Прибавление гласной к закрытой основе
В абсолютном большинстве случаев прибавляется гласная И, что соответствует продуктивной модели корреляции основ, сложившейся в языке и указанной выше (тип X–I). Таким образом осуществляется формальная сверхгенерализация.
То обстоятельство, что дети часто образуют открытую основу с помощью И, давно отмечалось исследователями детской речи, но оно обычно интерпретировалось как результат воздействия формы императива, содержащей формообразовательный аффикс ‑И (т. е. говорили об образовании форм ищить, возьмить и подобных под воздействием форм «возьми», «ищи») [Гвоздев 1961, 2007: 178]. Думается, однако, что прямого воздействия формы императива здесь нет. ‑И как финаль открытой основы и ‑И как формообразующий аффикс императива не более чем омонимичные морфы. Можно привести достаточное число примеров вокализации основы с помощью ‑И в тех случаях, когда форма императива не содержит такого аффикса: Надо стулпридвинить (ср. «придвинь»); Хочу мукутолчить (ср. «толки»); Приготовлить надо все (ср. «приготовь»).
Подобные изменения происходят с глаголами, относящимися к различным словоизменительным классам. Приведем некоторые примеры: Орех ужерасколили?; Ты его сюдапозовил?; Надо всю грязь соскребить; Дверь‑то незаприли и т. п.
Среди инноваций Лизы Е. с использованием ‑И: гонить (= гнать. 1.09.16 и 2.08.21), бежила (= бежала. 1.09.23), ищить (= искать. 2.05.02), попадила (= попала. 2.09.02), полощить (= полоскать. 2.09.06), кладить (= класть. 3.00.08), скребить (= скрести. 3.00.15), погрызить (= погрызть. 3.02.03) и многие другие.
Много подобных образований и у Вити, только в более старшем возрасте: догонить (= догнать. 3.07), éдила (= ехала. 2.05), спить (= спать. 4.09), сожгил (= сжег. 3.07), гонил (= гнал. 5.01) и пр.
Вокализация основы может осуществляться и с помощью использования других гласных.
В ряде случаев она осуществляется путем прибавления к закрытой основе Е: Водапотечела по канавке; Сегодня морковкутрели; а также А: Я к тебе совсем тесноприжмался; Детям нельзя спичкижгать. Эти случаи гораздо более редки и отмечаются не у всех детей. Так, Лиза использует вокализацию с помощью А от группы однокоренных глаголов: нажмала (2.09): Эту я нажму кнопочку, всё, нажмала (2.09), зажмали, выжмать (3.03.00). Она же образовала с помощью А вокалическую основу глагола «найти» в прошедшем времени, отталкиваясь от консонантной основы, но тут же, ощутив ее ненормативность, исправила свою ошибку: Игрушку такую симпатичнуюнайдала… нашла (2.07.02). У Жени Г. встретилось мнять вместо «мять», у Димы С. – жгать вместо «жечь».
В ряде случаев к закрытой основе присоединяется У. Особенно часто такой модификации подвергаются глаголы с закрытой основой на ‑Н (т. е. используется способ корреляции основ, типичный для глаголов III словоизменительного класса): Вся рубашкаизомнута; Куда же ты мою куклуденула?; Могу вам в этомпоклянуться.
Усечение j
Второй способ образования открытой основы, очень распространенный в речи детей, – усечение конечного звука j закрытой основы. Такому изменению регулярно подвергаются в детской речи глаголы II словоизменительного класса: Я тебя нечаяннопоцелул; Хочу немножкопорисуть; Цыплятасклюли все зернышки. Любопытно, что в современном языке глаголов с соотношением основ ‑У– → ‑Уj всего несколько: дуть, обуть, разуть (тип I‑4 в соответствии с классификацией «Русской грамматики», см. [Русская грамматика 1980: 649]). Никак нельзя предположить, чтобы эти три глагола могли повлиять на многочисленную группу частотных глаголов II словоизменительного класса. Скорее всего, здесь следует видеть проявление сверхгенерализации на глубинном уровне, причем реализуется максимально отвлеченное правило корреляции основ с помощью j. Его можно сформулировать так: любая вокалическая основа может быть превращена в консонантную с помощью прибавления j (независимо от характера конечной согласной основы). Ограничения, связанные с характером конечной гласной, действуют уже на другом, более низком уровне грамматической абстракции и постигаются детьми позднее, чем общие, основные модели. Если определять направление словоизменительной деривации, ориентируясь на увеличение или, напротив, сокращение длины основы за счет прибавления или устранения формальных элементов, то в случаях типа целуть, клють, рисуть можно видеть явление обратной словоизменительной деривации.
Приведем примеры из речи Лизы Е.: Иди, полюбуйся. – Яполюбулась. Я ужеполюбулась. Какие ботиночки чудесные! (2.10.26); А петушок клюёт. Там в сказке онклюл… клевал (3.04.09). Из речи Вити О.: Поцелуть Витеньку! (2.05.09) – подставляет свое лицо для поцелуя.