Еще один комментарий к Либер Реш.
В вышеприведенном комментарии Брата Марсия дано самое подробное и детальное объяснение техники выполнения этого ритуала, его смысл, история и применение. С согласия Марсия мы привели здесь его работу в качестве одной из глав этой книги. Мне остается лишь сказать несколько слов о символизме основных текстов приветствия и о некоторых вспомогательных визуализациях, которые используются в процессе духовной практики.
Начнем с утреннего поклонения солнцу. Карл Юнг указывал на то, что момент, когда солнце только появляется из-за горизонта, - это точка предельного нуминозного напряжения, которое соответствует рождению сознания из бездны хаоса. Поэтому в утреннем ритуале используются Знаки Люкс, которые символизируют процесс становления сознания. Классическая картина восходящего солнца обычно представляется в красно-жёлтых тонах. В тех же цвтах исполнен и IV аркан Таро, Император, что соответствует мужской, отеческой власти. В связи с этим очень логично отождествление восходящего солнца с творящим отцом Йод (первичное семя), это – первая часть формулы Тетраграмматона.
Кроме того, аромат, соответствующий IV аркану согласно Liber 777 – это кровь дракона. Согласно экзотерическому солнечному мифу, солнце ночью поглощается драконом, а на рассвете поднимается ввысь, прорвав ему брюхо, и, в этом смысле, оно отождествляется с Императором из Таро – воителем, вспарывающим брюхо дракона. Другим солярным мифом является рождение божественного младенца Херураха из лона матери ночи – Нюит, и эта мифологема соответствует аркану Солнце.
Приведенные мифологемы – две стороны одной эйдетической идеи: восход солнца, или рождение сознания из бессознательного, постижение парадоксальности, которая поможет адепту постичь саму суть великого делания, которое есть одновременно борьба и служение.
Свет, согласно всем традициям, в некотором смысле, суть синоним сознания, его символ и выражение. Восход как рождение солнца соответствует первой телемитской добродетели – Свету. Поэтому в процессе исполнения ритуала полезно представлять себя так, словно всё ваше тело состоит из прозрачного, радужного света.
В полуденном поклонении мы используем Знак Огня, Тум Аш Нейт. Символизм этого знака очевиден: полдень – это точка когда солнце достигло своей максимальной власти и весь мир полон солнечного огня.
Если рассматривать четыре поклонения Солнцу с точки зрения формулы Тетраграматона, то Ахатхор соответствует вторая часть формулы – Хе, или Великая Мать. Пожалуйста, обратите внимание на то, что это косвенно подтверждается тем обстоятельством, что Ахатхор является единственным женским персонажем солярной тетрады Реш. Кстати, применяя юнгианскую формулу Марии-пророчицы, можно увидеть двойной принцип проявления символизма «три плюс один» в классическом Реш – три мужских и одна женская (Ахатхор), а также три человеческих и одна животная (Хефра).
Как Великая Мать, согревающая и принимающая все живое, Ахатхор или, в данном случае, Ра в своей женской ипостаси, несёт тепло жизни. Карта Таро, в которую мы проникаем в миг исполнения этого ритуала, – это Вожделение или Императрица, в зависимости от личного чувствования конкретным практиком данного архетипа.
Именно в полдень жизнь достигает своего пика, и уже в силу этого простого факта мы соотносим вторую фазу солнечных поклонений со второй телемитской добродетелью – Жизнью, питаемой щедрой матерью Хе Ахатхор.
Знак, который принято принимать на закате – это Знак Воздуха, или Шу. Почему именно он? Давайте вслушаемся в текст ритуала: если Ра приветствуется в силе, Ахатхор – в величии, то Шу – это солнце «в радости его». Состояние, которое возникает при исполнении этого ритуала, можно назвать особой нежностью и трепетом. Простирая руки, мы чувствуем тонкий и мягкий поток, который наполняет собой наше тело. Это уже не поток страсти и силы, но тонкий, имеющий привкус светлой грусти поток нежного солнечного света. На кинестетическом уровне это состояние может быть пережито как нежный прохладный ветерок, что соответствует Знаку Воздуха.
