Тема 9 Межличностные конфликты
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной теме.
Материал для самостоятельного изучения темы
Понятие межличностного конфликта и его особенности
Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.
Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.
1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-> ностью и охватом практически всех сторон отношений между
конфликтующими субъектами.
5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
Сферы проявления межличностных конфликтов
Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 9.1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин.
Управление межличностными конфликтами
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте (см. тему 6). Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 9.2.
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл. 9.3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В табл. 9.4 дается типология межличностных конфликтов к такому основанию.
Сферы межличностных конфликтов
Таблица 9.1 2
№ п/п | Сфера проявления | Типы конфликтов | Причины |
Коллектив (организация) | Руководитель-подчиненный Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные | Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.) | |
Семья | Супружеские конфликты Родители—дети Супруги—родственники | Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи | |
Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.) | Гражданин—общество Гражданин—чиновник и т. п. | Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура |
Таблица 9.2 Управление межличностными конфликтами
№ п/п | Этап управления | Основное содержание | ||
Прогнозирование конфликта | Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.) | |||
Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см. табл. 9.3); педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п. | |||
Регулирование конфликта | Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии, представленные в табл. 4.2; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников | |||
Разрешение конфликта | Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический | |||
№ п/п | Тип факторов и их основное содержание | Формы проявления | ||
Информационные факторы— неприемлемость информации для одной из сторон | Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты | |||
Поведенческие факторы— неуместность, грубость, бестактность и т.п. | Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений | |||
Факторы отношений— неудовлетворен ность от взаимодействия между сторонами | Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности | |||
Ценностные факторы— противоположность принципов поведения | Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.) | |||
Структурные факторы— относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению | Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность | |||
Таблица 9.3 Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну S
Тема 9
Таблица 9.4
Классификация межличностных конфл""-"" в зависимости от взаимной направленности субъектов в межличностных отношениях (симпатии — и антипатии — )
Источники для углубленного изучения
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 26.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — С. 144-146.
4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.5.
5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. - Гл. 20.
Тип конфликта | Модель межличностных отношений |
Взаимно-положительный | |
Взаимно-отрицательный | |
Односторонне положительно-отрицательный | |
Односторонне противоречиво-положительный | |
Односторонне противоречиво-отрицательный | |
Взаимопротиворечивый | |
Безразличный |
Контрольные вопросы
1. Перечислите особенности межличностных конфликтов.
2. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.
3. Назовите типы межличностных конфликтов в организации.
4. Перечислите основные причины межличностных конфликтов в организации.
5. Назовите основные причины межличностных конфликтов в обществе.
6. Назовите основные причины межличностных конфликтов в семье.
7. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по прогнозированию межличностных конфликтов и их предупреждению.
8. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по регулированию и разрешению межличностных конфликтов.
9. Перечислите причинные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.
10. Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отношениях.
Занятие 9.1. Самооценка методом тестирования готовности к личному взаимодействию. Практическое занятие по теме: «Межличностные конфликты»
Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам теории межличностных конфликтов, развитие у них навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и корректировать свое поведение в межличностных отношениях.
Порядок проведения занятия
Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме тестирования в целях самооценки личности и коррекции своего поведения в межличностном взаимодействии. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «межличностный конфликт», «особенности межличностных конфликтов», «причины межличностных конфликтов».
В ходе занятия. Студентам предлагают пройти представленные ниже тесты. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования и оказывает методическую помощь в выработке программы самосовершенствования и самокоррекции поведения.
Тест 9.1. Оценка темперамента по методике А. Белова
В нижеприведенных «паспортах» холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика отметьте знаком «+» те качества, которые присущи вам. Затем по формуле А. Белова вычислите соотношение базовых темпераментов. Это будет характеризовать ваш интегральный темперамент.
«Паспорт» холерика
1. Вы не усидчивы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны
5. Решительны и инициативны.
6. Некоторые считают вас упрямым.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Незлопамятны и необидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной,
12. Неуравновешенны и склонны к горячности
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпимы к недостаткам, в отношениях с людьми.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Склонны быстро действовать и принимать решения.
17. Неустанно стремитесь к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроения.
«Паспорт» сангвиника
1. Вы не усидчивы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны
5. Решительны и инициативны.
6. Некоторые считают вас упрямым.
7. Находчивы в споре, в отношениях с людьми.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Незлопамятны и необидчивы.
11. Быстро включаетесь в новую сопровождающейся живыми работу и быстро жестами, выразительной переключаетесь с одной мимикой.
