Министерство образования и науки Украины
Современные нормы делового этикета и их значение в бизнесе. Функции делового этикета. Основные принципы делового этикета. Этикет приветствий. Вербальные и невербальные приветствия, рукопожатия. Представления и знакомства. Знакомства помощью третьих лиц. Европейская схема знакомства. Клише и этикетные нормы поведения при приветствии.
Вариант 4. Деловой этикет и культура поведения делового человека
Культура поведения как часть делового этикета. Исходные качества, составляющие основы этикета. Культура речи, основы устного общения, композиция и стиль речи. Соблюдение вежливости. Соблюдение надлежащего внешнего вида, одежды. Умение вести себя. Манера разговаривать, умение слушать собеседника. Воспитанность, умение управлять эмоциями.
Вариант 5. Особенности протокола на деловых приемах и презентациях
Этикет приветствия и представления. Порядок представления. Правила знакомства. Инициатива и форма приветствия, соблюдение старшинства. Служебный этикет. Значение внешнего облика в деловом общении. Требования к современному деловому этикету. Этикет устроителей и приглашенных на официальные приемы и презентации.
Вариант 6. Этикет проведения деловых визитов
Вопросы этикета встречи и рассадки партнеров на переговорах и беседах. Этикет вручения подарков, сувениров и поздравлений. Поводы для вручения подарков и сувениров. Вкус, такт, этика при подборе подарков и сувениров. Ограничители, существующие в вопросах подарков в странах Востока и Запада. Практика, применяемая в России и Украине, с акцентом на национальную культуру и экзотику. Особенности делового этикета зарубежных стран.
Вариант 7. Деловой этикет и протокол организации приемов и презентаций.
Приемы и их виды. Классификация приемов, их деловое содержание и значимость. Основные виды приемов, их характеристики и время проведения (Бокал вина, фуршет, "Ланч", Чай, "Жур Фикс", Коктейль, презентация, Обед, обед-буфет, Ужин). Неофициальные приемы ("Бранч", "Барбекю", Пикник и др.). Правила дресс-кода. Порядок прихода руководителей и подчиненных, а также рассадки гостей на приемах. Сервировка стола. Виды обслуживания.
Вариант 8. Официальный деловой протокол.
Приём делегаций: заказ билетов и бронирование мест в гостиницах, визовая поддержка, встреча и размещение гостей, транспортное обслуживание, деловой обед, организация культурной программы. Этикетные нормы поведения гостей и хозяев. Подарки в деловом взаимодействии. Цветы как подарок. Особенности вручения и получения подарка.
Вариант 9. Международный протокол
Визитная карточка. Образцы визитных карточек по международному протоколу. Виды приемов, существующие в международной практике. Поведение в ресторане, гастрономический этикет. Международные стили ведения переговоров.
Вариант 10. Искусство ведения коммерческих переговоров
Значение переговоров в реализации потенциала деловой активности. Подготовка к переговорам; стратегия переговоров, определение сравнительной важности предметов обсуждения, стиль переговоров. Тактика переговоров, правила в решении вопроса об уступках, методика переговоров, особые приемы в ведении переговоров. Создание атмосферы переговоров, психологически целесообразное и целенаправленное ведение переговоров, фаза достижения соглашения, момент определения перспективы переговоров.
Вариант11. Международные стили ведения деловых переговоров
Западный и восточный стили ведения переговоров, особенности и различия стилей. Особенности американского стиля ведения переговоров. Особенности российского и украинского стиля ведения переговоров. Разнообразие в сходном – одна из тайн искусства ведения международных переговоров.
Вариант 12. Представительская деятельность
Алгоритм организации совещаний, конференций и выставок. Оформление и заказ визитных карточек, конвертов, приглашений. Организация приёма деловых партнёров: угощения, представительские затраты. Организация и проведение презентаций: аренда помещения, организация фуршета, комплект презентационных материалов, бизнес-сувениры.
Вариант 13. Организация деловых контактов с зарубежными партнерами
Понятие “деловой протокол”. Протокольные вопросы приема зарубежных делегаций. Подготовка программы пребывания. Порядок встречи (приветствия и представления). Деловая и неформальная часть программы. Формы протокольных контактов с зарубежными партнерами. Визитные карточки и их использование. Подарки и сувениры в деловой жизни. Элементы международного протокола и деловых отношений.
