Техника квантового сознания

Техника квантового сознания—изюминка данного подхода. Две эти техники, когда их понимают и применяют на опыте, приводят практикующего в состояние без состояния, существования без существования. Поэтому не только ничего не происходит; нет ни существования, ни не-существования. Попробуйте это и заметьте, что происходит.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Часть 1

Проводится со сменным ведущим, который читает следующее:

Шаг I: Закройте глаза и заметьте, что вы являетесь фоном своего переживания.

Шаг II: Позвольте пустоте сгуститься в форму и стать переживанием.

Шаг III: Притворитесь, что не знаете, что форма—это сгущенная пустота.

Шаг IV: Сознавайте, что форма—уплотненный фон, пустота.

Шаг V: Обратите внимание вокруг и посмотрите, можете ли вы найти, есть ли что-то, которое это делает.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Часть 2

Сменному фасилитатору группы предлагается использовать такой сценарий:

(глаза закрыты)

Шаг I: Будьте фоном своего переживания.

Шаг II: Позвольте фону быть пустотой и передним планом, который вы наблюдаете, быть разреженной пустотой.

Шаг III: Притворитесь, что вы не знаете, что фон—это пустота, а пустота переднего плана—разреженная форма.

Шаг IV: Позвольте пустоте фона, пустоте переднего плана, и себе, всему этому рассматриваться как пустота.

Шаг V: Обратите внимание вокруг и заметьте, есть ли что-то, которое все это делает.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Часть 3

Читается вслух сменным фасилитатором группы.

Шаг I: Переживите себя как фон переживания, а переживание как передний план.

Шаг II: Заметьте наблюдателя переживания.

Шаг III: Заметьте, что являетесь фоном наблюдателя.

Шаг IV: Заметьте, что наблюдатель и наблюдаемое переживание являются передним планом.

Шаг V: Сгустите фон, создав из него переживание на переднем плане.

Шаг VI: Рассейте наблюдателя, сделав его фоном.

Шаг VII: Сделайте переживание фоном.

Шаг VIII: Сделайте любое ваше “я”, переживаемое на переднем плане, фоном, рассеяв его.

Шаг IX: Обратив внимание вокруг, заметьте, что нет никакого “я”, выполняющего это упражнение!

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Здесь перед нами последний уровень квантовой психологии, квантового сознания. Современная психология интересуется передним планом, квантовая психология интересуется фоном, и знанием того, передний план—это фон, а фон—это передний план. Больше того, и фон, и передний план, и их наблюдатель—одно и то же, то есть нет фона и переднего плана. А что касается “я”, которое вы называете собой, то неважно, воспринимаете ли вы его как фон или как передний план, так как они совпадают. Это значит, что от понятия “я” и “не-я” остается не отсутствие, а скорее присутствие чистой есть-ности.

“Никто так не повлиял на наше представление о квантовом мире, как датский физик Нильс Бор, и именно Бор выдвинул одно из самых возмутительных утверждений квантовой физики: что нет глубокой реальности. Это позиция не чудаков и не меньшинства, “Нет глубокой реальности”—это преобладающая доктрина общепризнанной физики.” (Герберт, 1985:16)

Это значит, что все является одним и тем же веществом—то есть нет ни глубокой реальности, ни неглубокой реальности—все просто ЕСТЬ.

Квантовое сознание—это совсем не квантовое сознание; его можно было бы так называть, только если бы был кто-то, кто мог бы его воспринять.

Так что раз без наблюдателя нет квантового сознания, что у нас осталось? Мы сами, или, как называет это Дэвид Бом, “неразрывная целостность”. Бом настаивает: “Нет квантового мира”. И квантовая психология тоже говорит, что в чистой есть-ности не остается ни “где”, ни “кого”, ни “куда идти”.

В чистой есть-ности, теорема Белла об отсутствии местных причин, и по сути об отсутствии местонахождения, никогда не возникает как вопрос, потому что нет отдельного “я”, которое могло бы вынести на обсуждение понятие “это причиняет то”, или “это отдельно от того”—следовательно, не существует расстояния от одного предмета или человека до другого.

Квантовое упражнение 76

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

“Если воспримешь вселенную как всего лишь трюк какого-то фокусника или волшебника, или увидишь мир как картину ... испытаешь большое счастье.” (Сингх, 1979:92)

Практика

Сменный фасилитатор группы может использовать такой сценарий:

Закройте глаза на несколько минут и подумайте или вообразите, что мир очень похож на трюк, как у фокусника в цирке, и что все постоянно спонтанно жонглируется, почти как фокус волшебника, и что почему-то все и вся приземлилось именно так. Расширьте свой ум, вообразив, что мир похож на трюк, на фокус волшебника. Почему-то все это здесь приземлилось, и каждый почему-то приземляется там, где он есть.

Созерцайте свободу, когда мир—это просто фокус волшебника.

Теперь откройте глаза, оглядитесь в комнате и посмотрите, можете ли вы вообразить, что все так или иначе жонглируется, как трюк волшебника, и случайно приземляется именно так.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Квантовое созерцание

Созерцайте, что нет никого, кто бы управлял вселенной.

Созерцайте, что управляет пустота.

Когда нет отдельного воспринимающего “я”, не может быть ни причины, ни следствия, ни места, ни того или кого, кто руководит происходящим. Здесь переживается на опыте неразрывная целостность Бома: нет причин, и поскольку нет причин, нет и следствий. Говоря иначе: причина является следствием.

