Теоретические положения по теме

1. Представления о «психологической помощи» и ее составляющих. Практическая психология как специальная отрасль психологического знания, ориентированная на оказание психологической помощи.

Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья человека. Психологическая помощь – это профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у людей разных возрастных категорий (детей, родителей, педагогов). Основные способы оказания психологической помощи - индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы психопрофилактической и психокоррекционной направленности.

Целью оказания психологической помощи является преодоление различного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек оказывается часто в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может.

Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. Психологическая помощь может включать в себя и диагностику, и коррекцию, и консультирование. В зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта, такую помощь может оказать психолог или психотерапевт. Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умеет их корректировать. Психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу – психиатру. Различие между психотерапией и психологической коррекцией заключается в том, что психотерапевт имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами. Психотерапия – комплексное лечебное воздействие на человека при некоторых психических, нервных, психосоматических заболеваниях.

Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Психокоррекция – направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии. Людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их, поэтому нуждается в психологической помощи. В качестве объектов психологической помощи могут выступать личность, семья или группа.

Многие проблемы человек может решить самостоятельно, используя рекомендации психолога. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Психологическая культура позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура - это забота человека о психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: самопознание и самооценку; познание других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями и общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. В условиях современного общества это имеет очень важное психопрофилактическое значение. В настоящее время практика консультирования сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Среди них заметное место принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-экономических факторов. Ощутимые осложнения влечет за собой фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Это повлияло на «психологию родителей», на их социально-воспитательные установки: наблюдается тенденция переносить многие исконно родительские функции на детские сады и школы. Отрицательно сказывается на развитии личности ребенка уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.

Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы - по поводу обихода, режима, учебы и т.д. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности и значимости для других, а провоцируют неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм или аффективные реакции и отрицательные формы самоутверждения. Эти проблемы делают актуальным создание психологической службы по оказанию помощи в сфере воспитания и обучения детей. Неуклонно растет число детей с различными недостатками развития. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Среди причин этого:

- аномальное, травматическое течение родов;

- биологически и социально незрелые родители;

- большое количество разводов и неполных семей;

- низкий уровень психологической грамотности родителей;

- невротизация взрослых, накапливающиеся эмоциональные нагрузки;

- кризисное состояние нашего общества, большое количество стрессов;

- раннее начало обучения, усложнение требований в школе;

- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.

Все эти факторы могут способствовать психической травматизации детей, различным нарушениям в развитии их характера и формировании личности. По данным исследований, в возрасте одного-трех лет нервным является каждый четвертый ребенок, а в возрасте трех-шести лет - каждый третий ребенок. К концу дошкольного детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные - у каждого третьего ребенка. Менее половины детей являются здоровыми, в полном смысле этого слова. Идет неуклонный рост детей с поврежденной или ослабленной нервной системой. Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встает проблема социально-психологической адаптации, а неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем. В развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т.е. в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

Актуальность выше изложенной проблемы психического здоровья детей и поиски путей оказания помощи детям и их родителям привели к необходимости внедрения психологического консультирования в образовательные учреждения. Практика показывает, что на современном этапе развитие нашего общества не приводит к автоматическому снятию многообразных социально-психологических проблем. Напротив, глубокий и «застарелый» характер психологических проблем неблагоприятно сказывается на всей жизни человека, его мироощущении. Развитие ребенка не может рассматриваться как фатально обусловленный процесс, формирование личности открыто влиянию всех благотворных перемен. Назначение индивидуально-психологической помощи заключается в поиске и определении конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности и способствовали нормализации и оздоровлению социальной среды. Но необходимо также подчеркнуть, что радикальное разрешение многих острых психологических проблем детства находится за рамками возможностей индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников лежит на пути коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования и коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни. Эти положения определяют приоритетное значение проблем детства в рамках службы психологической помощи.

Обобщение выше изложенного позволяет заключить, что согласно социокультурного контекста понимание психологической практики определяется несколькими подходами к определению понятия «психологическая помощь»

Психологическая помощь трактуется как область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе - тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами - снова сделать его «таким же, как все».

Несколько иной подход появился уже в середине восьмидесятых годов. Основная идея этого подхода, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содействие». Суть новой позиции не сводилась, разумеется, только к замене термина. Речь шла о том, что работать психологу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего ученикам, учителям, родителям.

Почти одновременно с термином «содействие» появился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако нельзя сказать, что слово «поддержка» прочно закрепилось в профессиональной психологической речи.

