Иньская и янская составляющие процесса мышления
Понятно, что самое совершенное мышление, на которое способен человек, возможно только тогда, когда задействован весь диапазон тонких тел (как это происходит у гениев), т.е. процесс мышления происходит на всех тонких планах одновременно. С уровней ощущений и эмоций поступают интенсивность и мощь, с верхних уровней – творческие идеи и нетривиальные решения, а средний уровень – ментальное тело – осуществляет систематизацию и обмен процессов мышления и его продуктов. Другими словами, каждое из тонких тел осуществляет свой собственный «процесс мышления», причем все тела вместе осуществляют этот процесс синхронно. В связи с этим можно говорить о разных стилях синхронно осуществляемого мышления.
Возможны, однако, блокировка процессов в нескольких тонких телах либо нарушение синхронности. Тогда процесс осуществляется более активно в каком-то одном теле либо в нескольких – например, только в тонких планах или только в плотных. Могут, скажем, встречаться «беспочвенные мечтатели» – если акцент переносится в буддхиальный план, или «интеллектуалы» – если наиболее интенсивно включен ментальный план. Часто основные процессы осуществляются в эфирном или астральном телах (инфантильный тип мышления). Наиболее распространены два типа блокировки тонких тел: блокируется либо уровень тела, либо уровень духа. В наиболее грубом варианте это порождает следующие стили мышления:
1. «интуитивное» (как правило, дологическое, эмоциональное);
2. «ментальное» (логическое).
Третий стиль мышления включает три тонких тела – эфирное, астральное и ментальное. Его можно обозначить как
3. «интуинтивно-ментальное».
Оно представляет собой упрощенную версию упомянутого выше совершенного мышления, в котором участвуют все тонкие тела и которое является результатом нормальной жизнедеятельности системы дух – тело. Для последнего процесса можно ввести термин
4. целостное мышление.
Именно такой стиль мышления либо его упрощенная версия («интуитивно-ментальное» мышление) формируется при осознанном использовании рассмотренной здесь энергетической модели.
«Интуитивный» стиль архаичен. Он основан на эмоциональном и чувственном восприятии мира и представляет собой иньский вариант процесса мышления (т.е. иньскую составляющую в нашей модели целостного мышления).
«Ментальный» стиль – современное логическое мышление – представляет собой янский вариант процесса мышления,или янскую составляющую упрощенной модели целостного мышления. В полной модели янская составляющая включает все процессы верхнего слоя ментального, каузального, буддхиального и атманического планов, т.е. соответствует уровню духа.
В целостном (системном) мышлении присутствует целостная энергия Ци, т.к. оно включает обе составляющих – иньскую и янскую.
Каждая из двух составляющих упрощенной («интуитивно-логической») модели мышления имеет собственный язык описания. Иньской составляющей соответствует язык состояний (в т.ч. эмоциональных состояний). Янской составляющей соответствует язык четкой постановки целей и технологий их достижения. Второй стиль дает ясность пути и шагов, а первый дает силу для того, чтобы этому пути следовать. В расширенной модели язык состояний также соответствует каузальному и атманическому планам.
Процесс мышления в нашей модели удобно рассматривать как единство логики и аксиоматики. Любые рассуждения и логические конструкции всегда выстраиваются в рамках определенных правил по умолчанию (часто неосознаваемых) и на базе определенных (осознаваемых) предположений или ожиданий.
Например, человек, участвующий в деловых переговорах, может строить свою аргументацию на основе неявного предположения, что он не должен доверять своим партнерам. В другой ситуации он будет неявно предполагать, что некоторым из партнеров можно доверять полностью, другим – до определенной степени.
Такие неявные предположения редко можно обосновать рационально. Скорее, они являются продуктом непосредственного восприятия и чувственного опыта и представляют собой своеобразную интуитивно созданную аксиоматику для дальнейших логических конструкций. Формирование аксиоматики является функцией нижних тонких планов – эфирного, астрального и простейших элементов ментального, – которые относятся к категории тело (хотя источники и общий план любой аксиоматики определяются ценностями и миссией человека, – по этой причине аксиоматика уникальна и сугубо индивидуальна). Логические же конструкции, развиваемые или реализуемые в рамках этих неявных предположений, являются продуктом верхних тонких планов, относящихся к уровню духа.
Таким образом, процесс мышления в нашей модели является процессом взаимодействия духа и тела, причем это взаимодействие организовано круговым образом. Ментальные построения и стратегические линии базируются на чувственном восприятии (функция тела), в то время как чувственное восприятие и формирование аксиоматики определяются ментальными идеями и стратегической направленностью (функция духа). Мы получаем здесь круговую структуру движения энергии Ци, свойственную кибернетическим системам: аксиоматика зависит от характера и цели логических построений и в то же время служит опорой для них.
* * *
Рассмотрим более подробно роли иньской и янской составляющих в этом процессе.
Иньская составляющая более архаична; она основана на эмоциональном и чувственном (интуитивном) восприятии мира. При иньском стиле мышления акцент внимания в большой степени переносится на контекст проблемы. Каждый ее фрагмент осознается как отдельная деталь и имеет определенную эмоциональную окраску. Так формируется интуитивное следование событийным потокам (без ясного осознания происходящего) – как это происходило у большинства людей в древности и происходит у животных. Это дает высокий уровень встроенности в мир, ощущение опоры и стабильности. Однако, если иньская составляющая становится основной в процессе мышления, это ведет к определенным трудностям, связанным с замедлением процесса личностной эволюции, а в самом грубом варианте дает инфантильное мышление.
Янская составляющая мышления дает силу быстро принимать решения и активно воздействовать на мир. В нашей модели она включает озарения, приходящие с уровня атманического или буддхиального планов, активные действия, которые не всегда осознаются, но подчинены высшему замыслу буддхиального плана, а также ментальные описания всех возникающих при этом фрагментов решаемых задач.
Сюда также относятся всевозможные технологии, стратегическое планирование, конкретные программы, касающиеся преодоления всех возникающих трудностей и тупиков в рассматриваемых проектах. Во внешней реальности (в плотном плане) она создает преобразующий потенциал, с которым связаны аспекты воли и творчества.
Подчеркнем, что янский стиль мышления в нашем определении включает не только логическое мышление (деятельность ментального плана), но также активное воздействие на внешнюю реальность и творческие озарения по ее поводу.
Это подразумевает высокий уровень осознания себя и своих действий и полную ответственность за них. Янская составляющая была редкостью в древние времена, когда все новые идеи или озарения приписывались высшей силе (Богу) и, следовательно, не подразумевали личной ответственности.
Процесс выделения янской составляющей в независимый стиль мышления определил несколько эпох в развитии человечества – породив сначала эпоху Просвещения, а затем и последующие, приведшие к научно-технической революции и торжеству (и гипертрофии) ментального разума последних времен. В самом грубом, непроработанном варианте такой стиль мышления сводится к собственно логическому мышлению. Человек склонен тогда строить логические конструкции по поводу всего, что видит вокруг, – причем эти конструкции могут быть оторваны как от событийных потоков и ценностного плана, так и от эмоционально-чувственного восприятия. Не имея чувственного контакта с миром, он вынужден опираться на жесткие убеждения и принципы, которые в этом случае заменяют интуитивную аксиоматику. Такой человек становится весьма компетентным в различных суждениях – и чувствует себя экспертом.