Всемирно известный философ и политический деятель Махатма Ганди понимал это. Политику не-насилия Ганди использовал в шестидесятых Мартин Лютер Кинг. Махатма ганди подчеркивал, что по мнению людей цель оправдывает средства. Ганди понимал, что средства и цель—одно и то же. Именно поэтому он использовал пассивное сопротивление и не-насилие, чтобы вынудить англичан уйти из индии в сороковых годах.

Никогда не было и не будет личного переживания квантового сознания или просветления. Оно могло бы быть, только если бы было отдельное я, которое могло бы заявить о своем существовании. Нет “я”—нет и личного просветления.

“Нет квантового мира,—предупредил Бор,—есть только абстрактное квантовое описание.” (Герберт, 1985:22)

Глава 11

Сознание

Это конец, прекрасный друг, конец. Это конец, мой единственный друг, конец ... картина будет так безгранична и свободна ...

Джим Моррисон

Тысячи лет люди стараются разобраться в природе сознания. Завершая эту книгу, наверное нужно рассмотреть сознание вообще, и его использование в квантовой психологии в частности.

Сознание определялось как способность распознавать отличия. Самосознание—это сознание себя, или воображаемого различия между субъектом (наблюдателем) и познающим объектом (собой).

С точки зрения квантовой психологии сознание можно определить двумя способами. Во-первых, сознание—это то, что распознает отличия. Например, вы можете сказать: “Я сознаю, что вам нравится телевидение, а мне нравится чтение”. Здесь у нас есть сознание, замечающее разницу между мной, которому нравится телевидение, и вами, которому нравится чтение. Во-вторых, я сознаю, что чтение отличается от телевидения. В обоих случаях есть сознание контрастов или отличий, вы читающий отличаетесь от вас, смотрящего телевизор. Как говорилось в девятой и десятой главах, без контрастов не могло бы быть переживания. Сознание творческое, потому что именно сознание знакомит нас с контрастами, различиями, и явным порядком Бома. С чем оно нас не знакомит—так это с неявным порядком Бома (основополагающим единством). Почему? Потому что там, где есть сознание, не заметно единства; сознание предназначено для того, чтобы замечать контрасты и отличия.

К Нисаргадатте Махарадже пришел один обучающийся и сказал: “Я хочу быть счастливым”. Махараджа ответил: “Это бессмыслица; счастье там, где нет “я””. Этим самым он сказал, что счастье существует на неявном уровне, где нет сознания, а только пустота, которой неведомы различия и выделение отдельного “я”.

Сознание там, где есть “я”, сознание там, где существуют отличия явного порядка. На неявном уровне сознания нет, потому что на неявном уровне нет отличий и контрастов, а только чистая “есть-ность”. То, что вы называете личным “я” или “собой”, никак не может знать об основополагающем единстве, потому что в основополагающем единстве нет сознания “я”, отдельного от известного или познаваемого. Что такое сознание?Сгущенная пустота. Следовательно, знать сознание как сгущенную пустоту и пустоту как разреженное сознание означает знать не-двойственную (неявную), двойственную (явную) природу вселенной. Говоря проще, в конечном счете неявное—это явное, явное—это неявное.

Как-то к Нисаргадатте Махарадже пришел французский психиатр и задал нудный и многословный вопрос о прошлых жизнях, будущих жизнях, карме, долгах и заслугах, и так далее. Я не полностью помню вопрос этого господина, но помню ответ Махараджа. “Кто вам сказал, что вы существуете?”—задал вопрос Махарадж. Французский психиатр посмотрел на свою жену; его жена посмотрела на него, но промолчала. Махараджа сказал: “Сознание сказало вам о том, что вы существуете, если вы только поймете это, этого будет достаточно.”

Опять же, он пересказал определение сознания как того, что знает отличия явного порядка. Сознание—это наблюдатель и наблюдаемое, знающий и известное, переживающий и переживание. Без сознания, знающего отличия, был бы просто неявный порядок, квантовая “есть-ность”. Следовательно, сознание говорит вам о том, что вы существуете как отдельное “я”. Понятие существования и не-существования не возникает и не существует в пустоте—а только в сознании. И тогда можно сказать, что сознание—это сгущенная пустота, а пустота—единообразное сознание; (то есть сознание без различий).

Квантовое созерцание

Могло бы существовать какое-то переживание, если бы не было сознания или того, что познает переживание?

Квантовое упражнение 77

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Закройте глаза, и увидьте перед собой пустоту.

Шаг II: Позвольте пустоте сгуститься и организоваться в понятие сознания, добавив идею о различиях и контрастах. Позвольте пустому пространству сгуститься и организоваться в понятие под названием “создавать”.

Шаг III: Позвольте этой только что образованной идее сознания делать и создавать то, что она создает.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

На семинарах люди часто чувствуют, что у них осталось только ничто, пустота. Этот квантовый скачок позволяет нам рассмотреть ничто и что-то как одно и то же.

Квантовое созерцание

Созерцайте, что пустота—это разреженное что-то, а что-то—сгущенная пустота.

