. Годэн Ж. Новый гипноз. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. М., 2003.
6. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. М., 1995.
7. Гроф С. Холотропное сознание. М., 2002.
8. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1997.
9. Дауд Т. Когнитивная гипнотерапия. СПб.: Питер, 2003.
10. Кучеренко В. В. Сенсомоторный психосинтез // Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990. С. 357 - 358.
11. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. N 3. С. 70 - 78.
12. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. М., 2004.
13. Мышляев С. Гипноз. Личное влияние? Нижний Новгород, 1993.
14. Насиновская Е. Е. Исследование мотивации личности с помощью гипноза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1982.
15. Овчинникова О. В., Иткин Н. Г., Авдеева Н. Н., Насиновская Е. Е., Перес З. Л. Опыт изучения мотивов человека с применением техники гипноза и применением косвенных внушений // Психологические исследования. М., 1974. Вып. 6. С. 20 - 33.
16. Овчинникова О. В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.
17. Падун М. А., Тарабрина Н. В. Когнитивно-личностные аспекты переживания посттравматического стресса // Психол. журн. 2004. Т. 25. N 5. С. 5 - 15.
18. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
19. Петренко В. Ф., Вайшвилайте В. Особенности категоризации собственного дефекта у людей с нарушением зрения // Вестник МГУ. Серия "Психология". 1993. N 3. С. 61 - 65.
20. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. Искусство суггестивного воздействия // Российская наука: дорога жизни. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, 2002. С. 350 - 957.
21. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В., Нистратов А. А. Влияние аффекта на семантическую организацию значений // Текст как психолингвистическая реальность. М., 1982.
стр. 26
22. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. Цвет и эмоции // Вестник МГУ. Серия "Психология". 1988. N 3. С. 70 - 82.
23. Полунина А. Г., Давыдов Д. М., Брюн Е. А. Нейропсихологические исследования когнитивных нарушений при алкоголизме и наркомании // Психол. журн. 2005. Т. 26. N 5. С. 70 - 76.
24. Россохин А. В., Измагурова В. Л.. Личность в измененных состояниях сознания. М., 2004.
25. Сурнов К. Г. Некоторые принципы психологической реабилитации больных алкоголизмом // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. Вып. 12. С. 1866 - 1870.
26. Тихомиров О. К., Райков В. К., Березанская Н. А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности // Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975.
27. Шерток Л. Гипноз. М., 2002.
28. Япко М. Д. Введение в гипноз. М., 2002.
29. Beck J.S. Cognitive therapy: basics and beyond. N.Y., 1995.
30. Ellis A. Rational-emotive imaginery: RETversion. N.Y., 1993.
ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS
(on the alcoholism's hypnotherapy material) V. F. Petrenko*, V. V. Kucherenko**, Ju. A. Viyl'ba***
*Corresponding Member of PAS, professor, head of communication and psychosemantics laboratory, MSU after M.V. Lomonosov
** Psychotherapist, hypnologist, research assistant, the same laboratory
*** Psychotherapist, Moscow
Changes of socio-psychological attitudes of alcoholics in the course of their treatment with the help of hypnotherapy are considered. Such orientation of research is connected with the system-defined character of patient's personality transformation. The transformation of image of self, social stereotypes and attitudes in the course of alcoholics' hypnotherapy is described in the article. Hypnotherapy was accomplished by the sensomotor psy-chosynthesis and consisted of 10 seances. Before and after the treatment the patients' inquiry by means of psy-hosemantics methods was conducted and semantic spaces describing the dynamics of image of self and a number of social stereotypes-types were constructed. The research shows the positive dynamics of health and self-perception of patients and allows to set up a hypothesis about the "affine" character of patients' semantic space transformation in the course of hypnotherapy.
Key words: psyhosemantics, altered states of consciousness, hypnotherapy, image of self, affine transformations.