Психологическая коррекция в деятельности практического психолога.
Психокоррекция – это система мероприятий направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека, с помощью специальных средств психологического воздействия (по Осиповой)
Психокоррекция (по Абрамовой) – обоснованное воздействие психолога в ходе специально – организованной практической деятельности специалиста – психолога направленное на дискретные (дискретность – прерывность) характеристики внутреннего мира, человека. Т.е. психолог имеет дело с конкретными проявлениями человека: желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. ПК обеспечивает активное действие с клиентом, это один из основных видов деятельности наряду с диагностикой, просвещением…
Задачи ПК: воздействие полноценное, здоровое на психику человека, а не изменение здоровой психики как в дефектологии; создание оптимальных возможностей и условий психического развития в пределах нормы.
Цель. Изменить ситуацию, либо качество человека, оказав воздействие на характеристики человека, которые отклоняются от нормы.
Связь психокоррекции (ПК) с другими видами профессиональной деятельности психолога:
1. ПК и психодиагностика: дает понимание проблемы и в дальнейшем помогает выявить изменения в процессе коррекции
2. ПК и просвещения: включения актуальных нужных знаний в процессе психокоррекции
3. ПК и косультирование: на консультации психолог понимает, нужна коррекция или нет
4. ПК и профилактика: лучше предупредить, чем потом корректировать, многие программы профилактики имеют развивающую часть
5. ПК и организационно-методическая деятельность: прежде чем проводить коррекцию нужно знать, как все правильно организовать в соответствии с требованием деятельности.
Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. Из определения психокорекции вытекает виды психокоррекции:
Эльконин Д.Б. выделял две формы коррекции в зависимости от характера диагностики и направленности коррекции:
1. симптомотическая коррекция (диагностика направлена на изучения симптомов)
2. Коррекция каузальной направленности(направленна на причину, она более сложная и имеет приоритет)
Дубровина выделяет 2 направления коррекционной работы:
1. диагностика- коррекционная работа (ДК) Клиент переживает свою проблему как негатив, как крушение. Цель: решение проблемы. ДК более длительные и более интенсивные в сравнение с развивающими.
2. диагностика развивающая работа. (др) Клиент относится к своей проблеме как препятствие на пути к своей цели. Развивающая программа по длительности может затягиваться на года и менее интенсивна.
Этапы организации деятельности в психокорреции (по Дубровиной):1. изучение запроса 2. Формирование психологической проблемы 3. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемой проблемы 4. Выбор методов исследования в соответствии с этими гипотезами 5. Использование методов (включая метод наблюдения) 6. Обработка результатов 7. Этапы формирования психологического диагноза 8. Разработка программы 9. Осуществление программы 10. Контроль оформления программы
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический. . Цель: диагностика особенностей развития личности, 2. Установочный. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. 3. Коррекционный. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности 4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
а) разрешения реальных трудностей развития;
б) постановки целей и задач коррекционной программы.
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции:
1. Ожидания клиента. 2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. 3. Характер проблем клиента. 4. Готовность клиента к сотрудничеству. 5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. 6. Профессиональный и личностный опыт психолога. 7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.