Пустота жива

Знание об этом приносит нам хорошие новости—оно приводит нас к абсолютной возможности; мы (сгущенная пустота) на самом деле не можем знать, что прийдет, что уйдет, или, проще говоря, во что пустота уплотнится и проявится, какие формы и переживания рассеются и исчезнут. Плохие новости—что это может расстроить планы тех из нас, кто любит порядок и контроль. Как упоминалось во второй главе, именно сопротивление беспорядочности, хаосу и т. д. вызывает многие наши проблемы. Другими словами, системы и модели сознания создаются как способ сопротивления беспорядочности.* Даже Альберт Эйнштейн, один из главных архитекторов квантовой механики, лауреат Нобелевской премии, сошел в могилу, так и не сумев признать то, что он сам доказал. Слова Эйнштейна “Бог не играет в кости со вселенной” подчеркивают его неспособность принять “беспорядочность” и его сопротивление хаосу.

Нам нужно разобраться в том, что сознание, сгущенная пустота, является пустотой. Больше того, пустота может познавать себя. Следовательно, сознание—это способ, которым пустота познает себя.

“Сознание создает реальность.” (Герберт, 1985:24)

Юджин Виньйор, известный физик, пишет:

“Невозможно совершенно последовательно изложить законы квантовой механики, не упомянув сознание ... Как бы ни развивались в будущем наши концепции, останется удивительным, что именно изучение внешнего мира привело к выводу, что абсолютной реальностью является содержимое сознания.” (Герберт, 1985:25-26)

Другими словами, с помощью сознания вы можете сформировать “я”, которое может сказать о существовании абсолютной реальности. Когда нет сознания, а только пустота, нет и абсолютной реальности, потому что нет отдельного “я”, которое могло бы сказать о существовании абсолютной реальности,

В этом свидетельство того, что я назвал “квантовой силой”. Сила или идея, которая содержится в пустоте и состоит из пустоты, служит пустоте как средство и способ познавать себя: сознание. Именно эта квантовая сила, сознание (состоящее из пустоты) строит и демонтирует мысли, чувства, эмоции, и даже “я”, которое бы наугад называем собой.

Принцип: Сознание—это сгущенная пустота и творческое орудие пустоты. На квантовом языке, квантовая сила, уплотнение квантового поля,—это творческое орудие квантового поля.

Наблюдатель, который наблюдает различия и особенности, все равно является сознанием, наблюдающим сознание, сознанием, наблюдающим само себя.

Принцип: Так как сознание—это сгущенная пустота и творческая сторона пустоты, то сознание и есть пустота. Следовательно, сознание никак не может потерять или найти себя.

Квантовые созерцания

Созерцайте, что ваше наблюдающее “я” состоит из сознания.

Созерцайте, что объект (мысль, чувство, и т. д.) состоит из сознания.

Созерцайте, что субъект наблюдения (наблюдатель) состоит из того же сознания, что и объект (мысль или чувство).

Созерцайте, что вы являетесь сознанием, осознаете вы это или нет.

Это квантовое сознание.

Созерцайте, что зависимость—это всего лишь мысленная конструкция, идея, убеждение, сгущенная пустота. (Сингх, 1979:24)

Созерцайте, что свобода—это всего лишь понятие, сгущенная пустота. (Сингх, 1979:24)

Квантовое упражнение 78

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Читается вслух сменным фасилитатором группы.

(глаза закрыты)

Шаг I: Увидьте перед собой пустоту.

Шаг II: Позвольте пустоте немного сгуститься и создать идею сознания.

Шаг III: Позвольте образованному сейчас понятию сознания создать идею потери себя и нахождения себя.

Шаг IV: Притворитесь, что вы—сознание, которое старается, чтобы его нашли.

Шаг V: Притворитесь, что вы не притворяетесь потерянным сознанием, которое старается, чтобы его нашли.

Шаг VI: Притворитесь, что вы—потерянное сознание, которое найдено и просветлено.

Шаг VII: Обратите внимание вокруг и заметьте пустоту, которая сделала все это.

Шаг VIII: Созерцайте: “Я ЕСТЬ ТО единообразное сознание”.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Красота развития этого квантового осознания в том, что все это рассматривается, как одинаковое , а не как отличающееся. Современная психология разработала систему сосредоточения на отдельных отличиях, а квантовая психология предлагает взгляд на мир как на целое, единое, взаимосвязанное поле.

Как это может помочь нам в нашем жизненном путешествии? Давайте исследуем еще несколько квантовых упражнений и посмотрим, как их использование может помочь нам чувствовать себя согласованнее и живее.

Квантовое упражнение 79

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Информация есть не только во мне, во всех предметах тоже есть информация. (Сингх, 1979:94-95)

Практика

Фасилитатор группы:

Чувствуя опору под своим телом и следя за своим дыханием, войдите в спокойное пространство. Прошу вас сейчас пару минут обдумать любую информацию, которая у вас есть о себе. Например, вы женщина, вы мужчина, вы высокий или невысокая, толстый или худая, или как какую-то еще информацию. Некоторое время наблюдайте это информацию. Теперь созерцайте, что не только у вас есть информация о себе, но и во всех предметах—картинах, креслах, стульях, лампах—во всем внутри есть информация.

Теперь прошу вас открыть глаза и осмотреться в комнате, воображая, что во всем,—креслах и стульях, во всем,—есть информация. Если хотите, можете вообразить, какая это информация.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Один обучающийся заметил: “Я почувствовал себя не таким одиноким и более согласованным. Благодаря возможности того, что во всем есть информация о нем самом, вещи кажутся живее.”

