Энваитенет — остров, откуда не возвращаются
На севере Кении есть озеро Рудольф, а в нём — остров Энваитенет. На языке племени эльмоло, проживающего на берегах озера, это название означает «безвозвратный». Местное население считает его проклятым местом. И не без оснований.
В 1935 году на острове исчезли двое участников исследовательской экспедиции под руководством английского исследователя В.Фуша — М.Шефлис и Б.Дайсон. Через пару дней после прибытия на остров они перестали выходить на связь. Когда на 15-й день обеспокоенные товарищи отправились на поиски, на острове не было обнаружено ни малейших следов учёных.
Позднее на острове поселилось несколько туземных семей. Как-то оставшиеся на материке родственники встревожились тем, что обитатели острова давно их не навещают. Тогда несколько жителей деревни на плоту переправились на Энваитенет. Селение оказалось совершенно пустым! У потухшего костра лежали вещи и остатки разложившейся рыбы. Тридцать человек бесследно исчезли.
Деревня, которой нет на карте
В России тоже имели место подобные эпизоды. Как-то туристы-браконьеры, сбившиеся с пути в отдалённом Мезенском районе Архангельской области, набрели на заброшенную деревеньку. Та оказалась совершенно пуста. Но не похоже было, что люди здесь просто вымерли. В одном дворе были сложены сосновые дрова и в бревне торчал топор... В другом, зайдя в избу, путешественники обнаружили рубашку, куда была воткнута игла с нитью... В третьей избе на столе стояли тарелки с остатками испарившегося борща... А в соседнем дворе гости наткнулись на газету «Правда», датированную 11 июля 1978 года! Но больше всего путников удивило то, что в деревне будто начисто вымерло всё живое! Не то что собак и кошек — даже пауков и комаров видно не было! И это — в июне месяце! Тут браконьеров охватил леденящий ужас, они почувствовали, что не могут больше здесь находиться, и немедленно покинули «заколдованное» место...
Самое любопытное; что из местных жителей о заброшенной лесной деревушке никто не слыхал. Хотя она, судя по всему, была покинута четверть века назад, туристам довелось побеседовать лишь с относительно молодыми людьми. На картах никаких её следов не обнаружилось. Зато нашим героям порассказали много интересного о здешних чудесах. Оказывается, вот уже третий год подряд что-то неладное творится с рыболовами, промышляющими на мезенских озёрах. Несколько человек возвратились с рыбалки в каком-то странном состоянии, будто пьяные, и через пару дней скончались... Сначала во всём винили алкоголь, который, как известно, активно потребляется любителями рыбной ловли. Потом заговорили о ядовитом болотном газе... А ещё старожилы уверяли, что при советской власти в Мезенском районе располагался секретный военный объект. И случалось, что в тех краях летом вся мошкара вдруг пропадала либо становилась по-осеннему вялой.
Что за работы велись на объекте, никто не знал. Но не исключено, что они были связаны с радиацией или СВЧ-излучениями. При исследованиях заброшенных населённых пунктов практически всегда наблюдался повышенный радиационный или электромагнитный фон. Высокочастотные колебания не воспринимаются человеческим ухом, зато способны отпугивать некоторых мелких насекомых, например комаров. Но и на людей они воздействуют, причём особенности этого воздействия ещё до конца не изучены.
Люди уходят из-за чертовщины
Иногда место по прошествии какого-то времени становится гиблым, там нельзя жить. Люди либо болеют и умирают, либо постоянно испытывают психологический дискомфорт. Нередко в таких краях появляется нечистая сила: видятся привидения, странные сущности, слышатся подозрительные звуки... Из-за этой чертовщины жители вынуждены покидать насиженные места.
Загадка Танаиса
Возможно, такая участь постигла многие города древности.
...Музей-заповедник Танаис расположен километрах в трёх от ростовской трассы возле села Недвиговка. Здесь, на правом берегу Мёртвого Донца, археологи уже третье столетие ведут раскопки древнего города, основанного в III веке до нашей эры боспорскими купцами. Многие авторы древности упоминают об этом форпосте эллинской цивилизации в Приазовье. «В устье реки Танаис есть город, для входящего сюда по левую сторону находится Европа, по правую — Азия», — писал Плиний. У Страбона находим указание на то, что Танаис — «самое большое торжище после Пантикапея».