Вариант 14. Психологическая теория и техника проведения деловой беседы
Деловые коммуникации в бизнесе и в организациях. Виды деловых бесед: Цели, задачи и структура деловой беседы. Типы вопросов (закрытые, открытые, контрольные, зеркальные и др.) и их классификация (по характеру, функциям, содержанию). Типы собеседников в деловом общении. Культура организации деловых бесед. Подготовка к беседе: система подготовки к беседе, план беседы. Структура деловой беседы. Ведение деловых бесед. Техника и тактика аргументации. Принятие решений и завершение беседы. Особенности индивидуальной и групповой беседы. Социально-психологические показатели успешности беседы.
Вариант 15. Деловые совещания в структуре современного делового взаимодействия
Деловые совещания: цели делового совещания, подготовка совещания, организация пространственной среды. Назначения различных типов совещаний: решение проблемы, принятие решения, планирование, отчёт/презентация, «обратная связь», комбинированный тип. Методика проведения деловых совещаний. Структура совещания. Культура поведения сотрудников на совещании. Рекомендации по контролю ситуации на совещании. Презентации и публичные выступления. Пресс-конференция, дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др. .
Вариант 16. Разновидности делового общения
Деловой разговор как форма ситуационного контакта. Способы установления контакта. Техника рефлексивного и нерефлексивного слушания. Спор и его структура. Основные характеристики спора. Этика и правила делового спора. Моральный кодекс спора. Структура дискуссии и переговоров. Методика проведения деловой дискуссии. Методы организации групповой дискуссии. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.
Вариант 17. Деловые переговоры: подготовка и проведение
Классификация переговоров (по содержанию и целям, охватываемой области, количеству и статусу участников). Особенности деловых и коммерческих переговоров. Стадии подготовки и проведения переговоров. Организационная подготовка деловых переговоров и составление программы, определение участников, времени и места их проведения. Разработка стратегии и тактики переговоров, анализ информации, определение позиции, согласование условий, составление "сценария" переговоров, распределение "ролей" участников своей делегации, подготовка вспомогательных материалов и проектов намечаемых к обсуждению документов. Проработка условий конечных документов переговоров с функциональными службами своей организации и с субподрядчиками. Использование таких методов подготовки, как "деловая игра", "мозговая атака", анализ балансовых листов и др. Техническое обеспечение переговоров. Ведение переговоров.
Вариант 18. Психология делового общения Взаимодействие, как основа эффективного делового общения
Коммуникативная сторона делового общения. Структура коммуникативного процесса. Вербальные и невербальные средства передачи информации: Коммуникативные барьеры и основные причины их возникновения. Понятие обратной связи в общении, ее роль в деловом общении.
Перцептивная сторона делового общения. Проблемы межличностного восприятия в деловом общении. Механизмы формирования восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия. Эффекты межличностного восприятия: ореола, новизны, первичности, края, стереотипизации.
Интерактивная сторона делового общения. Типы взаимодействия. Кооперация – конкуренция, приспособление – оппозиция, согласие – конфликт. Формы взаимодействия. Позиции сторон в деловом общении.
Вариант 19. Вербальные иневербальные средства в деловой коммуникации
Понятие о языке и речи. Функции и виды речи. Речь как процесс взаимного воздействия и взаимовлияния людей. Диалогическая речь. Открытость коммуникатора как условие диалога. Монологическая речь и ее особенности. Формы монологической речи. Требования, предъявляемые к монологической речи. Письменная речь.
Невербальная коммуникация. Визуальный контакт и его роль в общении. Значение межличностного пространства в общении. Расшифровка различных сигналов невербальной коммуникации. Своеобразие языка поз, мимики, жестов у разных народов и нации.
Вариант 20. Барьеры деловой коммуникации
Объективные причины возникновения трудностей в общении. Манипулятивное общение и его неэффективность. Установка и ее роль в общении. Помехи в общении. Преграды, обусловленные особенностями восприятия людей. Семантические барьеры. Невербальные преграды. Культурные различия при обмене невербальной информацией как барьер взаимопонимания. Рекомендации по совершенствованию искусства общения. Приемы активного слушания. Коммуникационные эффекты и их роль в деловом общении. Обратная связь как средство устранения коммуникационных барьеров.
Министерство образования и науки Украины