Первичная диагностика личных параметров 5 страница
5.Назовите стадии психодраматического процесса, реализуемые на каждой сессии.
__________________________________
6.Какие модальности выделяются в сенсорном опыте человека? С помощью каких средств НЛП можно определить особенности репрезентативной, ведущей и референтной систем собеседника?
__________________________________
7.Охарактеризуйте развитие самосознания как цель психологического тренинга. В чем состоит основная задача тренинга развития самосознания?
__________________________________
8.Как вы считаете, можно ли разделить все подходы к тренинговым группам по такому критерию, как степень манипулятивности?
_______________________________________
От чего, на ваш взгляд, зависит уровень директивности или недирективности ведения группы?
_______________________________________
9.Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.
_______________________________________
10.Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.
_______________________________________
11.Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.
____________________________________________
12.Почему практическую психологию можно считать сферой искусства? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное.
_______________________________________
13.Почему практическую психологию можно считать наукой? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное.
_______________________________________
14.Нужно ли практическому психологу овладевать системой методов, методик, приемов, техник, если его главный инструмент – собственная личность?
_______________________________________
15.Как вы думаете, возможно ли описание и точное транслирование «жесткого» сценария тренинга развития профессионального самосознания? Докажите свою точку зрения.
_______________________________________
16.Какие блоки можно выделить в содержании тренинга развития самосознания?
___________________________________________
В чем состоят важнейшие задачи каждого блока?
_______________________________________
17.Какой процесс считается условием профессионального развития?
_______________________________________
18.Каковы психологические условия развития профессионального самосознания?
_______________________________________
19.Как вы думаете, почему во многих пособиях начинающему ведущему тренинга настоятельно рекомендуется все психотехники и упражнения вначале опробовать на себе?
____________________________________________
Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.
1.Согласны ли вы с утверждением Бэндлера и Гриндера о том, что всегда «люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте»? Объясните почему.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
2.Кризисы в развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
3.Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
4.Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
5.«Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию».
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
6.«Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект».
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
7.«Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность».
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
8.В искусстве возможно применение алгоритмов. В практической психологии тоже возможно?
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
9.Ритуалы всегда возникают в тренинговой группе спонтанно
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
10.Ритуалы могут быть предложены ведущим
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
Задание для самоподготовки:
1.Охарактеризуйте варианты классификации тренинговых групп, предлагаемые К. Рудестамом и Ж. Годфруа. На какие критерии опираются указанные авторы в своих подходах к классификации групп?
______________________________________________________
Какие недостатки присутствуют, на ваш взгляд, в описанных классификациях?
______________________________________________________
2.Что означает термин «гештальт»? Какие из мировых направлений психологии лежат в основе гештальттерапии?
_______________________________________
3.Что означает словосочетание «неотреагированный гештальт»?
_______________________________________
4..Какие понятия гештальттерапии раскрываются в следующих определениях:
-»....... – это генетическая и примитивная форма функционирования индивида, которая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира»;
-»....... связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие»;
-»....... – это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференцирования себя и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого»;
-»....... проявляется в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир». Каково общее название всех четырех понятий?
5.Вставьте нужное слово в предложение: «Довольно часто общий срок функционирования таких психоаналитических групп достигает пяти...... при встречах дважды в неделю».
6.Какое понятие трансакционного анализа раскрывается в следующем определении: «......... – серия скрытых трансакций с уловкой, приводящих к обычно скрываемой, но вполне определенной развязке»?
7.Вставьте в предложение слово, обозначающее важнейшее понятие психодрамы Дж. Морено: «Целью психодрамы является пробуждение........... человека, которая находит выражение в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь».
8.Какие базовые психотехники можно выделить в психодраме? Какая из техник описывается в следующем предложении: «......... – одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого»?
9.Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.
___________________________________________________________________________________
10.Объясните смысл выражения нейролингвистических программистов «установить якорь». На каких психологических и физиологических механизмах базируется этот прием?
___________________________________________
11.Какое понятие использовано О.В. Немиринским при описании стадий группового процесса?
____________________________________________
12.Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л.М. Митиной.
_______________________________________
13.Встаньте нужные слова в предложение: «Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и ....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении».
14.Какое понятие раскрывается в следующем определении: «....... – субъективно воспринимаемые человеком состояния остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой или помехой, невозможности перехода к следующему звену деятельности».
