Края для пространственно-временного сновидения процессуального ума
Множество наших проблем обусловлено повсеместным отсутствием у нас открытости к разным сторонам. Мы воюем с конфликтом. Мы нечасто видим противоположности как «семью». Малое u каждого человека представляет собой прочную, часто негибкую, часть того, кто мы есть. Большинство из нас думает, что X , которая нас беспокоит, – это проблема. Но одна из причин, почему эта X бывает трудной, состоит в бессознательной непреклонности наших повседневных умов, наших u . Противоположная сторона часто кажется невозможной, но также помните, что противоположные стороны – это роли. Это такая простая мысль, но приходится повторять ее снова и снова. Помните о демократии, затем помните о глубокой демократии. Оппонент совершенно реален – принимайте ту X всерьез – но он также является призрачной ролью в поле, способной меняться, по крайней мере временно.
Невозможно убить роль . Вы можете устранить человека из офиса, но невозможно устранить роль. Роли нужны здесь для того, чтобы их прорабатывали. Диктаторы, устраняемые демократическими революциями, не исчезают. Они снова появляются в новых режимах и в людях. Тогда «освобожденных людей» – так же как всех и повсюду – беспокоят их собственные диктаторские тенденции.
Помните, ваше собственное пространственно-временное сновидение проявляется часто и часто патологизируется. Оно проявляется, например, в склонности быть подавленным или угрюмым. Эти склонности в какой-то степени нормальны, но я просто хочу сказать, что в таких тяжелых настроениях возможно отпускание, погружение вглубь, посредством которого вы находите свою взаимосвязь с землей и с вселенной. Не патологизируйте эти тенденции. Умеренная хроническая депрессия может быть связана с потребностью идти глубже или находить свои корни во вселенной.
Еще одна причина, почему мы не всегда следуем своей глубочайшей самости, заключается в том, что малое u думает: «Я должен это сделать»; «Я не верю в природу. Это должен сделать Я . Если Я этого не сделаю, это не произойдет». Ваши «Я» могут быть важны для того, чтобы выручать вас из беды и делать то, что вы можете делать, но будьте осторожны. Вы можете делать те вещи, но при этом другие части вас могут подвергаться маргинализации.
Выявляйте поляризации, прежде чем они прорвутся наружу как симптомы или проблемы в отношениях. Замечайте X и u и играйте с ними. Затем погружайтесь в свой процессуальный ум. Выражать X и u важно потому, что природа любит разнообразие, и вы не сможете идти глубже, если не цените разнообразие.
Любая большая картина включает в себя много маленьких . Слева вверху на рисунке 53 вы видите человека в комнате, который говорит: «Это все я». Это одна из маленьких картин: «Это все я, это все в моей голове». Эта точка зрения сделала психологию популярной, и она так полезна. Это моя проблема, это у меня в голове; я должен с этим разбираться – помогите! Эта картина с ее «это все касается меня» важна, но заметьте, что окна в этой комнате, по существу, закрыты к внешнему миру.
На второй картинке вверху справа окно более открыто, и вы можете видеть дерево и другие вещи. Теперь в комнате есть второй человек. Это второй аспект большой картины: «Это все касается нас ». Вы можете подумать, что переход от первой картины ко второй должен быть легким, но идея нас означает, что это не я и это не вы. Вместо этого есть «нашесть», на которой нам нужно сосредоточиваться, пространство между нами, поле – что до сих пор является необычной системой отсчета для большинства людей. Да, это выглядит так, будто в один момент проблема в вас, а в другой момент проблема во мне, но по существу имеется поле между нами. Это касается нас и нашей общности.
Рис. 53 . Большая картина
Есть еще большая перспектива, еще один аспект большой картины, который я подчеркивал в этой книге: пространство между нами и помимо нас. Это аспект большой картины начинается с «нас» в отношениях и затем переходит к третьей картине. Я думаю: «О, это мой друг – он опять это делает!» Затем в какой-то момент появляется ощущение, что это чувство, которое касается не только моего друга или меня. Чувство – это нечто между . В том пространстве между есть «мы», которые нуждаются в проработке. Короче говоря, третий аспект большой картины – это раскрытие ко вселенной и видение истины того факта, что да: «Это все я», и парадоксальным образом: «Да, это между нами», и в то же время из-за пространства между нами: «Это вся земля, это климат, это весь космос». В каком-то смысле наша индивидуальная ситуация является вселенской. Привлечение этой вселенной – вопрос личной потребности, преобразования и разума сообщества.
Прошлой ночью мне это снилось. Мне снилась ступень. Это была ступень даосского монаха или монахини. Сон показывал, что человек, который связан с Дао или с пространственно-временным сновидением, находится на следующей ступени человеческого развития. Сон касается меня, так как это «мой» сон, но, возможно, он также касается нас и всей вселенной. Послание сна показано справа внизу на рис. 53. Там я стараюсь подчеркнуть, что вселенная – это магическое и даосское пространство, движущее всех нас.
