Лекция № 5. Эмоциональная сфера психики
В процессе познания действительности человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.
Эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.
Эмоции обладают рядом функций.
1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. Ощущение дискомфорта или удовольствия вызывает у человека определенные эмоции. Эти эмоции служат сигналом к действиям по устранению дискомфорта или сигналом к фиксации источника удовольствия. Например, находясь в малознакомой компании, человек испытывает неловкость. Это служит сигналом предпринять какие-либо действия: найти знакомого, либо проявить инициативу в знакомстве с членами компании, либо просто уйти. Пример положительного сигнала – человек получает эстетическое наслаждение от рассматривания картины на выставке. Эмоции, возникшие при этом, служат сигналом зафиксировать в сознании название картины, ее автора, название выставочного зала, чтобы при желании посетить его еще раз и снова испытать те же эмоции.
Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мимике, движениях. Человек может без слов выразить свое отношение к объекту. «Как тебе это нравится?», – в ответ – одобрительный кивок либо кислая мина. С другой стороны, по внешним проявлениям можно судить об эмоциях человека. Улыбка – проявление радости, доброжелательности, нахмуренный вид – человек сосредоточен или опечален и т. п. Точно так же по позе, по жестам можно распознать психоэмоциональное состояние человека. Психологами выявлен целый «язык» тела, позволяющий судить как о сиюминутных эмоциях, так и об особенностях эмоциональной сферы личности в целом (например, степень тревожности, уверенности, открытости, правдивости и т. п.). Только очень хорошо натренированные люди могут полностью контролировать мимику и движения, чтобы не выдавать своих истинных чувств (например, разведчики).
2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.
3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.
Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.
Аффект характеризуется наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью. Этот процесс полностью захватывает психику человека, при этом реакция на основной раздражитель словно бы поглощает реакции на все смежные раздражители. В состоянии аффекта человек может не реагировать на боль, не испытывать страха или стыда и т. п. Таким образом, данный процесс предопределяет действия человека в ситуации, вызвавшей такую реакцию. Аффект, как правило, не поддается контролю сознания, объем которого резко сужается, – он сам движет поведением человека.
Причиной аффекта служит эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате афектогенной ситуации. Если эта напряженность не имеет своевременной разрядки «по частям» и продолжает накапливаться, то со временем она приведет к возникновению аффекта – острой и бурной разрядке всего накопившегося напряжения сразу.
Нередки случаи, когда в состоянии аффекта совершаются преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации бывают спровоцированы, преимущественно, отрицательными эмоциями. Например, у некоего А постоянно копится раздражение и озлобленность на некоего В. Это связано с тем, что В ведет себя по отношению к А неприемлемым для А образом. Но В занимает более выгодную позицию (высокое положение либо, напротив беспомощность, дающая В чувство вседозволенности), поэтому А не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно может настать момент, когда А впадет в состояние аффекта и совершит по отношению к В преступное действие (вплоть до убийства). В данном случае мы не рассматриваем объективную правоту или неправоту А и В (ведь это могут быть как заключенный и садист-надзиратель, так и истеричная мать и непослушный ребенок или сиделка и самодур-пациент), а прослеживаем только механизм возникновения аффекта.
Итак, отличительные черты аффекта:
1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая за собой ее бурное внешнее проявление;
2) выход эмоциональной сферы из-под контроля сознания;
3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;
4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель «затмевает» сопутствующие;
5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом интенсивным, аффект быстро себя «изживает». Собственно эмоции – более продолжительный вид явлений эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмоции могут быть реакцией не только на происходящее в данный момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.
Эмоции выражают оценку человеком ситуации и значимости предстоящего действия или деятельности в целом с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Например, если поступающее раздражение воспринимается как угроза жизнедеятельности, то за ним следует эмоциональное возбуждение, являющееся сигналом для перехода от автоматического поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Так, переживания, связанные с ощущением боли, означают необходимость определить ее источник и совершить необходимые действия для купирования боли или предотвращения дальнейшего развития болезненного состояния (принять лекарство, вынуть занозу из пальца и т. п.). Переживание голода сигнализирует о том, что ресурсы внутреннего обеспечения исчерпаны, и их надо пополнять извне. Если же возникающее эмоциональное переживание сигнализирует об удовлетворительном, комфортном состоянии организма и психических процессов, это означает положительную оценку текущей деятельности, свидетельствует об отсутствии необходимости ее смены. Например, человек бодр, у него высокая работоспособность, его действия вызывают в нем положительные эмоции. Следовательно, еще нет необходимости прерываться на отдых и можно продолжать текущую деятельность.
Двумя основными факторами, влияющими на возникновение эмоций, являются наличие потребности и вероятность ее удовлетворения. Многообразие же эмоций обеспечивают дополнительные факторы:
1) степень жизненной необходимости удовлетворения потребности;
2) временной разрыв между возникновением потребности и возможностью ее удовлетворения;
3) индивидуальные и личностные особенности субъекта;
4) способность субъекта к целостной оценке ситуации, извлечению информации из всей совокупности обстоятельств. Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту – воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.
Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью; практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические – угнетающие ее (тревога, уныние).
Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание). Чувства могут быть и амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность, страстная любовь – в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое – как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других – белый).
Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.