12. Тяготитесь однообразием, в неожиданной и сложной будничной, кропотливой обстановке.
работой.
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности
14. Выносливы и работоспособны.
15. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью
16. Сохраняете самообладание
17. Обладаете всегда бодрым настроением.
18. Быстро засыпаете и с новыми для вас людьми пробуждаетесь.
19. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.
20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаетесь.
«Паспорт» флегматика
1. Вы спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Умеете ждать.
5. Не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
7. Сдержанны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не растрачиваете попусту силы.
10. Мало придерживаетесь выработанного распорядка
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах,
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое,
16. Ровны в отношениях со всеми.
17. Любите пунктуальность во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке, жизни, системы в работе.
19. Обладаете выдержкой
20. Труженик.
11. Легко сдерживаете порывы.
«Паспорт» меланхолика
1. Вы стеснительны до слезливости.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми и окружающим.
4. Не верите в свои силы.
5. Легко переносите одиночество.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь.
9. Обладаете тихой и слабой речью, иногда переходящей в шепот.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны и застенчивы.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Предъявляете высокие требования к себе людьми.
14. Склонны к подозрительности, мнительности
15. Болезненно чувствительны и легко ранимы,
16. Чрезвычайно обидчивы
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны и робки
19. Безропотно покорны.
20. Стремитесь вызывать сочувствие и получить помощь от окружающих.
Формула темперамента (А. Белова)
где Фг — формула темперамента (интегральный темперамент; А — общее число плюсов по всем типам темперамента; — общее число плюсов в «паспорте» холерика; — общее число плюсов в «паспорте» сангвиника; — общее число плюсов в «паспорте» флегматика; — общее число плюсов в «паспорте» меланхолика.
Оценка результатов
Если доля какого-либо темперамента в результате составляет 40 % и выше, то данный тип темперамента является у вас доминирующим. Если этот результат составляет 30-39 %, то качества данного типа выражены достаточно ярко.
Тест 9.2. Самооценка агрессивности
Инструкция. Выберите в каждом вопросе один из вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов оцените его в 2 очка.
1. Склонны ли вы искать пути к примирению после конфликта?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
а) внутренне кипите;
б) сохраняете полное спокойствие; в)теряете самообладание.
3. Каким считают вас коллеги?
а) самоуверенным;
б) дружелюбным;
в) спокойным.
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность, на которой можно «погореть»?
а) примете ее с некоторыми опасениями;
б) согласитесь без колебаний;
в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из ваших коллег без разрешения возьмет бумагу с вашего стола?
а) выдадите ему «по первое число»;
б) попросите вернуть; в)проигнорируете.
6. Какими словами вы встретите жену, если она вернулась с работы позже обычного?
а) «Что это тебя так задержало?»;
б) «Где ты торчишь допоздна?»; , в) «Я уже начал волноваться».
(Женщинам — тот же вопрос про мужа. Холостым — как встретите опоздавшего на встречу.)
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля (своего или будучи с ребенком на автодроме)?
а) стараетесь обогнать машину, показавшую вам «хвост»;
б) вам все равно, сколько автомобилей вас обошло;
в) помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас (на автодроме будете «таранить»).
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) уравновешенными;
б) легко меняющимися;
в) твердыми.
9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
а) находите виновного (из числа окружающих);
б) смиряетесь;
в) становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы отреагируете на информацию о распущенности современной молодежи?
а) «Ловить и отправлять в колонию!»;
б) «Пуританство, видно, сегодня не в моде»;
в) «Надо ввести полицию нравов и штрафовать как следует!».
11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
а) «И зачем я только на это нервы тратил?»;
б) «Видно, его физиономия шефу приятнее!»;
в) «Может быть, мне это удастся в другой раз».
12. Как вы смотрите страшный фильм?
а) боитесь;
б) скучаете;
в) получаете истинное удовольствие.
13. Как вы относитесь к состязанию, игре?
а) стараетесь победить;
б) по-олимпийски: главное не победа, а участие;
в) расстраиваетесь очень сильно, если проигрываете.
14. Если из-за дорожной пробки вы опоздали на важное совещание:
а) будете нервничать во время заседания;
б) попытаетесь оправдаться;
в) огорчитесь.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане, кафе?
а) стерпите, избегая скандала;
б) вызовете администратора;
в) отправитесь с жалобой к директору ресторана (кафе).