Квантовое упражнение 80

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Желания появляются не только во мне, но и в других предметах. (Сингх, 1979)

Упражнение начинается с двух-трех минут с закрытыми глазами, и заканчивается двумя-тремя минутами с открытыми глазами.

Практика

Фасилитатор группы:

Чувствуя физическую опору под своим телом, следите за своим дыханием. Наблюдая, заметьте парад ваших сменяющих друг друга желаний. Тогда наблюдайте их на расстоянии, как будто вы в кино и смотрите, как по экрану проходят желания. Потратьте на это несколько минут.

Подумайте минуту о том, что желания появляются не только в вас, во всех предметах—стульях, картинах, лампах, во всем—тоже есть желания. На минутку расширьте сознание и вообразите, что у всего есть желания.

Очень мягко откройте глаза. И вообразите, что у вех предметов и людей в комнате есть желания. Угадайте, какие это желания. Рассматривайте разные предметы и воображайте, в чем их самое глубокое желание. Посмотрите, можете ли вы сохранять это осознание несколько минут.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

“Когда я выполнял это упражнение,—поделился впечатлениями один обучающийся,—в итоге я пришел к тому, что стул просто хочет быть стулом, а кресло просто хочет быть креслом. А в фантазии, которую я вообразил, кресло хотело быть стулом, а стул хотел быть другого цвета!”

Один человек описал свой опыт: “ В основном я получил впечатление, что все желает просто быть. Осознать это было освобождающим переживанием, потому что как бы все и вся просто хочет существовать. Тогда я подумал: “Зачем вообще мы все время занимаемся тем, что вещи не существуют, и всей этой стороной индийской, и какой там, философии?” Я решил, что лучше сосредоточиваться на бытии, на есть-ности, или как там еще. И это было очень приятно.”

Я ответил: “Очень трудно быть в мире и практиковать Веданту (не то, не то). Гораздо легче практиковать кашмирский шиваизм или тантрическую йогу (и то, и то). Это основная причина, по которой йогам трудно внедряться в Америке. Очень трудно говорить западным людям: “не то, не то”. Баба Муктананда был чистым ведантистом, пока не приехал в Америку. Он был очень практичен, и тогда он принял кашмирский шиваизм. Вместо “не то, не то” он принял “и то, и то”, которое очень подходит для западной культуры, потому что нельзя сказать своему домовладельцу “не то, не то”, даже если хочется.

Так что, начиная разбираться в творческом аспекте сознания, благодаря которому мы сознаем отличия, мы узнаем, что сознание наверняка присутствует, а иначе не могло бы быть “я”, познающего себя.

Давайте теперь рассмотрим физическое тело как сознание.

Квантовое упражнение 81

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Тело—это сознание. (Сингх, 1979:97)

(Глаза закрыты)

Шаг I: Переживите на опыте свое тело как состоящее из сознания.

Шаг II: Переживите на опыте возможность того, что каждый человек состоит из сознания.

Шаг III: Переживите на опыте возможность того, что все предметы состоят из сознания.

Практика

Дежурный фасилитатор группы:

(глаза закрыты)

Сейчас мы поработаем над тем, чтобы рассмотреть свои тела как сознание. Мы посидим минут пятнадцать, а потом еще несколько минут с открытыми глазами. Найдите в себе спокойное место. В этом упражнении переживите на опыте, что тело состоит из сознания. Чтобы сделать это, позвольте своему телу состоять из сознания спонтанно “одним жестом”, а не по частям. Удерживайте это ощущение, может быть даже звук тела как сознания.

Как выглядит тело? Что оно чувствует? Какие звуки вы слышите, когда все ваше тело—сознание? Продолжайте переживать свое тело, как созданное из сознания “одним жестом”. Если всплывают какие-то мысли, чувства или ощущения, рассматривайте их как состоящие из сознания. Переживите на опыте свою кожную границу как состоящую из сознания.

Теперь допустите и обдумайте возможность того, что то же сознание, которое находится в вашем теле, находится и в других телах, и что все тела состоят из одного и того же сознания. Теперь переживите на опыте, что все предметы и вещи в мире состоят из сознания, проявляющегося в разных очертаниях и формах. И наконец, переживите на опыте делающего это упражнение, как состоящего из того же сознания, что и все остальное. Очень мягко откройте глаза, обменяйтесь взглядами с другими людьми в комнате, переживите на опыте, что их тела и ваше тело состоят из одного и того же сознания. Продолжайте, сознавая это, обмениваться взглядами с другими людьми в комнате.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Один участник семинара сказал: “Я почувствовал, что мое тело как будто в фильме “Звездный поход” (“Star Trek”), когда там перемещают людей пучками лучей и тело мерцает, уже не твердое, но еще не исчезло. Мое тело мерцало.”

Давайте пойдем в этом еще на шаг дальше.

Квантовое упражнение 82

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Сосредоточьтесь на вселенной как своем теле. (Сингх, 1979:62)

Практика

Сменный фасилитатор группы:

(глаза закрыты)

Сосредоточьтесь на своем физическом теле. Очень мягко начните переживать на опыте, что все в комнате является вашим физическим телом, каждый человек, все. Просто расширьтесь так, чтобы все в комнате было частью вашего физического тела. Растяните сознание, включив в него всю комнату.

