Общее понятие о деятельности
Человек постоянно подвергается воздействиям окружающей среды.
Среди них важно выделить:
а) прямые воздействия со стороны окружающих людей, коллектива (передача сведений или предметов, предъявление тех или иных требований);
б) воздействия со стороны предметного окружения (свет, звук, тепло, окружающие вещи, явления природы).
В свою очередь человек сам воздействует на окружающий мир, так или иначе изменяя в нем что-то в соответствии со своими потребностями, намерениями. Таким образом, можно говорить о взаимодействии человека с окружающей средой.
· Без окружающей среды человек не может существовать;
· без природной среды он не может выжить как организм,
· без социальной – не может развиться как разумное, мыслящее существо. Это, впрочем, не следует понимать так, что человек должен как можно больше толкаться среди людей и искать все новые явления в мире предметов. Общение с людьми может быть сколь угодно опосредствованным (через книги, предметы труда). Взаимодействие с природой тоже может быть не внешним, не ежеминутным, не непосредственным.
В обиходной речи слово «деятельность» употребляется часто в смысле «работа», иногда даже применительно к стихийным силам («вулканическая деятельность»), отдельным органам тела («деятельность сердца»). Мы будем вкладывать в это слово особый психологический смысл и выделим следующие признаки деятельности.
Признаки понятия «деятельность»:
1) процесс действий;
2) Сознательная направленность на приспособление к требованиям среды и преобразование ее;
3) значимость для существования и развития человека и общества.
Одной из основных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Сложность заключается в том, что в огромном объеме случаев эти термины выступают как синонимы.
Выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
деятельности;
· деятельности, к которой у человека началось свое внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
· личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
· деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
· в качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи главные составляющие деятельности.
В психологии к ним относят: назначение либо целенаправленность, мотивацию, методы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции.
Структура деятельности
1. субъектами деятельности могут выступать:
человек
группа людей
организации
государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
природа и природные материалы
предметы (вещи)
явления, процессы
люди, группы людей и т.д.
сферы или области жизни людей
внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
потребности
социальные установки
убеждения
интересы
влечения и эмоции
идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.
Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.
Интериоризация- переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.
Благодаряинтериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.
Примеры экстериоризации:
· опредмечивание наших представлений,
· создание предмета по заранее разработанному плану.
Освоение деятельности.
Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности.
Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством (например, какую-либо операцию). Они включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом – это сознательно контролируемые части деятельности.
Основное качество умений заключается в том - что человек в состоянии изменять структуру умений (навыков, операций, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменным конечный результат.
Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навык – это автоматизированный компонент действия.
Умения и навыки делятся на типы:
1) двигательные, 2) познавательные, 3) теоретические, 4) практические.
Привычка - представляет собой непродуктивный элемент деятельности, негибкая и часто неразумная часть деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.
41. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ
Влияние различных навыков друг на друга.
Различают следующие Виды:
1) интерференция навыков — явление, препятствующее образованию навыков и возникающее при предъявлении обучаемому сходных задач, требующих различных способов их выполнения;
2) положительный перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки благоприятствуют формированию последующих;
3) отрицательный перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки отрицательно сказываются на формировании последующих. Организация и методы профессионального обучения должны создавать условия для положительного переноса навыков и исключать предпосылки к возникновению явлений отрицательного переноса и интерференции навыков.