16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка (младшего брата, сестру) обидят в школе?
а) поговорите с учителем;
б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника»;
в) посоветуете ребенку дать сдачу.
17. Какой, по-вашему, вы человек?
а) недостаточно уверенный в себе;
б) уверенный;
в) настойчивый, а некоторые говорят — «пробивной».
18. Как вы ответите подчиненному или младшему по возрасту, с которым вы столкнулись в дверях и он начал извиняться?
а) «Простите, это моя вина»;
б) «Ничего, пустяки!»;
в) «А повнимательнее вы быть не можете?!».
19. Как вы среагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди подростков?
а) «Когда же, наконец, ими займутся?»;
б) «Для начала выпороть, а если не поможет — отправить в колонию!»;
в) «Нельзя все валить на них, виноваты и воспитатели».
20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?
а) тигра;
б) домашнюю кошку;
в) медведя.
Оценка результатов
Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 3 очков. Оценку эту вы найдете в приводимой таблице.
Вопросы | ||||||||||||||||||||
Ответ | И | |||||||||||||||||||
а | ||||||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||||||
в |
35-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку у вас достаточно здорового честолюбия и уверенности.
45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестоки к другим людям и неуравновешенны. Вы надеетесь взобраться «наверх», рассчитывая на себя, и добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.
34 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что, возможно, обусловлено недостаточной уверенностью в своих силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком... И все же побольше решительности вам не помешает.
Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам — по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по 7 и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по 7 вопросам — по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их слишком тщательно.
Тест 9.3. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири
Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе: если да, то в регистрационном листе перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру, если нет, то не делайте никаких пометок. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать неверных трактовок полученных результатов и необходимости повторного обследования.
Итак, какой вы человек?
1. Умеете нравиться.
2. Производите впечатление на окружающих.
3. Умеете распоряжаться, приказывать.
4. Умеете настоять на своем.
5. Обладаете чувством собственного достоинства.
6. Независимый.
7. Способны сами позаботиться о себе.
8. Можете проявить безразличие.
9. Способны быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Можете быть искренним.
12. Критичны к другим.
13. Любите поплакаться.
14. Часто печальны.
15. Способны проявить недоверие.
16. Часто разочаровываетесь.
17. Способны быть критичным к себе.
18. Способны признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняетесь.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способны к сотрудничеству, взаимопониманию.
26. Стремитесь ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Одобряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способны вызывать восхищение.
34. Пользуетесь у других восхищением.
35. Обладаете талантом руководителя.
36. Любите ответственность.
37. Уверены в себе.
38. Самоуверенны и напористы.
39. Деловитый, практичный.
40. Склонный к соперничеству.
41. Стойкий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпите, чтобы вами командовали.
46. Скептичны.
47. На вас трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущаетесь.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегаете к помощи других.
54. Очень почитаете авторитеты.
55. Охотно принимаете советы.
56. Доверчивы и стремитесь радовать других.
57. Всегда любезны в обхождении.
58. Дорожите мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любите заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любите давать советы.
66. Производите впечатление значительности.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный, самодовольный.
71. Думаете только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпимы к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбный.
77. Озлобленный.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помните обиды.
81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любите подчиняться.
87. Предоставляете другим принимать решения.
88. Легко попадаете впросак.
89. Легко поддаетесь влиянию друзей.
90. Готовы довериться любому.
91. Благорасположены ко всем без разбора.
92. Всем симпатизируете.
93. Прощаете все.
94. Переполнены чрезмерным сочувствием.
95. Великодушны и терпимы к недостаткам.
96. Стремитесь помочь каждому.
97. Стремитесь к успеху.
98. Ожидаете восхищения от каждого.
99. Распоряжаетесь другими.
100. Деспотичны.
101. Относитесь к другим с чувством превосходства.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107. Часто бываете в гневе.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнуты духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый, подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Услужливый.
116. Мягкотелый.
117. Почти никому не возражаете.
118. Навязчивый.
119. Любите, чтобы вас опекали.
120. Чрезмерно доверчивы.
121. Стремитесь снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашаетесь.
123. Всегда со всеми дружелюбны.
124. Всех любите.
125. Слишком снисходительны к окружающим.
126. Стараетесь утешить каждого.
127. Заботитесь о других в ущерб себе.
128. Портите людей чрезмерной добротой.
