Анализ полученных впечатлений
Всех участников попросить сесть парами, по желанию выбрав партнёра. Затем в парах происходит обмен впечатлениями от упражнения и анализ этих впечатлений.
Материалами для обсуждения упражнения являются ответы на следующие вопросы:
· Чем похожи и чем непохожи ваши дома? Почему?
· Бывают ли абсолютно одинаковые дома? Как часто такое бывает?
· Почему вы увидели именно такой дом? Что он может рассказать о вас?
· Неизменен ли дом в течение жизни человека? Почему?
Рефлексия в группе
Блок №4. По развитию навыков самопрезентации
«Посмотрите на меня»
Самое главное в эффективной самопрезентации – добиться чтобы у объекта самопрезентации в момент расставания с субъектом возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись, возникла своего рода зависимость. Чтобы владеть ситуацией общения в полной мере, субъект должен владеть широким спектром знаний, умений и навыков. Практически ни когда не достаточно при завязывании сотрудничества иметь лишь специальные, профессиональные способности, опыт - необходимо иметь определенный
набор личных качеств. Исходя из контекста нашей программы, можно предложить следующий набор данных качеств:
· умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного человека;
· умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;
· умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества;
· умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить свое и чужое-время, оптимальным образом организовывать деловую деятельность.
Цель блока: сформировать навыки самопрезентации у подростков и молодежи путем включения их в тренинговую работу.
Задачи блока: обучение умениям и навыкам установления контактов; обучение этике делового взаимодействия; помощь в обретении собственного стиля; обучение языку телодвижений.
К особенностям (то есть тому, что не является неспецифическим при проведении семинаров и тренингов) занятий по данной программе можно отнести использование видеоаппаратуры для записи эпизодов тренинга с последующим их обсуждением.
Занятие № 1. Тема: «Больше всяких слов»
Задачи: овладение способностью наилучшим образом располагать к себе людей; формирование понятийных представлений о невербальных способах общения; формирование чувствительности к невербальным способам общения; развитие навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
Информирование
Очень часто вы попадаете в ситуацию, когда вам необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, провести мероприятие, произнести речь перед большой аудиторией. Ещё чаще вы сталкиваетесь с необходимостью произвести впечатление на одного понравившегося вам человека в межличностном общении. Для многих это становится серьёзным испытанием, стрессовой ситуацией, с которой им необходимо справиться. Во взрослой жизни вы также будете сталкиваться с подобными ситуациями, поэтому недостаточные знания и умения в области самопрезентации личностных качеств и публичных выступлений станут серьёзным препятствием на пути к успеху.
Самопрезентация, иногда также называют «управление впечатления о себе», - это процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей. Социолог Ирвин Гофман замечает, что английское слово «личность» происходит от латинского слова persona, которое означает «маска». Очевидно, творцы этого слова много веков назад понимали , что Самопрезентация является неотъемлемой частью человеческой натуры. Но почему люди так озабочены тем, как видят их другие?
Во-первых, люди занимаются самопрезентацией, чтобы получить от других нужные им ресурсы. Таким образом, самопрезентация – это стратегический способ обретения контроля своей жизни.
Во-вторых, самопрезентация – это способ «конкурирования» образа «Я». Управляя впечатлениями, которые формируют о нас другие люди, мы можем управлять собственными впечатлениями о себе.
Самопрезентация, таким образом, помогает нам получить то, что хотим, и создать желательный образ «Я». Она служит также и социальным задачам: помогает другим людям узнать, как мы ожидаем, чтобы с нами обращались, позволяя социальным отношениям протекать гладко. Самопрезентация – это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его. Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этим впечатлением можно управлять сознательно.
Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему: «Встречают по одежке – провожают по уму», «По одежке протягивают ножки», «Не в свои сани не садись» и т.д.
Как вы понимаете эти пословицы? Имеют ли они какое-нибудь отношение к самопрезентации?
Но успешно Самопрезентация реализуется далеко не у всех.
От чего же это зависит?
Имидж — внешний вид начинает говорить раньше, чем начинаете говорить вы. Одежда, обувь, грим, косметика, аксессуары – все это составляет ваш облик.
Имидж - понятие более широкое, чем просто внешний вид (лат. – «картинка»; англ. – «образ, престиж, репутация»; франц. – «образ, изображение, представление»).
Имидж – включает в себя внешность, манеру одеваться, что и как говорить, что и как делать, стиль поведения, стиль мышления.
Какой у вас должен быть внешний вид, чтобы вы могли произвести благоприятное впечатление?
1. Физическая привлекательность:
а) необходимо создать эффект красоты – в первую очередь собеседники обращают внимание на лицо. Привлекательным считается человек с красивым лицом, и это связано больше с выразительностью лица. Важно выражать спокойствие и доброжелательность;
б) важную роль играет осанка – хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом.
2. Стиль одежды:
а) насколько одежда соответствует случаю;
б) насколько одежда опрятна;
в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стереотипу.
3. Переживаемое эмоциональное состояние:
а) сильные эмоции провоцируют психологическое заражение;
б) хорошее первое впечатление производят люди, генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции.