Обработка результатов и анализ исследования
Обработка результатов
Приступая к их обработке, сначала надо найти в таблице ответов номера тех высказываний, которые испытуемый при оценке умений оценил в «О» баллов или поставил прочерк. В этом случае следующие две оценки данного высказывания при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются. Они принимаются во внимание только при качественном анализе каждой сферы.
Подсчитывается общая сумма баллов, которую набрали отдельно «умения», «отношения», и отдельно «профессиональные пожелания» испытуемого в каждой профессиональной сфере. В результате "имеется наглядная картина предпочтений рассматриваемых профессиональных сфер. Выбор наиболее предпочтительной для Данного испытуемого профессиональной сферы осуществляется на основе сопоставления сумм баллов по трем описанным шкалам (умения, отношения, пожелания). Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на второй и третий вопросы соотносятся с реальными умениями испытуемого, т.е. с высокой оценкой по первой шкале. Например, соотношение трех оценок типа 10—12—11 благополучнее, чем соотношение типа 3—18—12. Его предпочтения в первом примере более обоснованы наличием у испытуемого соответствующих умений.
Обязательно анализируются высказывания, которые он оценил наибольшим количеством баллов, т.е. 2—2—2, а также высказывания, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней, т.е. 2—2—1 или 1—2—2. Это нужно для того, чтобы сузить профессиональную сферу до некоторых конкретных специальностей. Например, работа в области «человек—знаковая система» может осуществляться с «буквами, словами, текстами» — филолог, историк, редактор, переводчик и др., «с математическими символами, цифрами», — программист, математик-экономист, «с чертежами, схемами» — чертежник, топограф и т.д. Также для того, чтобы выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (человек и знак), модельер — (художественный образ и человек).
Карта интересов
Вопросы анкеты:
1. Решать математические задачи и проводить сложные математические расчёты.
2. Готовить растворы, смешивать реактивы.
3. Изучать особенности физиологических процессов в разных организмах.
4. Собирать коллекции минералов.
5. Делать, склеивать модели самолетов, планеров, кораблей.
6. Выполнять работу, применяя измерительные и испытательные приборы.
7. Читать произведения классической и мировой литературы.
8. Читать книги о работе милиции, борьбе с правонарушителями.
9. Знакомиться с историей искусства нашей родины.
10. Читать книги о воспитании детей и молодежи, работе учителей.
11. Читать книги о работе врачей, медицинские журналы.
12. Заботиться об уюте в помещении.
13. Читать военную литературу.
14. Слушать оперную и симфоническую музыку.
15. Читать книги о художниках.
16. Уроки математики.
17. Решать задачи по химии.
18. Изучать анатомическую структуру растений и животных.
19. Читать о различных странах, об их экономики и государственном устройстве.
20. Читать технические журналы.
21. Читать статьи и научно-популярные журналы о достижениях в области радиотехники.
22. Анализировать, сравнивать и оценивать литературные произведения.
23. Знакомиться с разными законами, распоряжениями, уставами.
24. Изучать историю города или района, в котором вы живёте.
25. Помогать товарищам, отставшим в учёбе, объяснять трудные вопросы.
26. Уроки анатомии и физиологии человека.
27. Составлять и вести картотеки.
28. Знакомиться с военной техникой.
29. Слушать современную популярную музыку.
30. Посещать музеи, художественные выставки.
31. Заниматься в математическом кружке, учиться в математической школе.
32. Уроки химии.
33. Читать книги о растениях и животных.
34. Ездить в экспедиции с геологами.
35. Знакомиться с современными достижениями техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, посещать технические выставки).
36. Заниматься в радиотехническом кружке.
3 7. Читать литературно-критические и публицистические статьи.
38. Изучать политический строй и социальные изменения в других странах.
39. Читать книги на исторические темы.
40. Выполнять работу вожатого в младших классах.
41. Знакомиться с достижениями в области медицины.
42. Организовывать питание в походах.
43. Уроки физкультуры.
44. Учиться в музыкальной школе.
45. Заниматься в изостудии.
46. Решать задачи по алгебре.
47. Проводить опыты по химии.
48. Уроки ботаники, зоологии, анатомии.
49. Узнавать об открытиях новых месторождении и полезных ископаемых.
50. Разбираться в технических чертежах и схемах.
51. Ремонтировать бытовые электроприборы.
52. Пытаться писать рассказы, стихи.
53. Проводить политинформацию в классе.