Вечерний Реш соответствует Вау, который есть Сын Йод и Хе. В этот миг, готовясь ко сну, мы пьем Вино Забвения: в этом содержится не только намёк на наступление ночи и приближение сна, но это также и знак «перехода через Стикс» - с этого, согласно классической мифологии, и начинается путь «по ту сторону»; путь ночного солнца в царстве смерти.
С другой стороны, закат может быть соотнесен с «маленькой смертью», как французы называют оргазм, а спуск солнца за море может рассматриваться как извержение солнечной жизненной силы для последующего зачатия. Потому логично, что этому состоянию соответствует алхимическая стадия коньюнкции и третья телемитская ценность символа веры – любовь. В этой фазе наиболее логично медитировать на аркан Искусство, где все парадоксы устраняются в алхимическом андрогине, соединившем в себе противоположные начала.
Наконец, в ночи делается Знак Воды. Символизм этого знака, опять же, очевиден: солнце утонуло в водах ночи и растворилось в них. Ночь – это время тайны, темноты и сна, поэтому и Хепра, солнечный скарабей, приветствуется как «невидимый» и «безмолвный». Это – самая эзотеричная часть поклонений Реш, и именно при его исполнении наиболее часто могут появляться сильные духовные переживания и прозрения.
Вторая Хе, сестра-близнец своей матери, соответствует этой части поклонения. Поэтому она выражает, как и мать, двенадцатичасовое, но противоположное – полуночное – солнце. Достаточно вспомнить, что ночь всегда соотносилась с женским началом, чтобы подтвердить корректность сделанных выводов.
Символизм этой фазы также является двойственным. С одной стороны, это – Тайное Солнце Хепра, сокрытое водами, которое изображено на аркане Луна, с другой – Семя Отшельника, который есть потенциальность и будущее воплощение Солнца.
Для чего следует выполнять этот ритуал? Прежде всего, он необходим для установления чувства связи с космическим циклом. Проверено на практике, что если вы сможете прорваться через инерцию и сопротивление и приучить себя делать хотя бы три из четырех Реш, это уже на много порядков гармонизирует ваш внутренний мир. Только подумайте, что всего лишь минутное исполнение столь простых действий протягивает серебрянную нить между вами и Солнцем, а через Солнце мы устанавливаем связь и с нашим внутренним солнцем – Самостью, истинным Я, подлинным и сокровенным источником нашей индивидуальности!..
Тем не менее, не стоит сразу пытаться приучить себя делать ритуал ВСЕГДА. Очень часто случается так, что практикующий с энтузиазмом берется за ритуальную практику, но после первых же пропусков, будь они вынужденными или допущенные просто по невнимательности, преисполняется чувством бессилия и полностью отказывается от практики. Это – самая распространенная ошибка практикующих, с которой мне приходилось сталкиваться. Поэтому мне остается только призвать практикующего к терпимости к себе, а также к тому, чтобы научиться принимать неизбежность ошибок, но при этом, конечно, всеми возможными средствами стараться сделать эти ошибки как можно более редкими. В наше время этому хорошо помогают часы с наручным будильником, тем более что, как указал в предыдущей главе Фратер Марсий, ритуал может выполняться и на плане воображения. Главное – это помнить, что даже три раза – это, в любом случае, лучше, чем два, два – лучше чем один, и даже один раз (если на первых порах трудности с дисциплиной кажутся непреодолимыми) – это всё равно лучше, чем ни одного. И как говорит мой личный опыт в этом вопросе, для тех, кто испытывает трудности с чувством времени, допустимо выполнять ритуал во временном диапазоне плюс-минус сорок минут от основной точки – солнечной активности.