Три стадии развития личности ребенка. Стадия зависимости.
00:03:02 Очень важно в этой связи отметить, что мы в процессе развития любых направлений, где мы проявляем себя как личность, будь то бизнес, будь то семейная жизнь, будь то духовная жизнь, проходим три стадии. Первая стадия – это зависимость. Ярче всего можно было бы это понять или рассмотреть, это ярче всего видно, на примере ребенка, который приходит в этот мир полном состоянии беспомощности, он не видит формы этого мира, не может их воспринимать четко, он не понимает язык этого мира, людей, которые его окружают. Он не может двигаться, свободно перемещаться по этому миру, потому что его опорно-двигательная система, говоря языком научным, недостаточно крепка на этот момент, чтобы познавать этот мир, двигаясь по нему. Он не способен сам поддержать свое существование, прокормить себя. И маленький ребенок, младенец, не способен никак защитить себя от этого мира. И в этом смысле он находится в полной зависимости от тех людей, под чьей опекой он находится. Итак, ребенок, находясь на стадии зависимости, то есть младенчества, во всех своих нуждах, в безопасности, в поддержании своей жизни, в любых контактах с внешним миром, потому что коммуницировать с этим внешним миром он никаким образом не может, кроме как через родителей. Даже о своих проблемах, о своих чувствах, о болях, он не может говорить никаким образом, кроме как через мать, которая должна, практически интуитивно понять, что происходит с ребенком.
00:05:16 В этом смысле мы абсолютно зависимы. Это этап абсолютной зависимости, когда мы зависим от любви и поддержки питания. То есть, вы говорите, что период с 0 до 7 лет – это этап, когда мы реализуем счастье, или вид любви в форме поддержки абсолютной, защиты и питания, что при правильном отношении к ребенку, создает в психике человека, на всю жизнь в дальнейшем, ощущение, что я всегда защищен, и все, что необходимо у меня всегда будет в жизни, что создает очень мощную основу для того, чтобы человек от материализма начал двигаться к духовному пониманию и взгляду на вещи. Осознание себя, как духовного существа, находящегося под полной опекой и защитой. В то же время, если ребенок в эти первые 5-7 лет не получает безусловной, ничем не ограниченной любви, заботы и питания, никогда, даже на 5-10 минут не переживает ужаса незащищенности, или лишения поддержки, любви и питания, то это серьезная предпосылка к тому, чтобы в человеке начал развиваться материализм, в его сознании укоренился материализм и склонность бороться за свою жизнь. Как бы жизнь человека превращается в борьбу за выживание, потому что в его сознании укореняются идеи, что если я сам не позабочусь о себе, в этом мире нет никого, кто бы обо мне позаботился, и такое сознание может причиной того, что человек входит в такое состояние сознания.
00:07:10 Может быть очень кратковременный период, может быть полчаса или час, когда в младенчестве, когда ребенок пережил беззащитность одиночества, когда он, предположим, плакал, пытаясь показать свои нужды, потребности, звал людей, которые давали ему покровительство, и при этом он не получил этой поддержки. Дело в том, что в сознании ребенка время длится в несколько других масштабах. Мы знаем, что когда мы страдаем, например, сидя в кресле стоматолога, время, кажется, длится гораздо дольше. То есть, продолжительность времени нами воспринимается гораздо больше, чем на самом деле реально, как бы по приборам, по часам. Если мы развлекаемся и проводим как-то очень интересно время, мы чувствуем, что время летит очень быстро. Примерно такой же эффект происходит в психике ребенка. Когда он любим и находится под опекой, когда он получает все, что ему необходимо – время летит очень быстро. И мы не помним своего детства, как продолжительного срока, как одного-двух лет, день за днем. Но если даже ребенок лишен поддержки и опеки на полчаса или, того хуже, на полдня, нужного тепла, любви и защиты. Или проснувшись ночью он не получил должной поддержки, защиты, любви, увы, это может оставить очень глубокий след. Очень глубокий след, не соразмерный с тем временем, на протяжении которого ребенок испытывал дискомфорт.
Стадия независимости.
00:09:07 Это больше относится к теме, к теме, также связанной с воспитанием детей, но к теме психологических периодов, или психологических возрастов в жизни человека. Но поскольку часто задаются вопросы на эту тему, хотелось тоже затронуть ее. Итак, это период зависимости. После того, как ребенок овладевает основными навыками коммуницирования, и развивается его координации, его вестибулярный аппарат, он начинает ходить, он начинает говорить. Он начинает обучение и теперь он может читать и общаться с людьми. Даже может говорить на других языках, нежели тот язык, на котором говорили его родители. Позже он становится способным сам за собой ухаживать во всех отношениях, и даже поддерживать свой материальный статус, материальный уровень. И это, само по себе, дает ребенку возможность быть независимым. То есть, он поднимается на ступеньку независимости. В конечном счете, чем дольше он живет, чем старше он становится при нормальном развитии, более зрелым человеком, более самостоятельным человеком, он становится, что означает совмещением его совместимости. Все в его независимости становится все меньше и меньше необходимость, и он воспитывает все меньшую и меньшую необходимость в тех людях, которые когда-то значили в его жизни все. И, в принципе, в них нет никакой нужды. Стало быть теоретически, к счастью на практике это происходит не так часто, он не чувствует никакой необходимости в общении с ними, нахождении рядом с ними.
00:11:12 Но независимость, сама по себе, независимость, сама по себе не является целью. Независимость является главным условием к началу общения, к началу свободного взаимодействия, глубокого, глубоко, можно сказать, добровольного с другими людьми, в том числе с теми людьми, от которых ты зависел. И став зрелым мужчиной, став самостоятельным, став финансово и материально стабильным, более эмоционально зрелым став, мужчина понимает, или женщина, когда девочка вырастает, становится взрослой, что большее счастье, чем зависимость, представляла независимость, но еще большее счастье доставляет нам, когда мы на основе полного осознания своей свободы, полного осознания своей свободы, совершенно добровольно ставим себя в частичную, а иногда в полную зависимость от других людей. И это мы делаем абсолютно свободно, абсолютно независимо. Взрослый мужчина берет на себя опеку, заботу о том человеке, без которого, по сути, он не мог бы существовать, от которого зависит вся его жизнь – его мать, его отец. И делает это потому, не потому что он по-прежнему зависимый, чтобы поддерживать систему, чтобы родители были здоровы, чтобы они меня могли кормить, поэтому я служу им, поэтому я забочусь о них. Он абсолютно независим, он может быть свободен, но он дает эту заботу, настроение, более, можно сказать, более в человеческом… более…