Это напоминает мне о рисунке 5 из главы 1, на котором женщина подбрасывает монету. В ней нет ничего особенно удивительного. Ощущать силу атмосферы, быть монетой, движущейся в воздухе под влиянием полей, в которых мы живем, – это то, что люди всегда чувствовали и, возможно, проецировали или отождествляли с богами. Сила этого пространства принадлежит к большой картине. Люди называют ее различными духовными и религиозными именами. Называйте ее как хотите; иметь с ней контакт для вас, безусловно, полезно. Я называю ее Дао, вселенной, пространственно-временным сновидением, она ответственна за «Танец Древнего» процессуального ума.
Так или иначе большая картина включает в себя все маленькие. Если вы какое-то время следуете большой картине, то замечаете, что вещи движутся вместе, легко. Однако, как только вы начинаете волноваться о том, чтобы делать вещи самостоятельно: «Я ДОЛЖЕН ИХ ДЕЛАТЬ!», вы начинаете ощущать что-то, идущее против вас. Все правильно, это начало. Опускайтесь, потом падайте, позволяйте случаться незначительному «потопу», чтобы опять восстанавливать связь с Танцем Древнего.
Позвольте мне нарисовать этот общий процесс. Помните рисунок 8 в главе 4? Я повторю его здесь и назову рисунок 54. Вспомните, что большинство из нас начинает двигаться как нормальное малое u – как парусная лодка, – двигаясь в направлении Z, нашей цели. Я все время это делаю. Но двигаясь к своей цели, я чувствую, что на меня давит некая мешающая энергия X , вроде ветра, дующего в противоположную сторону. Я плыву к Z, но мне мешает ветер, дующий в направлении X. Так живет большинство из нас – преодолевая ветер.
На второй схеме (справа на рисунке 54) вы видите другой способ решения этой проблемы. Как только я начинаю двигаться в направлении Z и появляется сопротивление X, я могу отпускаться и чувствовать: «Ага! Я замечаю, что являюсь u с собственным умом, и есть X , которое не полностью согласно с тем, что я делаю, и потому я могу отпуститься и следовать пространственно-временному сновидению и его волнистому, извилистому пути». Иными словами, держите в уме, что вы хотите делать и позволяйте природе доставлять вас к цели .
Рис. 54 . Два способа плыть по жизни
Слушатель 1 : Мне интересно, как этот подход применим в коммуникации. Например, я думаю о том, что иногда мне кажется очень важным донести до кого-либо какую– нибудь мысль, но я не рискую выражать свое мнение из-за возможного сопротивления.
Арни : Теките с ним. Чувствуйте, знайте и открыто выражайте сопротивление X, прежде чем это сделает ваш партнер по коммуникации. Принимайте его сторону, потом принимайте свою, следуйте своему процессуальному уму. Затем приглашайте другого прибавлять или вычитать. Теките с процессом, как будто цель не в том, что вы хотели заявить, а в том, как вы это делаете, как вы, так сказать, путешествуете.
Слушатель 1 : Вы говорите, что следует самому подхватывать весь процесс X и u и процессуального ума?
Арни : Почему нет? u + X – ваша семья, и они обе в воздухе ! Если вы думаете, что вас за что-то критикуют, выявляйте критика еще до того, как он может что-то сказать в ваш адрес. Критик так или иначе нужен, чтобы быть частью бо льшего процесса.
Слушательница 2: Я думаю, что мой сын похож на большой ветер X , действующий на лодку в вашей метафоре. К концу дня я устаю, но мне все равно нужно убирать ванную. Моему сыну четыре года. Он не будет убирать за собой сам.
Арни: Тогда подхватывайте тот процесс за него: «Я не хочу подбирать всю эту дрянь – это не для меня! Я хочу играть с моими вещами вон там!» Вопите и кричите за него! Посмотрите, что получится.
Слушательница 2 : О, да, ему это нравится! Это игра!
Рис. 55 . Мать течет с полем
Не течь нормально, но если вы не течете, подкрадывается чувство нездоровья. Во всяком поле, где вы движетесь по направлению к чему-либо и чувствуете легкое сопротивление, с которым вы не будете течь, у вас могут мелькать мысли: «Сегодня я не очень хорошо себя чувствую… я устала… может, я заболеваю? У меня простуда? Что здесь происходит? Я должна туда попасть!» Этот «крах u » встроен в поле. Природа предпочитает, чтобы вы текли и позволяли происходить «не-деянию».