54. Смотреть фильмы об исторических событиях в разных странах.
55. Готовить доклады, сообщения и выступать с ними перед младшими школьниками.
56. Заботиться о больных, оказывать им помощь.
57. Помочь товарищу выбрать в магазине одежду, которая ему больше подходит.
58. Участвовать в военных играх, походах.
59. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
60. Оформлять стенгазеты, стенды, выставки, монтажи.
61. Решать задачи по геометрии.
62. Самостоятельно написать формулы химических реакций.
63. Изучать под микроскопом живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов.
64. Уроки географии.
65. Собирать и ремонтировать различные механизмы (велосипед, швейную машинку и т.д.).
66. Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.
67. Изучать происхождение слов и выражений.
68. Выступать с докладами, сообщениями перед большой аудиторией.
69. Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов.
70. Работать вожатым в младших классах.
71. Делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах.
72. Оказывать людям разные бытовые услуги.
73. Заниматься в спортивной секции.
74. Играть на музыкальных инструментах..
75. Рисовать карандашом, фломастером, красками.
76. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках.
77. Заниматься в химическом кружке, участвовать в олимпиадах по химии.
78. Ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их ростом и развитием.
79. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходиться напряжённо работать по заданной программе.
80. Уроки труда.
81. Разбираться в сложных радиосхемах.
82. Работать со словарями, литературными источниками, библиографическими справочниками.
83. Читать в газетах и смотреть по телевизору политические новости.
84. Знакомится с законами исторического развития.
85. Проводить время с малышами, рассказывать и читать им книги.
86. Проявлять заботу и чуткость по отношению к людям.
87. Проявлять такт, выдержку, самообладание в общении с людьми.
88. Изучать историю выдающихся исторических сражений и судьбы блестящих полководцев.
89. Смотреть театральные постановки по телевизору.
90. Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками и другими произведениями искусства.
91. Заниматься в математическом кружке, участвовать в олимпиадах по математике.
92. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио).
93. Участвовать в работе биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными.
94. Составлять географические и геологические карты.
95. Научится водить машину и уметь самому ее ремонтировать.
96. Уроки физики.
97. Писать сочинения на свободную тему.
98. Вести дискуссии на политические темы.
99. Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомиться с историей культуры.
100.Анализировать свои поступки, поведение в общении с людьми.
101.Читать медицинские справочники, словари.
102.Работать над улучшением условий труда и совершенствованием оборудования.
103.Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать к спортивных соревнованиях.
104.Участвовать в вечерах школьной самодеятельности.
105.Выпиливать, выжигать, резать по дереву.
106.Выполнять работу, требующую знаний математических формул и правил.
107.Выполнять работу, требующую знаний принципов и законов химии.
108.Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки.
109.Длительно работать в полевых условиях.
110.Выполнять сложные технические работы, требующие огромной точности.
111.Выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки.
112.Работу, требующую анализа, обдумывания, умения выражать свои мысли.
113.Работу, требующую беспристрастного отношения к людям, понимания их психологии.
114.Работать с книгами, сравнивая и анализируя изученное.
115.Работу, требующую значительного такта, выдержки, самообладания.
116.Работу, требующую большой любви к людям, должного к ним отношения.
117.Постоянно работать с людьми, не испытывая утомления.
118.Работу, требующую дисциплинированности, решительности и выносливости.
119.Работу, требующую постоянной подготовки, повторных упражнений.
120.Видеть в обыденном прекрасное и стремиться передать это людям.
Примечание.Результаты ответов сверить по следующим данным:
I - математик; II - химик; III - биолог; IV - геолог; географ; V - техническое моделирование; VI - электро- и радиотехник; VII - журналист; VIII -юрист; XIX - историк; X - учитель (воспитатель); XI - врач; XII - продавец; XIII - военное дело; XIV - музыкант; XV - художник.
Бланк для ответов.
Ф.И.О.____________________________________________________
Дата______________________________________________
Инструкция.
Вам следует ответить на все вопросы анкеты, используя специальный бланк - лист ответов, приведённый после списка вопросов. Если любишь, нравится, хотел (а) бы заниматься тем, о чём сказано в вопросе, то на листе ответов в клеточке, обозначенной тем же номером, что вопрос анкеты, требуется поставить знак «+», если не любишь, не нравится, не хотел (а) бы, то знак «-», если не знаешь, не уверен (а), сомневаешься, то ноль «0».
II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | хш | XIV | XV | |
11З |