Затем очень мягко охватите дом, в котором вы живете. Растяните, расширьте осознание, включив в него свой дом. Затем расширьтесь, охватив ваш район. Включите все это в ваше осознание. заметьте, что вначале может быть небольшое сопротивление, но мягко увеличьтесь, включив весь район в свое сознание. Мягко увеличьтесь, охватив весь свой город, чтобы весь он оказался внутри вашего сознания. Мягко охватите сознанием ваш город и окружающие города. Разверните осознание, охватив весь ваш штат.* Расширьте осознание, охватив соседние штаты. Пусть ваше сознание растет, охватывая вашу часть страны, затем ваше половину страны, к востоку или к западу от Миссисипи.+ Вырастите, включив все это в ваше сознание. Теперь включите все Соединенные Штаты в свое осознание.· Просто мягко вырастите, охватив их. Затем перейдите к Канаде, затем к Центральной Америке, Южной Америке. Все легче и легче охватить океаны по обоим сторонам, Атлантический и Тихий. Охватите Азию, Индию и юго-восточную Азию. Все легче охватывать это. Африка. Европа. Расширяйтесь, включая всю планету в свое осознание. Включите в сове осознание солнечную систему, галактику, и вселенную. Когда вы будете готовы, верните внимание в комнату. Откройте глаза.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Для чего это может пригодиться? Все части(цы) или вселенные, личные или коллективные, состоят из одного и того же сознания (уплотненной пустоты), что и все остальные. Как в теории параллельных вселенных, все они являются частицами в пустоте, как говорилось в девятой и десятой главах. Они являются одним и тем же. Это значит, что образно говоря, у всех нас одни и те же мать и отец—пустота и концентрированная пустота. Ценно понимать это, потому что с помощью понимания, что все мы состоим из одного и того же вещества и являемся одним и тем же веществом, можно улаживать и урегулировать войны, меж-личностные и внутри-личностные конфликты.

В буддийской системе говорится, что все мы перевоплощались настолько много раз, что каждый был вашей матерью, и вы были матерью каждого. Эту метафору можно перевести так: “Все мы состоим из одного и того же вещества, и следовательно являемся одним целым, осознаем мы это или нет”; следовательно, каждый является суб-атомно матерью и отцом каждого, потому что все состоят из одного и того же квантового материала. На семинаре я пошутил: “Это может быть кошмарной мыслью для многих из нас, кто вырос в неблагополучных семьях, но подумайте о финансовых возможностях для тех из нас, кто занимается терапией—вечный клиент!”

Поскольку так много групп, войн и конфликтов создаются с помощью символов, как способа создать отличия и разделения, давайте рассмотрим, как знание об этом может помочь смягчить эти внутренние и внешние разногласия.

Символ можно определить как:

“То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.”

Символы несут в себе концентрированные чувства сгущенного сознания. Символы часто бывают могущественными из-за смысла, который в них вложен, тогда как пустота, из которой они возникли и из которой состоят, остается незамеченной.

Квантовое упражнение 83

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Найдите пустое пространство до возникновения каких-либо религиозных символов.

Цель этого упражнения—заметить пустое пространство до религиозного или духовного символа, например, креста, звезды, мандалы, статуи, кристалла, и т. д. Прошу вас заметить символ. Неважно, какой он. Вы удивитесь, сколько хороших и плохих чувств (энергии) у вас с ним связано. Затем прошу вас вернуться в пустое пространство, из которого возник символ, в пустое пространство до символа.

Практика

Сценарий для сменного фасилитатора группы:

С закрытыми глазами глубоко вдохните и выдохните. Прошу вас создать образ, и позволить появиться образу, духовного, религиозного или политического символа. Заметьте, какие у вас положительные или отрицательные чувства насчет этого символа. Затем расширьте свое осознание и найдите пустоту до возникновения этого символа. Пусть еще один символ всплывет в вашем сознании. Заметьте этот образ, хороший или плохой, и найдите пустое пространство, из которого пришел этот образ. Теперь пусть еще один символ всплывет в вашем сознании. Заметьте эту энергию, и найдите пустоте пространство, из которого пришел этот символ. Позвольте еще одному символу прийти в ваше осознание, и опять найдите пустое пространство, из которого он пришел. И наконец, еще один символ. Заметьте, что символ состоит из сгущенной пустоты, и что все символы состоят из одного и того же вещества. В этот раз побудьте в пустом пространстве. Углубитесь в пустоту до возникновения каких-либо символов. Побудьте там. Когда вы будете готовы начать возвращаться, верните свое осознание обратно сюда в комнату, и позвольте своим глазам открыться.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Один обучающийся заметил: “Это было очень забавно. Похоже на выход в открытый космос. Я увидел, как все эти символы рассыпаются вокруг. Я создавал какое-то чувство насчет одного из них и кидал этот символ обратно, и постоянно присутствовало это пространство.”

Квантовое упражнение 84

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

(глаза закрыты)

Шаг I: Заметьте перед собой пустоту.

Шаг II: Позвольте пустоте перед собой организоваться в сознание символа (флага, религиозного символа, и т. д.)

Шаг III: Слейтесь с ним и переживите сознание этого символа.

Шаг IV: Отступите на шаг и заметьте пустое пространство, которое окружает сознание этого символа.

Шаг V: Увидьте сознание символа как сгущенную пустоту.