Результаты раскопок впечатляют. Тут и остатки оборонительных сооружений, и стены жилых домов, и мощённые камнем мостовые, и некрополь. С возвышения одной из стен хорошо виден изгиб Мёртвого Донца. А дальше зеленеет и голубеет широкая устьевая долина Дона. Когда-то сюда из Крыма спешили греческие парусники, гружённые пряностями, амфорами с вином и маслом. По всему Северному Приазовью прослеживается греческий след. Вполне возможно, что мореходы пополняли запасы воды и на азовских косах. В бухтах Обиточной и Бердянской кос (последнюю древние называли Агарским мысом — «обильный», «щедрый») по пути в Танаис они могли пережидать непогоду. Долгое время торжище в устье Дона было главным пунктом товарообмена между греками и племенами Подонья и Приазовья. Город просуществовал около восьми веков. Однако точная дата и причина гибели его неизвестна до сих пор. Один из «копателей» (так себя назвал молодой помощник археологов) высказал предположение, что загадочная гибель города, возможно, как-то связана с расшифровкой местных топонимов. «Судите сами, — сказал он задумчиво, пощипывая редкую бородёнку, — брат-близнец бога сна Гипноса Танатос олицетворял у древних смерть, торжище его имени возникло на берегу Мёртвого Донца, а позже здесь вырос хутор Недвиговка. Может, и совпадение, а может, и роковая аура, некая отрицательная энергетика местности...» Что ж, можно допустить, что Танаис находился в геопатогенной зоне.
Северные « исходы »
Особенно много заброшенных посёлков и деревень в Сибири и северных краях. Несколько лет назад пресса уже сообщала о массовых уходах жителей из таёжных деревень в зоне падения загадочного Витимского болида: людей преследовало плохое самочувствие, обострялись хронические заболевания... Нечто подобное наблюдалось и в 400 км от Архангельска.
Иногда причиной «массового исхода» становится «поселившаяся» в том или ином месте неведомая сила. На берегу карельского Яндом-озера в устье реки стоят полусгнившие деревянные срубы и покосившаяся бревенчатая колокольня. Жители покинули это место не случайно. Аномальной зона прослыла ещё в конце XIX века, с тех пор как однажды в течение трёх суток здесь не наступала ночь. Было светло, как днём, но солнце не светило, деревню словно окутал лёгкий туман, то сгущавшийся, то рассеивавшийся. Люди в это время ощущали какую-то непонятную тревогу. Потом вроде бы всё закончилось, но с тех пор берег реки стал ни с того ни с сего стремительно зарастать лопухами, травой выше человеческого роста и странными деревцами с ветвями, стелющимися по земле на протяжении нескольких метров. А у самой кромки воды появились три отверстия в земле диаметром около 6-9 м. Внутри они были выстланы слоем неизвестного материала, похожего на наждак. Местные называли их «котлами». Даже зимой в «котлах» было тепло и там играли мальчишки. Однако со временем они сровнялись с землёй.
А ушли люди отсюда, испугавшись нечистой силы: в деревне стали появляться какие-то белые существа, похожие на призраки, а в небе над Яндомозером — миражи дворцов. Видят здесь и НЛО.
Проклятие Красных Горок
На севере Омской области в 20-х годах прошлого века находилась деревня Красные Горки. Земля там была изобильной. Крестьяне, переселенцы из Белоруссии, выращивали хлеб, разводили скот, занимались пушным промыслом... Но внезапно жители покинули деревню, разобрав избы по брёвнышку, и откочевали в места, гораздо менее привлекательные для жизни. От жилищ остались лишь битый печной кирпич да обвалившиеся погреба.
Случилось это в 1928 году, когда местный пьяница Лука Митрофанов спалил дотла деревенскую церквушку, сам сгорев заживо. Священник, приехавший из Омска, посоветовал прихожанам помянуть несчастного пропойцу всем миром, чтобы одна беда не привела за собой другую. Но его не послушали — уж больно злы были на Луку односельчане.
Через неделю после пожара в избе Митрофановых на оштукатуренной кладке печи появился чёткий портрет покойного. Вдова Луки, Надежда, перекрестившись, забелила изображение, но утром оно опять было на том же месте. Отбили штукатурку, заново обмазали печь глиной и побелили. Однако лик сгоревшего заживо пропойцы возник снова. Вдова стала ночевать у знакомых. Но стоило ей к кому попроситься на ночлег, наутро у них в избе на печке тоже лик появлялся. Но уже не Луки, а кого-нибудь ещё из умерших деревенских. Вывести изображения не удавалось. Да ещё жить в избах стало плохо. Работа у крестьян перестала ладиться. Дети всё вертелись возле «портретов» и стали чахнуть на глазах. Будто эти изображения у людей силу отнимали — по-современному, «вампирили».
Вызвали комиссию из области. Хотя члены комиссии ни в Бога, ни в чёрта не верили, приняли решение о переносе деревни.
Много лет спустя в этих местах поставили свой лагерь заготовители кедровых орехов. За ночь с внешних сторон палаток на брезенте отпечатались «фотографии» каких-то людей. Обитатели лагеря постоянно ощущали рядом чьё-то присутствие, испытывали психологический дискомфорт. Неужели души покойников всё ещё витают там?