Регистрационный лист
Фамилия_______________Имя__________
Отчество____________
Дата заполнения__________
Возраст_______________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64
65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96
97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 НО 111 112
ИЗ 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128
После заполнения регистрационного листа подсчитываются результаты по 8 вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется ключ, в котором выделены 8 октантов, содержащих по 16 номеров каждый. Варианты межличностного взаимодействия:
1) властный, лидирующий;
2) независимо-доминирующий;
3) прямолинейный, агрессивный;
4) недоверчивый, скептический;
5) покорно-застенчивый;
6) зависимый, послушный;
7) склонный к сотрудничеству, конвенциональный;
8) ответственно-великодушный.
Вариант «властный, лидирующий». Оценка до 8 баллов — уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. Оценка до 12 баллов — нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей. Оценка выше 12 баллов — директивный стиль высказываний, черты деспотизма, потребность командовать другими.
Вариант «независимо-доминирующий». Оценка в пределах 11 баллов — стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, склонного к соперничеству, до самодовольного, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими. Оценка 12-16 баллов — тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, занимать обособленную позицию в группе.
Вариант «прямолинейный, агрессивный». Оценка до 10баллов — искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. При оценках более 10 баллов — чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость.
Вариант «недоверчивый, скептический». Оценка до 8 баллов — реалистичность суждений и поступков, скептицизм и отсутствие конформизма. При оценке более 12 баллов перечисленные качества перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством и подозрительностью.
Вариант «покорно-застенчивый». Оценка до 8 баллов — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, послушно и честно выполняет свои обязанности. При оценках более 12 баллов — полная покорность, повышенное чувство вины, самоунижение.
Вариант «зависимый, послушный». При оценке 8-10 баллов — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При оценке более 12 баллов — сверхконформизм, полная зависимость от мнения окружающих.
Вариант «сотрудничающий, конвенциональный». Оценка в пределах 8 баллов — склонный к сотрудничеству, кооперации; гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях; стремится быть в согласии с мнением окружающих; сознательно конформный. При оценке выше 8 баллов — дружелюбный и любезный со всеми; стремится «быть хорошим» для всех без учета ситуации.
Вариант «ответственно-великодушный». Оценка до 8 баллов — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, бескорыстный, отзывчивый. При оценке более 8 баллов — мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
Ключ к методике
1-й октант | 2-й октант | 3-й октант | 4-й октант |
1 2 3 4 33 34 35 36 65 66 67 68 97 98 99 100 | 5 6 7 8 37 38 39 40 69 70 7172 101 102 103 104 | 9 10 1112 4142 43 44 73 74 75 76 105 106 107 108 | 13 14 15 16 45 46 47 48 77 78 79 80 109 110 111 112 |
5-й октант | 6-й октант | 7-й октант | 8-й октант |
17 18 19 20 49 50 5152 8182 83 84 113 114 115 116 | 2122 23 24 53 54 55 56 85 86 87 88 117 118 119 120 | 25 26 27 28 57 58 59 60 89 90 9192 121 122 123 124 | 29 30 31 32 61 62 63 64 93 94 95 96 125 126 127 128 |
Контрольный тест
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Лин-кольну связан с такими формами их проявления как: стремление к превосходству; проявление агрессии; проявление эгоизма; нарушение обещаний:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
2. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: неполные и неточные факторы; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факторы; неадекватные акценты:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы; д)структурные факторы?
3. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения в общении; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; уровень доверия и авторитетности:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
4. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о доброте и зле, справедливости и несправедливости и т. п.):
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
5. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы; д)структурные факторы?
6. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:
а) взаимно-положительный;
б) взаимно-отрицательный;
в) односторонне положительно-отрицательный;
г) односторонне противоречиво-положительный;
д) взаимно-противоречивый.
7. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:
а) взаимно-положительный;
б) взаимно-отрицательный;
в) односторонне положительно-отрицательный;
г) односторонне противоречиво-положительный;
д) взаимно-противоречивый.
8. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:
а) взаимно-положительный;
б) взаимно-отрицательный;
в) односторонне положительно-отрицательный;
г) односторонне противоречиво-положительный;
д) взаимно-противоречивый.
9. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:
а) взаимно-положительный;
б) взаимно-отрицательный;
в) односторонне положительно-отрицательный;
г) односторонне противоречиво-положительный;
д) взаимно-противоречивый.
10. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:
а) взаимно-положительный;
б) взаимно-отрицательный;
в) односторонне положительно-отрицательный;
г) односторонне противоречиво-положительный;
д) взаимно-противоречивый.