Шаг VI: Увидьте сознание, которое вы называете “я”, как ту же самую сгущенную пустоту, что и сознание символа.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Зная это, куда еще идти? Здесь нас опять просят признать единство всего, крупный скачок, и все же он кажется важным с точки зрения сознания (различий).

Нужно ли бояться пустоты?

На семинарах люди часто говорят: “Так у меня ничего не остается”. Наоборот, это приводит вас ко всему. Известный физик Джон Уилер пишет: “Ничто-жность—это кирпичики, из которых построена вселенная.” Ничто живо! Ничто управляет.

Квантовое упражнение 85

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

(глаза закрыты)

Шаг I: Увидьте перед собой пустоту.

Шаг II: Заметьте, как пустота становится чем-то (мыслью, образом и т. д.)

Шаг III: Заметьте, что вы состоите из той же пустоты, которая организовалась в вас, отдельное “я”.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Квантовые созерцания

Созерцайте, что ничто становится мыслями, чувствами, образами, стульями, и так далее.

Созерцайте, что ничто становится этим “я”, и ничто становится этим “не я”.

Созерцайте, что все (переживания, действия, движения глаз, запахи, понимание) состоит из этой пустоты и происходит или не происходит посредством и при помощи пустоты.

К чему это нас привело?

То, что мы выработали квантовый контекст, ничего не исключает, скорее это включает в себя современную психологию, философию и практики Востока и Среднего Востока. Квантовая психология указывает на направление, взгляд на проблему человеческих страданий.

Эта книга—не цель, а скорее начало, место, в котором мы все можем объединить усилия и выработать свои собственные подходы к вос-становлению и вос-соединению с этим основополагающим квантовым единством. Квантовый подход ничего не исключает. Он включает в себя все и всех. Эта книга—призыв к нам как к братьям и сестрам соединиться на невидимом квантовом уровне.

Очень известный индусский учитель, Шри Рамана Махариши, умирал, когда один из его учеников сказал: “Пожалуйста, не уходите.” Он ответил:

“Куда это я могу уйти?” Он имел в виду, что все это один и тот же квантовый материал. Где есть “там”, отличающееся от “здесь”?

Но в конечном счете квантового сознания не существует. Почему? Потому что тогда должно было бы быть что-то отдельное от квантового сознания, которое сказало бы, что оно существует. Так что квантовое сознание приводит нас сюда, и так делаю я.

Эпилог

На что может быть похож квантовый мир.

Imagine:

John Lennon

Imagine there’s no Heaven

It’s easy if you try

No Hell below us

Above us only sky

Imagine all the people

Living for Today

Imagine there’s no countries

It isn’t hard to do

Nothing to kill or die for

And no religion too.

Imagine all the people

Living life in peace.

You may say I’m a dreamer

But I’m not the only one

I hope someday you’ll join us

And the world will be as one.

Imagine no possessions,

I wonder if you can

No need for greed or hunger

A brotherhood/sisterhood of man

Imagine all the people

Sharing all the world

You may say I’m a dreamer

But I’m not the only one

I hope someday you’ll join us

And the world will be as ONE.

Вообрази

Джон Леннон

Вообрази, что рая нет

Это легко, только попробуй

И ада под нами тоже нет

Над нами только небо

Вообрази, что люди все

Живут сегодняшним днем

Вообрази, что нету стран

Это нетрудно сделать

Незачем убивать и умирать

Религий тоже нет.

Вообрази, что люди все

Мирной жизнью живут.

Ты скажешь, что я мечтатель

Но я такой не один

Надеюсь, ты однажды придешь к нам

И мир станет целым одним.

Вообрази, что имущества нет

Ты можешь сделать это?

Жадность и голод не нужны

Братство всех на свете

Вообрази, что люди все в общем мире живут

Ты скажешь, что я мечтатель

Но я такой не один

Надеюсь, ты однажды придешь к нам

И мир станет ЦЕЛЫМ ОДНИМ.

Литература

Almaas, A.H. The Void. York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc., 1986.

American College Dictionary. New York: Random House, 1963.

Bahirgit, B.P. The Amritanubhava of Jnanadeva. Bombay: Sirur Press, 1963.

Bentov, Itzhak. Stalking the Wild Pendulum: On the Mechanics of Consciousness. Rochester, VT: Destiny Books, 1977.

Berne, Eric. Games People Play. New York: Grove Press, 1964

Besant, Ann and Leadbeater, C.W. Thought Forms. Wheaton IL: The Theosophical Publishing House, 1969.

Blank, Gertrude R. and Rubin. Ego Psychology II. New York: Columbia University Press, 1974.

Bohm, David. The Enfolding-Unfolding Universe: a Conversation with David Bohm.

_____. Quantum Theory. London: Constable, 1951.

_____. Wholeness and the Implicate Order. London: Ark Paperbacks, 1980.

_____. and Peat, David F. Science, Order and Creativity. New York: Bantam Books, 1987.

_____. Unfolding Meaning. London: Ark Paperbacks, 1985.

Boslough, John. Stephen Hawking’s Universe. New York: Avon Books, 1985.

Briggs, John and Peat, David F. Looking Glass Universe: The Emerging Science of Wholeness. New York: Simon & Schuster, 1984.

Capek, M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, NJ: D. Van Nostrand, 1961.

Capra, Fritjof. The Tao of Physics. New York: Bantam Books, 1976.

