Динамика развития сексистских моделей
Традиции | Западная цивилизация | Россия |
Языческая (дохристианская) традиция | Древняя Греция Архаическая эпоха Пренебрежительное отношение к женщине, отсутствие доступа к образованию, распоряжению имуществом Эллинистическая эпоха Возрастает самостоятельное значение женщины в обществе, появляются условия для образования, приобретения профессий Древний РимЭпоха Республики Женщина находится в зависимости от мужчины (отца, мужа). | Женщина не имеет самостоятельности, подчинена мужчине. Законен инфатицид в отношении женщин |
Участие в общественной жизни, получение образования Эпоха Империи Распоряжается имуществом, участвует в политической жизни общества, вступает в брак по собственной воле | ||
Средневековая (христианская) традиция | Оформление концепции «вторичности» женщины; моральные антиномии: благочестивый муж — нечестивая жена; «Богоматерь» — Вавилонская «блудница» | Снижение инфатици-да. Моральные антиномии: женщина нарушительница социальных норм — женщина домоуправительница; расторжение брака женщиной |
Традиции | Западная цивилизация | Россия |
Традиции эпохи Просвещения | «Женское» — противоположное «мужскому». Оформление маскулинной концепции: объективизм, сознательность, прагматизм, стабильность. Мужчина — творец истории | Повиновение женщины родителям и мужу; брачная дискриминация матери-дочери; узаконение бракоразводных процессов |
Традиции XIX столетия | «Фалологоцентризм» — приоритет мужской культуры. Дуализм мира и общества как конфликт «мужского и женского». Концепции «неполноценности женской природы». Антисекси-стские концепции | «Природно-женское» как антитеза человеческому началу; концепция злой женственности; оформление концепций эмансипации |
Традиции XX столетия | Естественно-природный дуализм пола как основание для дискриминации женщин. Феминизм как теория множественности различий | Философия «равенства мужчины и женщины»; дискриминация по социальным, профессиональным, политическим ориентациям |
В XX в. сексизм рассматривается как часть сложившейся социокультурной системы. Сексизм находит отражение в оплате труда, труд женщин оплачивается ниже. Это поставило проблему женской профессиональной деятельности, сложились три точки зрения:
1) ориентация на профессиональную деятельность (вплоть до отказа от семьи);
2) ориентация на семью (вплоть до отказа от профессиональной деятельности);
3) ориентация на сочетание профессиональной деятельности и семейных ценностей.
В зависимости от экономической стратегии государства женщин либо призывают «на рынок труда», «либо к домашнему очагу», освободив рабочие места для мужчин.
В 1992 г. в Российской Федерации статистика показала, что из 1281,7 тыс. человек неработающих граждан 71% представляют женщины.
Дискриминация по поло-ролевому стереотипу проявляется в том, что женщина вынуждена совмещать работу домохозяйки с трудом на производстве. В России трудовая мотивация женщин, имеющих детей, связана с невозможностью прожить на зарплату мужа. Социальное окружение требует, чтобы женщина при всех нагрузках оставалась молодой, привлекательной и современной.
В социальной работе необходимо учитывать факторы дискриминации по половым различиям. Главным направлением феминистской практики социальной работы является устранение всех форм дискриминации клиента. Феминистская практика социальной работы оформляется в 1960-70 гг. Её основу составляют практические методы психиатрии, психологические теории, ценностные установки помощи женщинам, осмысление места женщин в обществе. Нонсексистские подходы социальной работы рассматривают проблемы: женщина и карьера, женщина и наука, женщина и её взаимоотношения с мужчиной, эффективная работа, любимая профессия.
Принципы феминистского вмешательства носят характер политических и социальных акций, отстаивающих права женщин. Феминистский терапевтический подход связан с идеей ресоциализации субъекта, изменения индивидуального и общественного сознания, внедрения концепции равенства полов.
Феминистская практика социальной работы с женщинами выработала определенные принципы.