Общее понятие о деятельности

Человек постоянно подвергается воздействиям окружающей среды.

Среди них важно выделить:

а) прямые воздействия со стороны окружающих людей, коллектива (передача сведений или предметов, предъявление тех или иных требований);

б) воздействия со стороны предметного окружения (свет, звук, тепло, окружающие вещи, явления природы).

В свою очередь человек сам воздействует на окружающий мир, так или иначе изменяя в нем что-то в соответствии со своими потребностями, намерениями. Таким образом, можно говорить о взаимодействии человека с окружающей средой.

· Без окружающей среды человек не может существовать;

· без природной среды он не может выжить как организм,

· без социальной – не может развиться как разумное, мыслящее существо. Это, впрочем, не следует понимать так, что человек должен как можно больше толкаться среди людей и искать все новые явления в мире предметов. Общение с людьми может быть сколь угодно опосредствованным (через книги, предметы труда). Взаимодействие с природой тоже может быть не внешним, не ежеминутным, не непосредственным.

В обиходной речи слово «деятельность» употребляется часто в смысле «работа», иногда даже применительно к стихийным силам («вулканическая деятельность»), отдельным органам тела («деятельность сердца»). Мы будем вкладывать в это слово особый психологический смысл и выделим следующие признаки деятельности.

Признаки понятия «деятельность»:

1) процесс действий;

2) Сознательная направленность на приспособление к требованиям среды и преобразование ее;

3) значимость для существования и развития человека и общества.

Одной из основных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Сложность заключается в том, что в огромном объеме случаев эти термины выступают как синонимы.

Выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

деятельности;

· деятельности, к которой у человека началось свое внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

· личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;

· деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

· в качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи главные составляющие деятельности.

В психологии к ним относят: назначение либо целенаправленность, мотивацию, методы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции.

Структура деятельности

1. субъектами деятельности могут выступать:

человек

группа людей

организации

государственные органы

2. объектами деятельности могут выступать:

природа и природные материалы

предметы (вещи)

явления, процессы

люди, группы людей и т.д.

сферы или области жизни людей

внутреннее состояние человека

3. мотивом к деятельности могут выступать:

потребности

социальные установки

убеждения

интересы

влечения и эмоции

идеалы

4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

5. средствами деятельности могут выступать:

материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.

6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.

7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация- переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаряинтериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Примеры экстериоризации:

· опредмечивание наших представлений,

· создание предмета по заранее разработанному плану.

Освоение деятельности.

Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством (например, какую-либо операцию). Они включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом – это сознательно контролируемые части деятельности.

Основное качество умений заключается в том - что человек в состоянии изменять структуру умений (навыков, операций, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменным конечный результат.

Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навык – это автоматизированный компонент действия.

Умения и навыки делятся на типы:

1) двигательные, 2) познавательные, 3) теоретические, 4) практические.

Привычка - представляет собой непродуктивный элемент деятельности, негибкая и часто неразумная часть деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

41. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ

Влияние различных навыков друг на друга.

Различают следующие Виды:

1) интерференция навыков — явление, препятствующее образованию навыков и возникающее при предъявлении обучаемому сходных задач, требующих различных способов их выполнения;

2) положительный перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки благоприятствуют формированию последующих;

3) отрицательный перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки отрицательно сказываются на формировании последующих. Организация и методы профессионального обучения должны создавать условия для положительного переноса навыков и исключать предпосылки к возникновению явлений отрицательного переноса и интерференции навыков.

Наши рекомендации