Первичная диагностика личных параметров 5 страница

5.Назовите стадии психодраматического процесса, реализуемые на каждой сессии.

__________________________________

6.Какие модальности выделяются в сенсорном опыте человека? С помощью каких средств НЛП можно определить особенности репрезентативной, ведущей и референтной систем собеседника?

__________________________________

7.Охарактеризуйте развитие самосознания как цель психологического тренинга. В чем состоит основная задача тренинга развития самосознания?

__________________________________

8.Как вы считаете, можно ли разделить все подходы к тренинговым группам по такому критерию, как степень манипулятивности?

_______________________________________

От чего, на ваш взгляд, зависит уровень директивности или недирективности ведения группы?

_______________________________________

9.Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.

_______________________________________

10.Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.

_______________________________________

11.Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.

____________________________________________

12.Почему практическую психологию можно считать сферой искусства? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное.

_______________________________________

13.Почему практическую психологию можно считать наукой? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное.

_______________________________________

14.Нужно ли практическому психологу овладевать системой методов, методик, приемов, техник, если его главный инструмент – собственная личность?

_______________________________________

15.Как вы думаете, возможно ли описание и точное транслирование «жесткого» сценария тренинга развития профессионального самосознания? Докажите свою точку зрения.

_______________________________________

16.Какие блоки можно выделить в содержании тренинга развития самосознания?

___________________________________________

В чем состоят важнейшие задачи каждого блока?

_______________________________________

17.Какой процесс считается условием профессионального развития?

_______________________________________

18.Каковы психологические условия развития профессионального самосознания?

_______________________________________

19.Как вы думаете, почему во многих пособиях начинающему ведущему тренинга настоятельно рекомендуется все психотехники и упражнения вначале опробовать на себе?

____________________________________________

Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.

1.Согласны ли вы с утверждением Бэндлера и Гриндера о том, что всегда «люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте»? Объясните почему.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

2.Кризисы в развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

3.Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

4.Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

5.«Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию».

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

6.«Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект».

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

7.«Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность».

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

8.В искусстве возможно применение алгоритмов. В практической психологии тоже возможно?

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

9.Ритуалы всегда возникают в тренинговой группе спонтанно

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

10.Ритуалы могут быть предложены ведущим

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

Задание для самоподготовки:

1.Охарактеризуйте варианты классификации тренинговых групп, предлагаемые К. Рудестамом и Ж. Годфруа. На какие критерии опираются указанные авторы в своих подходах к классификации групп?

______________________________________________________

Какие недостатки присутствуют, на ваш взгляд, в описанных классификациях?

______________________________________________________

2.Что означает термин «гештальт»? Какие из мировых направлений психологии лежат в основе гештальттерапии?

_______________________________________

3.Что означает словосочетание «неотреагированный гештальт»?

_______________________________________

4..Какие понятия гештальттерапии раскрываются в следующих определениях:

-»....... – это генетическая и примитивная форма функционирования индивида, которая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира»;

-»....... связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие»;

-»....... – это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференцирования себя и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого»;

-»....... проявляется в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир». Каково общее название всех четырех понятий?

5.Вставьте нужное слово в предложение: «Довольно часто общий срок функционирования таких психоаналитических групп достигает пяти...... при встречах дважды в неделю».

6.Какое понятие трансакционного анализа раскрывается в следующем определении: «......... – серия скрытых трансакций с уловкой, приводящих к обычно скрываемой, но вполне определенной развязке»?

7.Вставьте в предложение слово, обозначающее важнейшее понятие психодрамы Дж. Морено: «Целью психодрамы является пробуждение........... человека, которая находит выражение в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь».

8.Какие базовые психотехники можно выделить в психодраме? Какая из техник описывается в следующем предложении: «......... – одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого»?

9.Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

___________________________________________________________________________________

10.Объясните смысл выражения нейролингвистических программистов «установить якорь». На каких психологических и физиологических механизмах базируется этот прием?

___________________________________________

11.Какое понятие использовано О.В. Немиринским при описании стадий группового процесса?

____________________________________________

12.Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л.М. Митиной.

_______________________________________

13.Встаньте нужные слова в предложение: «Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и ....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении».

14.Какое понятие раскрывается в следующем определении: «....... – субъективно воспринимаемые человеком состояния остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой или помехой, невозможности перехода к следующему звену деятельности».