Теперь подумаем обо всех нас, о детях, о всех людях. На этой планете живет семь миллиардов человек, и к концу столетия будет жить девять миллиардов. Я очень часто думаю, что цифра девять миллиардов означает еще большее загрязнение воды, еще большее загрязнение воздуха, переполненные города, изменение климата и дальнейший рост числа конфликтов. Я надеюсь, что, становясь немного ближе к своему пространственно-временному сновидению, вы будете способны помогать деполяризовать эти различные конфликтные области и делать их более созидательными. Я думаю, это одна из важных фундаментальных целей природы.
Достаточно теории. Теперь приступим к практике. Давайте сосредоточимся на отношениях в организациях, затем на работе в малых группах (расширении отношений). Все это будет подготовкой к последующей работе над мировыми проблемами. Так что начнем с организаций.
Если у вас нет ситуации отношений с кем-либо в организации, вы можете выбрать любые отношения, но если у вас есть и то и другое, пожалуйста, сосредоточьтесь на проблеме отношений в организации. Как и раньше, мы будем чувствовать поле проблемы между вами и тем человеком в организации. Это по-настоящему важная часть.
Чувствуется ли то поле напряженным, гудящим, холодным или взрывным? Каким бы ни ощущалось поле, мы будем просить вас определять худшую X и реакцию u на X в том поле, и мы будем опять переходить в наш танец вселенной и видеть, как он плавно и непредсказуемо движет нас, с моментами неустойчивого равновесия. Замечайте, когда вы движетесь и когда вы выходите из равновесия. Затем мы снова будем оглядываться назад с расстояния – идея в том, чтобы обретать большую дистанцию и смотреть назад и видеть, что оно советует вам применительно к тем отношениям. Будучи в своем танце вселенной, обязательно улавливайте любые очень-очень быстро мелькающие интуитивные догадки или советы. Ловите их!
(Затем Арни демонстрирует эту работу с одной из присутствующих, у которой есть отношения с кем-то в другой организации, кто очень недоброжелателен. Слушательница очень ласкова. Затем ее процессуальный ум показывает ей, как использовать недоброжелательную энергию и силу другого человека полезным образом. )
Арни : Спасибо за то, что вы привели домой вашу семью – себя и те отношения в организации. Открытием было то, что на самом деле аспекты той ситуации для вас идеальны. Это самая элементарная мысль. И поэтому я бы сказал тому трудному человеку: «Как чудесно, что вы так твердо стоите за что-то – даже если я в это не верю! То, что вы так твердо за что-то стоите, прекрасный образец для меня. Теперь я могу и должна сказать: я вас не выношу! Гав! », и позволил бы вещам течь. Идите между этим «сильным» поведением и вашей обычной ласковой манерой делать вещи. Пусть ваши организационные отношения становятся волнующим (а не просто скверным) процессом, где каждый находится в «семье» дома во вселенной.
Вопросы о буддизме
Слушатель 1 : Мой вопрос касается того, как мы можем знать, что мы действительно соединились с процессуальным умом? В моей стране, Таиланде, в буддийской практике випассаны, мы проводим массу времени, целую жизнь, пытаясь установить связь с процессуальным умом посредством развертывания умственных построений, воображения. Возможно, мы тратим на это многие жизни. По своему опыту я знаю, что я бываю с ним связан, когда осознаю, что мое дыхание, мои чувства, мое мышление и все, что происходит в моем сновидящем теле, – это не мое, это часть природы и вселенной. Но я пока не смог бы делать это в движении. Не сейчас.
Арни: Учиться устанавливать связь с пространственно– временным сновидением в движении – это медитация. Как вы сказали, для этого требуется время. Мне потребовалось несколько лет, чтобы попасть туда. Иногда у меня это есть, а иногда нет. Но когда я там и когда другие там, то я знаю, что я там, когда начинаю чувствовать, что нечто меня сновидит. Это не то, что я вижу сон или «я» двигаюсь, но в действительности, я нахожусь в контакте с вещью, которая меня сновидит, вещью, которая меня движет, дышит мной, подобно тому, что вы говорили. Я чувствую, что меня сновидят .
Так что это один аспект этого. Следуя течению, будучи открытым ко всему, что происходит, я иногда переживаю это, когда работаю с людьми, порой даже в больших группах. У меня вдруг появляется чувство: «Почему это? Почему не то?» Я никогда не говорю людям, что им следует переживать ситуации, поддерживая обе стороны, но это нечто такое, что они могут чувствовать.
Слушатель 1 : Это отличается от моей буддийской практики, поскольку в нашей практике мы не следуем течению, мы свидетельствуем .