Настроение является продолжительным эмоциональным состоянием, которое может служить фоном для всех остальных проявлений эмоциональной сферы. При этом интенсивность его невелика – настроение не может полностью вытеснить ни чувства, ни эмоции. Оно лишь окрашивает их в некий устойчивый эмоциональный оттенок. Например, ожидание праздника может создать повышенное настроение на несколько дней. На этом фоне неприятности не будут вызывать такой сильной досады, какая могла бы возникнуть при угнетенном настроении, а мелкие удовольствия будут доставлять значительно больше радости, чем в обычный скучный день. Или, напротив, зарядивший с утра холодный осенний дождь может создать на весь день тоскливое настроение, поэтому и интерес к работе несколько угаснет, и встреча с друзьями пройдет не так весело, как бывало в другие дни. Но случаются и исключения, когда настроение приобретает высокую интенсивность и в состоянии перебить чувства и эмоции. Например, находясь в настроении сильной раздраженности или досады после разговора с боссом, человек может незаслуженно обидеть всплеском отрицательных эмоций своих домашних, которых в действительности сильно любит.
Помимо длительности и малой интенсивности, настроение обладает еще одним свойством – неясностью, безотчетностью. Человек, как правило, редко осознает причины, вызвавшие то или иное настроение (за исключением очень уж явных причин). Хорошо, когда это повышенное настроение, здесь не обязательно доискиваться причин – просто радоваться, веселиться, быть нежными, дружелюбными. Однако можно испытывать и смутную тревогу, и беспричинную тоску, подавленность, вялость. Тогда лучше постараться проанализировать свое настроение и попытаться выяснить, что послужило толчком к его началу. Возможно, причина тоски кроется всего лишь в ненастной погоде, причина вялости и подавленности – в недостатке прогулок на свежем воздухе, причина тревоги – в случайно услышанной где-то фразе, всколыхнувшей неосознаваемый комплекс личных ассоциаций. Если человек сможет самостоятельно или с чьей-то помощью установить первопричину дурного настроения, то ему не составит труда от этого настроения избавиться.
Стресс является еще одним видом проявления эмоциональной сферы. Стрессом называют особую форму переживания чувств, вызванную напряженной, подавляющей, экстремальной ситуацией (словом, такой, которая резко нарушает общий эмоциональный фон, меняет настроение). Стресс может быть вызван как чисто эмоциональными причинами, такими как известие о несчастье, незаслуженная обида, страх, так и другими факторами, именуемыми в психологии «стрессоры». Эмоциональный стресс всегда сопутствует реакции человека и на другие, неэмоциональные, стрессоры. Такими стрессорами могут послужить физиологические причины: голод, переохлаждение, боль, переутомление. Ими могут быть и сложные ситуации, заключающиеся, например, в необходимости принятия срочного ответственного решения или предотвращения угрозы жизни или здоровью, в необходимости резкой смены стратегии поведения и т. п. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие эмоциональные или физиологические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, боли. Для организма, находящегося в состоянии стресса, характерен комплекс реакций адаптации к экстремальным условиям: тревога, сопротивление, истощение.
Тревога возникает в результате срабатывания сигнальной функции эмоций. Сопротивление обеспечивается перераспределением и мобилизацией физических и психических резервов человека. Однако в результате этого резервы существенно снижаются, что и приводит к реакции истощения, наступающей после воздействия стресса. Если стрессы часты и длительны, то это может привести не только к нарушению психического здоровья – возникновению депрессии, неврозов, но и весьма негативно сказаться на здоровье физическом. Под воздействием частых стрессов могут развиваться или обостряться сердечно-сосудистые, желудочные заболевания. Кроме того, снижается иммунитет организма, поэтому увеличивается подверженность вирусным инфекциям и даже простой простуде. Однако избежать стрессовых ситуаций в нашей жизни невозможно, поэтому необходимо развивать в себе способность к саморегуляции – это поможет снизить уровень негативных последствий стресса.
В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний. Из них складываются многочисленные оттенки эмоциональных переживаний, подобно тому, как цветовые оттенки складываются из основных цветов спектра.
1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.
2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.
3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер – он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.
4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.
5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стеническая эмоция.
6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации. При удивлении все прочие эмоции временно приостанавливаются, все внимание человека переходит на объект удивления. В зависимости от полученной информации может переходить в страх, интерес, радость, гнев.
7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном. Объектом могут стать другой человек, предмет, явление, событие и т. д. Отвращение к другому человеку в сочетании с гневом может послужить причиной агрессивного поведения в отношении него.
8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.
9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.
Несмотря на то что в «спектре» основных эмоциональных состояний большинство из них отрицательные, не следует думать, что в жизни человека преобладают негативные эмоции. В действительности положительных эмоций ничуть не меньше. Просто градация основных отрицательных эмоциональных состояний более четкая. Это связано с тем, что большая специфичность отрицательных эмоций способствует формированию более гибкой системы адаптации человека к окружающему миру.
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.
По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Предметом изучения Ч. Дарвина стали эмоционально выразительные движения у млекопитающих. На основании своих исследований Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Суть концепции сводится к тому, что эмоционально выразительные движения являются рудиментом инстинктивных действий, построенных на принципе целесообразности.
Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. Если некий способ поведения неоднократно приводит к удовлетворению потребности, то при помощи эмоций он закрепляется как успешный. Если же он не способствует достижению желаемого результата, то эмоции приводят к его торможению и стимулируют к поискам другого способа.
У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Парадоксальный афоризм У. Джеймса выражает основную идею теории: «Мы печальны, оттого что плачем, нам страшно, оттого что мы дрожим, нам радостно, оттого что мы смеемся». Иными словами, сигнал, вызванный эмоциогенным раздражителем, включает определенную модель поведения, обратная же связь приводит к возникновению эмоции. Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.
В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = – П (Ин – Ис), где Э – эмоция, ее сила и качество, П – потребность, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии потребности нет и эмоции. Если Ин › Ис, то эмоция отрицательна, в противоположном случае – положительна. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.
Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестингеру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.