15.Вставьте слово «можно» или «нельзя» в предложение: «Разработанные опытными ведущими сценарии тренинговых занятий......... в точности тиражировать в любой группе». Объясните свою точку зрения.
____________________________________________
16.О каких «магических» функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих «магических» функций?
_______________________________________
17.Какие понятия раскрываются в следующих определениях:
«...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий».
«...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других».
«...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности».
18.Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:
«Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии».
19.Объясните сущность психофизиологического механизма действия «якоря» в ритуале с точки зрения нейролингвистического программирования.
_______________________________________
Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:
1.Вачков, И.В. Как подготовиться к тренингу // Школьный психолог. №19, 2005.
2.Вачков, И.В. Психологические особенности тренинговой группы // Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 2000.
3.Лебедева, Н.М., Лунева, О.В., Стефаненко, Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. — М., 2004, с. 113-114.
4.Лидерс .А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001, с. 45-46.
5.Маркова, Л.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
6.Миккин, X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. – с. 7-27.
7.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского.-СПб., 1998, с. 645.
8.Столин, В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. 284 с.
9.Тарасов, В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.
10.Цветков, Э.A. Мастер самопознания, или Погружение в Я. – СПб.: Лань, Полисет, 1995. – 192 с.
11.Ясвин, В.А. Методические основы тренинга для педагогов // Образовательная среда. От моделирования к проектированию. — М„ 2001.
12.Яценко, Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей. Киев, 1987.
2.5. Комплексное задание для самостоятельной работы к
Разделу V
«Процедурно-организационные аспекты групповой работы»
Объясните свой ответ.
1.Назовите основные методы группового тренинга и дайте им крат кую характеристику.
_______________________________________
2.В чем заключаются основные функции игры в психологическом тренинге?
_______________________________________
3.Охарактеризуйте место и роль психогимнастики в групповом психологическом тренинге.
_______________________________________
4.Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?
____________________________________________
5.Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:
-по степени организации процесса
____________________________________________
-по содержанию
____________________________________________
6.Какие виды игр можно выделить в тренинге?
_______________________________________
7.Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?
_______________________________________
8.Что понимается под методами развития социальной перцепции?
_______________________________________
9.Каковы наиболее важные атрибуты игры?
______________________________________________________
Охарактеризуйте значение каждого из них.
_______________________________________
10.В чем состоят особенности детской игры, позволяющие использовать ее как психотерапевтическое средство?
_______________________________________
11.В чем заключается диагностическая функция игры как метода АСПО?
_______________________________________
12.Возможны ли негативные переживания участников при проведении медитаций-визуализаций?
_______________________________________
14.Перечислите важнейшие особенности формулировок, используемых в тексте упражнений по медитациям-визуализациям.
_______________________________________
15.Какие процедуры являются необходимыми, чтобы игра в тренинге вышла за рамки развлекательного мероприятия?
_______________________________________
Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.
1.В психологическом тренинге не следует применять деловые игры, поскольку их цели не являются психологическими
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
2.В психологическом тренинге игровой элемент является неотъемлемой частью всех (или почти всех) групповых процессов.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
3.Единственной целью применения игр в психологическом тренинге нужно считать психокоррекцию.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
4.Практический психолог, не имеющий медицинского образования, не имеет права пользоваться ни одной техникой, содержащей элементы суггестии.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
5.Психологического образования достаточно для того, чтобы применять в практической работе медитации, аутотренинг, релаксационные техники.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
6.Психолог, практикующий медитации, должен обязательно иметь документ (сертификат), свидетельствующий о прохождении специального обучения и дающий право на применение суггестивных методов.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
7.Следует настаивать на строгом следовании участников группы за инструкцией ведущего и вызывании образов, обязательно совпадающих с предлагаемыми им.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
8.Является обязательным подробный опрос участников о самочувствии и получение обратной связи после медитаций-визуализаций.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
Задание для самоподготовки:
1.Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?
_______________________________________
2.Какое понятие раскрывается и следующем определении: «....,. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков»?
3.Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.
_______________________________________
4.Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы «сильнодействующих» и манипулятивных психотехник?
_______________________________________
5.Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что «... забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе»?
_______________________________________
6.Порассуждайте о том, почему краткий пересказ или сформулированная мораль сказки, басни часто не имеют такого психологического эффекта, как прочтение всего произведения и самостоятельный анализ прочитанного
____________________________________________
7.Вставьте нужное слово: «......... игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ».