Социальная ситуация развития.
Социальное положение юношества неоднозначно (уже не ребенок, но еще и не взрослый человек). С одной стороны, юноша все чаще слышит, что он уже взрослый, а с другой — он зависим от взрослых в материальном и социальном отношении. В то же время усиливающееся стремление к автономии выражается как в расширении диапазона социальных ролей и интересов, так и в их качественном изменении. На данную противоречивость указывают Г. Крайг и Д. Бохум, отмечая, что, с одной стороны, продолжительный период отрочества «дает молодежи многочисленные возможности экспериментирования с различными стилями взрослого поведения, не принимая на себя строгих обязательств; с другой стороны, его длительность создает определенное напряжение и конфликты, вызванные, например, желанием быть самостоятельным, получить личный опыт в сочетании с финансовой зависимостью от родителей» (Крайг Г., Дон Бокум. Психология развития. – СПб., 2006. с. 523).
Важнейшее место в жизни молодых людей в ранней юности занимают осознание своей индивидуальности и мысленное конструирование «идеального Я». Результаты данной активности самосознания позволяют ответить на вопрос: «Каким быть?» — и попытаться определить свою жизненную стратегию, ценности и идеалы. Данный процесс часто идет достаточно напряженно, так как с одной стороны, молодые люди сталкиваются с большим давлением со стороны родителей, имеющих определенные ожидания от успехов своих детей, а с другой — сами молодые люди формируют завышенные притязания, усиливающие внутреннее давление.
Также в центре внимания юношей и девушек находится вопрос выбора будущей профессиональной деятельности. Для этого старшеклассники должны осознать свои способности, интересы, ценности и сопоставить их с социальным запросом, который определяет востребованность и престижность конкретных профессий. Выбор профессии неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, во многом определяя направление всей жизни.
Таким образом, на социальную ситуацию развития старшеклассников влияет появление новых социальных и интеллектуальных потребностей, которые связаны с «образом Я» («каким быть») и будущей профессией («кем быть»). Удовлетворение этих потребностей в полной мере затруднено зависимостью от взрослых (так называемая маргинальность возраста — пребывание на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых), невозможностью непосредственно «примерить» различные профессиональные роли (это, как правило, возможно только во внутреннем, рефлексивном плане), небольшим жизненным опытом. Это и вызывает определенные противоречия, которые разрешаются в ведущей деятельности возраста, психологический анализ которой будет сделан далее.
Показатели благоприятного (неблагоприятного) развития.
По мнению Э. Эриксона, к концу рассматриваемого возрастного периода у индивида может сформироваться либо идентичность (при благоприятном развитии), либо «путаница ролей» (при неблагоприятном развитии). Формирование идентичности отражает то, что личность, «проиграв» различные роли, проанализировав различные варианты будущего, интегрирует их в едином «образе Я». В случае же, если данный процесс затягивается, юноша «мечется» между различными увлечениями, неоднократно меняет свои решения о будущей профессии и других сферах жизни, речь идет о неопределенной идентичности, что может неблагоприятно отразиться на последующем развитии.
Сформированность цельной идентичности свидетельствует о взрослении юношей и девушек. Взросление также предполагает «избавление от родительской опеки» и «постепенный переход из семьи в другие социальные институты» (Клее, М. Психология подростка / М. Клее. М., 1991.)
Кризис юности.
Период ранней юности считается относительно стабильным, но и в рамках его иногда у личности возникают кризисные переживания. По мнению российских ученых В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, кризис в юности может быть вызван затруднениями при реализации жизненных планов, несоответствием реального положения дел идеальным представлениям, сложностями при поиске смысла жизни. При неблагоприятных условиях кризис может усугубиться, если вместо реального ответа на стоящие проблемы, индивид осуществляет «уход», прибегая к деструктивным психологическим защитам, алкоголю, наркотикам. Разрешение кризиса юности возможно при пересмотре ценностей и целей, не соответствующих жизни и внутренним характеристикам (способностям, интересам и т. д.), при внесении изменений в «Я-концепцию», при построении своей, взвешенной системы оценивания себя и мира, не исключающей в то же время открытости жизненному опыту. Позитивное разрешение кризиса дает личности новые импульсы к самообразованию, построению и реализации своей жизненной программы.