Проблема группы в социальной психологии. Исследование социальной группы в обществе является актуальным не только для социальной психологии, но и для других гуманитарных наук
Исследование социальной группы в обществе является актуальным не только для социальной психологии, но и для других гуманитарных наук. Существует два подхода к употреблению понятия «группа». С одной стороны, имеются в виду условные группы, например, в демографических исследованиях, объединяют в группы по признаку, который необходим для данной системы (уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.). С другой стороны, особенно в общественных науках под группой понимают реально существующее образования, например, группы образованные по признаку совместной деятельности, по партийной принадлежности и т.д. Однако необходимо отличать подход социальной психологии и социологии к понятию «группа». Для социологов очень важно найти критерии различия групп: по религиозному, этническому и т.д. признаку, Для каждого социологического анализа определенный признак будет ведущим.
В социольно-психологическом подходе дело обстоит по-другому. Выполняя различные социальные роли, человек как бы становится точкой пересечения различных групповых влияний. Это оказывает на человека двоякое влияние, с одной стороны он как личность имеет свое место в системе общественных отношений, а с другой, - оказывает влияние на формирование его сознания. Таким образом, личность становится включенной в многочисленные группы, имеющие свои нормы, ценности, идеалы и т.д. В этом случае для социальной психологии важно определить, что для человека значит социальная группа в психологическом плане.
Для социальной психологии не достаточно констатации факта присутствия в группе множества индивидов или даже отношений между ними. Она, прежде всего, исследует закономерности поведения и деятельности в этой группе. То есть ее интересует, прежде всего, содержательная сторона группы, влияние группы на личность. При таком подходе необходимо исходить из деятельностного принципа: группа есть система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом деятельности и через нее включена в систему общественных отношений.
В контексте такого исследования, социальная психология должна использовать, прежде всего, данные социологического подхода к группе, и на этом основании переходить к самостоятельному исследованию.
Можно выделить несколько основных черт, свойственных группе как субъекту деятельности: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые мнения, групповые цели.
Принадлежность индивида, степень его включенности в группу определяются восприятием ее выше перечисленных характеристик. Для группы существует «Мы-чувства»,которые выражают потребность отдифференцировать одну общность от другой.
К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, групповые нормы и система санкций. Эти параметры для каждой группы свои. Они обусловлены многими факторами, например, состав группы может основываться по разным признакам: возрастным, профессиональным и т.д. Структура группы может представляться как структура предпочтений, структура власти, структура коммуникации («колесо», «цепь», «круг», «игрек», «сложный круг»).
Таким образом, композиция группы, структура группы, динамика групповой жизни (групповые процессы) являются обязательными параметрами описания группы в социальной психологии.
Другой важной частью исследования группы является поведение индивида в группе в качестве ее члена. Исходными в этом процессе понятиями являются «статус»или«позиция».
Второй характеристикой индивида в группе является «роль», то есть некоторый перечень социальных функций индивида (муж-отец-сын).
Важнейшим компонентом характеристики является система «групповых ожиданий». По отношению к каждому члену группы со стороны других ее членов формируется определенное видение, оценивание, ожидание. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, контролирует деятельность своих членов. В группе существуют нормы как установленные образцы поведения, действия и, если возникает разногласие между индивидом и группой, в силу вступают санкции. Нормы связаны с ценностями и выполняют регулятивную функцию по отношению к деятельности группы. Ценности зависят от групповой жизнедеятельности, от понимания группой соотношения групповых и общественных ценностей, то есть от понимания добра, зла, справедливости, счастья и т.д.
Важной проблемой является проблема меры – принятия или не принятия конкретным членом группы норм. Система санкций существует для регуляции включения норм в поведение члена группы. Они могут носить характер запретительный и поощрительный, позитивный и негативный.
Очень важным и сложным вопросом является построение классификации групп. Предлагаются различные варианты перечня оснований, то которым классифицируются группы: уровень культурного развития, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и т.д. Однако наиболее общая черта, по которой можно проводить классификацию, является форма жизнедеятельности.
В социальной психологии приводится довольно большое количество обозначений групп, среди которых выделяются следующие, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Классификация социально-психологических групп