Арни : Мне нравится часть буддизма, касающаяся свидетельствования. В процессе свидетельствования также бывает момент, когда я осознаю нечто очень парадоксальное. Это заставляет меня смеяться, даже когда я об этом думаю. Когда я бываю движимым, я знаю, что это моя цель, но бытие движимым заставляет меня осознавать, что в действительности моя жизнь – вовсе не мое дело! Моя жизнь – это движение, и это не мое дело! (Смеется. ) В тот момент я свидетельствую и теку в одно и то же время. Потом та связь с процессуальным умом ослабевает, и я снова возвращаюсь в общепринятую реальность. Это процесс.
Слушатель 2 : Не можете ли вы объяснить эту мысль немного подробнее?
Арни: Жизнь в том Танце Древнего – это мое дело для моей нормальной идентичности, моей наиболее обычной идентичности. Мне нужно это делать и я хочу это делать, но эта перспектива меня утомляет. Тогда я позволяю себе быть движимым и иметь процесс, и в то же самое время свидетельствовать тот процесс. Тогда возникает мысль, что моя жизнь – не мое дело. Эта мысль заставляет меня чувствовать себя счастливым. Это подобно аспектам випассаны: это не ваше дыхание, не ваше сердцебиение, не ваш процесс – не ваше дело. Движение случается, но нет того, кто движет.
Но я не настаиваю, чтобы люди делали из этого программу. Вы улыбаетесь, когда я это говорю. Жизнь предсказуема, поскольку есть основное направление, но то, как вы движетесь, зависит от момента.
Рис. 56 . ЖИЗНЬ предсказуема и непредсказуема.
Слушатель 1 : Тогда у вас внутри есть наблюдатель?
Арни : Да, но в моем глубочайшем состоянии процессуального ума, это больше похоже на что-то, смотрящее само на себя. То, что буддизм иногда называет свидетелем, я называю вселенной, смотрящей саму на себя. Она говорит: «О, так сейчас происходит это, хорошо!» Она открывает саму себя вместе со мной. Какие прекрасные вопросы! Я бы не говорил этих вещей публично, если бы не ваши вопросы!
Слушатель 1 : Вы слышали о нирване?
Арни : Нирвана – это что-то, о чем я слышал, да. Я люблю нирвану! Это состояние спокойствия, чувства свободы от страдания. Это свобода от диктатуры вашего малого u , от его амбиций, жадности, ненависти и так далее. Слушатель 1 : Я просто хочу услышать от вас, с процессуальной точки зрения что вы думаете о нирване?
Арни : Ха! Я хочу больше этого! Я люблю это! Да. Позвольте мне спросить себя: «Арни, что ты думаешь о нирване?» Ага! Я вдруг посмотрел на Эми! Это ощущение чувства благополучия, покоя и безвременья. У меня бывает это в течение коротких периодов времени. У каждого это бывает ненадолго, но, как я уже говорил, это, возможно, четвертый великий инстинкт. Люди ищут этого с помощью наркотиков и тому подобного, так что это действительно большое влечение.
Процессуальный ум дает нам покой даже когда мы что-то делаем. Но нирвана – не постоянная цель процессуальной работы. Наши нормальные человеческие процессы стремятся к нирване, а потом они стремятся к разнообразию «заблуждающегося» ума. Цените и то и другое, не ставя себе целью одно или другое. Вот что я имею в виду под просветлением. Никаких иерархий!
Слушатель 1 : В буддизме в моей стране это немного по-другому, понимается в другом смысле. Мне нравится ваш ответ!
Арни : Я рос в напряженной ситуации большого города, и потому мне приходилось учиться драться, и это было хорошо, но этого было недостаточно. Если бы я только мог сказать в то время: «Конечно, ты стараешься быть сильным, ты также борешься за жизнь, ты стараешься отстоять право на собственное я!» Но я не мог это сказать. Я понял это позднее, но это было слишком поздно. Мне следовало знать это, когда мне было пять лет! И этому можно научиться, когда вам пять лет. Эта моя задача для детского сада!
Слушатель 1 : Не расскажете ли нам о своем первом опыте, в котором вы устанавливали контакт со своим процессуальным умом?
Арни: Да, я действительно помню, мы все помним свой первый раз (смех ). Я думаю, мой первый опыт связанности с процессуальным умом был, когда мне было три года. Это было тогда, когда я говорил себе: «Взрослые обманывают – они все выглядят так неловко и странно!» Теперь я переживаю процессуальный ум посреди каждой ночи, сновидящим меня. Каждый тоже это делает. Что-то побуждает вас сновидеть. Мне нравятся ваши вопросы!
Ранее я говорил, что согласно прежней идее лидерства обычно считается, что лидер или духовный лидер обладает наибольшим осознанием или наибольшей силой. Но я чувствую, что осознание носит разделяемый характер. Я не могу это делать все время, и когда я не могу, может Эми. Когда Эми не может это делать, тогда это делаете вы. Возможно, это опыт общности, опыт мира. Сила и осознание являются разделяемыми.