15.Вставьте слово «можно» или «нельзя» в предложение: «Разработанные опытными ведущими сценарии тренинговых занятий......... в точности тиражировать в любой группе». Объясните свою точку зрения.

____________________________________________

16.О каких «магических» функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих «магических» функций?

_______________________________________

17.Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

«...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий».

«...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других».

«...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности».

18.Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

«Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии».

19.Объясните сущность психофизиологического механизма действия «якоря» в ритуале с точки зрения нейролингвистического программирования.

_______________________________________

Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:

1.Вачков, И.В. Как подготовиться к тренингу // Школьный психолог. №19, 2005.

2.Вачков, И.В. Психологические особенности тренинговой группы // Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 2000.

3.Лебедева, Н.М., Лунева, О.В., Стефаненко, Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. — М., 2004, с. 113-114.

4.Лидерс .А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001, с. 45-46.

5.Маркова, Л.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

6.Миккин, X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. – с. 7-27.

7.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского.-СПб., 1998, с. 645.

8.Столин, В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. 284 с.

9.Тарасов, В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.

10.Цветков, Э.A. Мастер самопознания, или Погружение в Я. – СПб.: Лань, Полисет, 1995. – 192 с.

11.Ясвин, В.А. Методические основы тренинга для педагогов // Образовательная среда. От моделирования к проектированию. — М„ 2001.

12.Яценко, Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей. Киев, 1987.

2.5. Комплексное задание для самостоятельной работы к

Разделу V

«Процедурно-организационные аспекты групповой работы»

Объясните свой ответ.

1.Назовите основные методы группового тренинга и дайте им крат кую характеристику.

_______________________________________

2.В чем заключаются основные функции игры в психологическом тренинге?

_______________________________________

3.Охарактеризуйте место и роль психогимнастики в групповом психологическом тренинге.

_______________________________________

4.Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?

____________________________________________

5.Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:

-по степени организации процесса

____________________________________________

-по содержанию

____________________________________________

6.Какие виды игр можно выделить в тренинге?

_______________________________________

7.Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?

_______________________________________

8.Что понимается под методами развития социальной перцепции?

_______________________________________

9.Каковы наиболее важные атрибуты игры?

______________________________________________________

Охарактеризуйте значение каждого из них.

_______________________________________

10.В чем состоят особенности детской игры, позволяющие использовать ее как психотерапевтическое средство?

_______________________________________

11.В чем заключается диагностическая функция игры как метода АСПО?

_______________________________________

12.Возможны ли негативные переживания участников при проведении медитаций-визуализаций?

_______________________________________

14.Перечислите важнейшие особенности формулировок, используемых в тексте упражнений по медитациям-визуализациям.

_______________________________________

15.Какие процедуры являются необходимыми, чтобы игра в тренинге вышла за рамки развлекательного мероприятия?

_______________________________________

Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.

1.В психологическом тренинге не следует применять деловые игры, поскольку их цели не являются психологическими

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

2.В психологическом тренинге игровой элемент является неотъемлемой частью всех (или почти всех) групповых процессов.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

3.Единственной целью применения игр в психологическом тренинге нужно считать психокоррекцию.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

4.Практический психолог, не имеющий медицинского образования, не имеет права пользоваться ни одной техникой, содержащей элементы суггестии.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

5.Психологического образования достаточно для того, чтобы применять в практической работе медитации, аутотренинг, релаксационные техники.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

6.Психолог, практикующий медитации, должен обязательно иметь документ (сертификат), свидетельствующий о прохождении специального обучения и дающий право на применение суггестивных методов.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

7.Следует настаивать на строгом следовании участников группы за инструкцией ведущего и вызывании образов, обязательно совпадающих с предлагаемыми им.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

8.Является обязательным подробный опрос участников о самочувствии и получение обратной связи после медитаций-визуализаций.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

Задание для самоподготовки:

1.Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?

_______________________________________

2.Какое понятие раскрывается и следующем определении: «....,. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков»?

3.Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.

_______________________________________

4.Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы «сильнодействующих» и манипулятивных психотехник?

_______________________________________

5.Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что «... забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе»?

_______________________________________

6.Порассуждайте о том, почему краткий пересказ или сформулированная мораль сказки, басни часто не имеют такого психологического эффекта, как прочтение всего произведения и самостоятельный анализ прочитанного

____________________________________________

7.Вставьте нужное слово: «......... игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ».

Наши рекомендации