Cayce, Edgar. Edgar Cayce on ESP. New York: Paperback Library, 1967.

Dass Ram. The Only Dance There Is. New York: Bantam, 1972.

Davies, Paul and Gribbin, John. The Myth of Matter: Dramatic Discoveries That Challenge our Understanding of Physical Reality. New York: Touchstone Books, Simon and Schuster, 1992.

Davis, Martha, Fannie, Patrick and McKay, Mathew. Thoughts and Feelings: The Art of Cognitive Stress Intervention. Richmond, CA: New Harbinger Publications, 1981.

DeWitt, C. and Wheeler, J.A. Batelle Renconties, “Superspace and the nature of Quantum Geotermodynamics: 1967 Lectures in Mathematics and Physics”. New York: W.A. Benjamin, 1968.

Erickson, M.H. and Rossi, E.L. Hypnotherapy: An Exploratory Casebook. New York: Irvington, 1979.

_____ and Rossi, E.L. The February Man: Facilitating New Identity in Hypnotherapy.

Fung, Yu-lan. A Short History of Chinese Philosophy. New York: Macmillan, 1958.

Godman, David. Be As You Are: The Teachings of Ramana Maharshi. Arkana, London, 1985.

Goldstein, Joseph. The Experience of Insight. Boston/London: Shambhala, 1987.

_____ and Kornfield, Jack. Seeking the Heart of Wisdom: The Path of Insight Meditation. Boston/London: Shambhala, 1987.

Govinda, L.A., Foundations of Tibetian Mysticism, New York: Samuel Weiser, 1974.

Haley, J. Advanced Techniques of Hypnosis and Therapy: Selected Papers of Milton H. Erickson, M.D. New York: Grune & Stratton, 1967.

Harding, D.E. On Having No Head: Zen and the Rediscovery of the Obvious. London: Arkana (Routledge & Kegan Paul), 1986.

_____. The Little Book of Life and Death. London: Arkana, 1988.

Hawking, Stephen. A Brief History of Time. New York: Bantam Publishing Co., 1988.

Herbert, Nick. Quantum Reality: Beyond the New Physics. New York: Anchor Press, 1985.

Hoffer, Eric. The True Believer. New York: Harper and Row, 1951.

Hoffman, Noel. The Sound of One Hand. New York: Basic Books, 1975.

Hua, Master Tripitaka. Shurangama Sutra. San Francisco, CA: Buddhist Text Translation Society, 1977.

_____. The Heart Sutra and Commentary. San Francisco, CA: Buddhist Text Translation Society, 1980.

Isherwood, Christopher and Prabhavanda, Swami. How to Know God: the Yoga Aphorisms of Patanjali. California: New American Library, 1953.

Jagadiswarananda, Swami. Devi Mahatmyam Sri Ramakrishna Math. Madras, 1978.

Jung, Carl, The Structure and Dynamics of the Psyche, Vol. III, The Collected Works of Carl Jung, Translated by R.F.C. Hall, Bolingen series XX, Princeton, NJ, Princeton University Press, 1960.

Khana Madhu. Yantra The Tantric Symbol of Cosmic Unity. London: Thames and Hudson Ltd., 1979.

Korzybski, Alfred. Science and Sanity: An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics. Lancaster, PA: International Non-Aristotelian Library Publishing Company, 1933.

Lopez, Donald. The Heart Sutra Explained. New York: State University of New York Press, 1988.

Maharshi, Ramana. Gems from Bhagavan Sri Ramanashram. Tiruvannamali, 1965.

_____. The Spiritual Teachings of Ramana Maharshi. Boulder/London: Shambhala, 1972.

_____. Talks with Sri Ramana Maharshi Ramanashram. S. India, 1978.

Masters, Robert and Houston, Jean. Mind Games: The Guide to Inner Space. New York: Dell Publishing Company, 1972.

Mookerjit, Ajit. Tantra Asana. A Way to Self-Realization. Basel, Paris, New Delhi: Ravi Kumar, 1971.

_____. Tantra Art—Its Philosophy and Physics. Basil, Paris, New Delhi: Ravi Kumar, 1971.

Morrison, Philip and Phylis. Powers of Ten. New York: Scientific American Library, 1982.

Mudallar Devaraja. Day by Day with Bhagavan. Tiruvannamali, S. India: Sri Ramanashram, 1977.

Muktananda, Swami. I Am That: The Science of Hamsa. New York: S.Y.D.A. Foundation, 1978.

_____. Play of Consciousness. Ganeshpuri: Shree Gurudev Ashram, 1974.

Nicoll, Maurice. Psychological Commentaries on The Teachings of Gurdjieff and Ouspensky, Vol. I. Boulder/London: Shambhala, 1984.

Nikhilananda, Swami. An Inquiry into the Nature of the Seer and the Seen. Mysore: Sri Ramakrishna Ashrama, 1976.

Nisargadatta Maharaj. I Am That, Volume I. Bombay: Chetana, 1978.

_____. I Am That, Volume II. Bombay: Chetana, 1978.

Osistynski, Wikton. Contrasts: Soviet and American Thinkers Discuss the Future.

Peat, David F. Synchronicity: The Bridge Between Matter and Mind. New York: Bantam Books, 1987.

