Индивидуальные различия в памяти
Память зависит от индивидуальных характеристик человека (свойств: личности, темперамента, опыта (профессиональная память), здоровья).
Индивидуальные различия в самой памяти.
1.В зависимости от:
- продуктивности работы анализаторов (зрительная, обонятельная, слуховая);
- деятельности (спорт - двигательная).
2.В плане соотношения образных и отвлеченных компонентов (конкретное/общее).
3.В плане соотношения темпа запоминания и забывания.
Четыре соотношения:
- быстрое запоминание и быстрое забывание;
- быстрое запоминание и медленное забывание;
- медленное запоминание и быстрое забывание;
- медленное запоминание и медленное забывание.
4.Резкая выраженность работы памяти – запоминание больших объемов.
Билет 25.
Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.
Мышление – высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.
Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).
Особенности мышления:
1.Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор.
2.Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)).
3.Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь).
4.Использование социального опыта.
Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.
Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую.
Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления).
Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления.
Практика становится интеллектуализированной.
Физиологические основы мышления.
Вторая сигнальная система – позволяет действовать в мыслительном плане.
Словесные раздражители. Слово – обобщает.
Вторая сигнальная система связана с первой сигнальной системой. В основе мышления лежит взаимодействие этих систем. Но вторая – главная, определяющая.
Рефлексы:
1.Ориентировочный рефлекс – связан со второй сигнальной системой (реакция на новизну, звук; любознательность, интерес, стремление к познанию).
2.Экстраполяционный рефлекс – момент предвосхищения – планы, ожидаемые действия, … Перенос чего-то выясненного на новые условия.
3.Рефлексы на отношения.
Механизм доминанты.
(открыл - Ухтомский).
Доминанта = господствующий очаг возбуждения.
Усиливается за счет работы других участков мозга.
Провоцирует на нахождение ч-то нового, легко связывает отдаленные вещи.
Доминантные очаги связаны с мыслительной деятельностью (доминирующая мысль).
Функциональная система по Анохину.
В целом, организм настраивается на получение полезного результата.
1.Момент принятия решения.
2.Акцептор результатов действия (АРД) – образ результата.
3.Оценка ситуации (по принципу обратной связи).
Блоки мозга.
По большому счету – работает весь мозг и полушария.
Но…
Отвлеченная деятельность – III блок (главная роль – передний отдел).
Участки мозга.
Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.
Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).
Левая височная область – восприятие и понимание речи.
Полушария.
Отвлеченная информация – левое полушарие.
Образная информация – правое полушарие (художественная деятельность).
Билет 26.
Подходы к характеристике мышления.
Ассоциативная психология.
Мышление – игра образов.
Творчество и общение – игнорировались.
Вюрцбургская школа.
М. = логические переживания, схватыванияотношений.
НО: мышление имеет безобразный характер.
Гештальтпсихология.
М. = образование целостной структуры.
Бихевиоризм.
М. = имеет отношение к практическому мышлению.
Психоанализ.
М. = имеет неосознаваемые компоненты.
+ обратили внимание на роль мотивов, потребностей.