_____ and Briggs, John. The Turbulent Mirror: An Illustrated Guide to Chaos Theory & the Science of Wholeness. New York: Harper & Row, 1989.

_____. Einstein’s Moon: Bell’s Theorem and the Curious Quest for Quantum Reality. Chicago: Contemporary Books, 1990.

_____. The Philosopher’s Stone: Chaos, Synchronicity, and the Hidden Order of the World. New York: Bantam Books, 1991.

Poddar, Hanumanprasad. The Philosophy of Love. Rajgangur: Orissa, 1978.

Pradhan, V.G. Jnanaeshvari: A Song-sermon on the Bhagavad Gita, Volume I. Bombay: Blackie & Sons, 1979.

_____. Jnanaeshvari: A Song-sermon on the Bhagavad Gita, Volume II. Bombay: Blackie & Sons, 1979.

Rabten, Geshe. Echoes of Voidness. London: Wisdom publications, 1983.

Ramananda, Swami. Tripura Rahasya. Tiruvannamali, S. India: Sri Ramanashram, 1980.

Rawson, Philip. The Art of Tantra. New York/Toronto: Oxford University Press, 1978.

Reich, Wilhelm. The Function of the Orgasm. The Discovery of the Orgone. New York: World Publishing, 1942.

Rossi, Ernest. The Psychology of Mind Body Healing, New York: W.W. Norton, 1986.

Russel, Bertrand. The ABC of Relativity. New York: New American Library, 1958.

Sadhu, Om. The Path of Sri Ramana. Kerala, India: Sri Ramana Trust, 1981.

Shah, Idries. A Perfumed Scorpion. New York: Harper & Row, 1978.

Singh, Jaideva. Siva Sutra, The Yoga of Supreme Identity. Delhi: Motilal Banarsidass, 1979.

_____. Spanda Karikas. Delhi: Motilal Banarsidass, 1980.

_____. Vijnanabhairava or Divine Consciousness. Delhi: Motilal Banarsidass, 1979.

_____. Pratyabhijnahrdeyam: The Secret of Self Recognition. Delhi: Motilal Banarsidass, 1963.

Stapp, H., Nuovo Climento, 40B, 1977.

Suzuki, P.T. Zen Buddhism. New York: Doubleday Anchor Books, 1956.

Suzuki, Shunru. Zen Mind, Beginner’s Mind. New York: Weatherhill, 1970.

Talbot, Michael. Mysticism and the New Physics. New York: Bantam Books, 1981.

_____. Beyond The Quantum. New York: Bantam Books, 1987.

_____. The Holographic Universe. New York: Harper Collins, 1991.

Toben, Bob and Wolf, Fred. Space-Time and Beyond: Toward An Explanation of the Unexplainable. New York: Bantam Books, 1976

Tulku, Tarthang. Time, Space and Knowledge: A New Vision of Reality. Oakland, CA; Dharma Publishing, 1977. (Тулку, Тартанг. Время, пространство и знание: новое видение реальности. Москва: Центр духовной культуры “Единство”, 1994)

_____. Hidden Mind of Freedom. Oakland, CA; Dharma Publishing, 1981.

_____. Love of Knowledge. Oakland, CA; Dharma Publishing, 1987.

_____. Knowledge of Time and Space. Oakland, CA; Dharma Publishing, 1990.

Venkatesananda, Swami. The Supreme Yoga. Western Australia: Chiltern Yoga Trust, 1976. (2 volumes)

Whittaker, Sir Edmond. Space and Spirit. Hinsdale, IL: Regnery, 1948.

Wilber, Ken, Engler, Jack and Brown, Daniel. Transformation In Consciousness: Conventional and Comparative Perspectives on Development. Boston: New Science Library, Shambhala, 1981.

Wilber, Ken. No Boundary: Eastern and Western Approaches to Personal Growth. Boulder/London: New Science Library, Shambhala, 1981.

_____. Quantum Questions. Boston: New Science Library, Shambhala, 1984.

Wilson, Colin. G.I. Gurdjieff: The War Against Sleep. England: Aquarian Press, 1980.

Wittgenstein, Ludwig. Tractatus Logico-Philosophicus. Great Britain: Routledge & Kegan Paul, Ltd., 1961.

Wolf, Fred Alan. Taking the Quantum Leap: the New Physics for Nonscientists. New York: Harper & Row, 1981.

_____. Space, Time and Beyond. New York: Bantam, 1983.

_____. Star Wave: Mind, Consciousness, and Quantum Physics. New York: Macmillan, 1984.

_____. Parallel Universes: the Search for Other Worlds. New York:

Touchstone Books, Simon & Schuster, Inc., 1988.

Wolinsky, Stephen H. Trances People Live: Healing Approaches in Quantum Psychology. Norfolk, CT: Bramble Co., 1991.

_____. The Tao of Chaos, Essence and the Enneagram: Quantum Consciousness, Volume II. Norfolk, CT: Bramble Books, 1994.

_____. The Dark Side of the Inner Child: The Next Step. Norfolk, CT: Bramble Books, 1993.

_____. Hearts On Fire: The Tao of Meditation. San Diego, CA: Blue Dove Press, 1995.

_____. The Way of the Human: The Enneagram and Beyond. San Diego, CA: Blue Dove Press, 1997.

Zukav, Gary. The Dancing Wu Li Masters: An Overview of the New Physics. New York: Bantam Books, 1984.

Наши рекомендации