Пожалуй, из-за того, что слишком очевидно «выпирает» его «костыльное» содержание. Действительно, поддержка, подпорка нужны, как правило, тому, кто сам едва стоит на ногах. Если уж образовательный процесс не «держится», то вряд ли ему помогут «психологические костыли».

В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М.Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Чередниковой широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Функции психолога в парадигме сопровождения напоминают в чем-то работу телохранителя. Его и не видно, может быть, пока он не понадобится. Чаще всего его задача - это создание благоприятных условий ребенку для самостоятельного решения. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика

Академическая психология - фундаментальная наука, которая занимается в первую очередь исследованием, изучением тех или иных закономерностей (закономерностей развития и функционирования психики, закономерностей взаимодействия людей и пр.), создает методологическую базу для других областей психологии (экспериментальной, прикладной, практической) и смежных наук: педагогики, валеологии, этологии, акмеологии и других.

В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику.

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. С этой точки зрения, практическая психология - это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.

Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».

В бытовой и профессиональной психологической практике, как случайном или преднамеренном воздействии человека на человека, водораздел между бытовой и профессиональной практикой проходит по линии осознания меры воздействия профессиональным психологом, занимающимся практической деятельностью и случайным, недостаточно осознанным применением меры воздействия бытовым психологом, изменяющим направление активности другого человека. Обоснованность воздействия нравственными мерами, ориентация своего отношения с другим человеком на научные знания о закономерностях индивидуальной жизни отличает действия профессионального психолога. Бытовой психолог обосновывает свои действия своим знанием жизни, своим личным представлением о мере и целесообразности воздействия на свойства внутреннего мира человека. Это отличие позволяет говорить о том, что бытовая психологическая практика основывается на случайных свойствах человека, проявляющихся в ситуации взаимодействия, а профессиональная практика психолога ориентирована на существенные свойства человека.

Оказание психологической помощи имеет прямое отношение к психологической практике, соответственно, все, что касается вопросов оказания психологической помощи (теоретических подходов, видов психологического воздействия, применяемых при этом методов, методик и способов и форм организации психологического вспоможения) составляет проблемное поле, разрабатываемое практической психологией.

Практическая психология – дисциплина, которая объединяет области психологии, которые призваны обслуживать психологическую практику. Она направлена на оказание помощи людям, переживающим сложности в личной жизни и испытывают необходимость в психологическом содействии при осуществлении общения и деятельности. Практическая психология представляет собой и особую психологическую дисциплину, и отрасль профессиональной деятельности. В соответствии с этой особенностью она представлена двумя компонентами: теоретическим и практическим. Специфика практической психологии связана с ее обобщенным характером, что заключается в том, что она синтезирует в себе:

1) теоретические сведения, добытые научно-исследовательской психологией (ее разными областями);

2) практический опыт, сформированный в процессе проникновения психологии в самые разные отрасли человеческой жизни и деятельности и отраженный в частях, отражающих прикладные аспекты таких дисциплин, как психология образования, психология труда, психология спорта, политики, медицины и других сфер человеческой деятельности; а также психологических дисциплин, которые посвящены способам оказания психологической помощи.

Своеобразие практической психологии обусловлено особенностями ее возникновения, оформления и развития. Практическая психология имела двухстороннее формирования. С одной стороны, ее становление обеспечивалось развитием теории – результатами экспериментальных наблюдений за человеческим поведением, доказательством материальных основ функционирования мозга (открытием рефлексов, доминанты…); практики, формирующейся на основе потребностей, диктуемых усложнением условий человеческой жизни и деятельности (прежде всего трудовой). Психологическая практика оформлялась в рамках деятельности, ориентированной на улучшение душевного самочувствия человека (психиатрической помощи, поддержки, оказываемой церковью), а также в процессе освоения новых профессиональных отраслей и борьбы по повышению производительности трудовой деятельности.

Современная ситуация в обществе, его экономическое и политическое состояние обусловливает потребность любого его члена в психологической подготовке практического характера. Ее значимость определяется тем, что сложная и многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком большое количество проблем: профессиональных и личных. Они причудливо переплетаются, перетекают из одной сферы в другую. Поэтому человек постоянно озабочен поиском выхода из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Практика показывает, что способ проб и ошибок, доступный дилетанту в психологии, является низко результативным в условиях современной жизни, требующих использования более эффективных средств. К таким средствам относятся умения анализировать собственное поведение и других людей, оценивать себя и окружающих. Они позволяют избегать возникновения излишних нервно-психических затрат, упреждать развитие соматических заболеваний и помогают лучше предвидеть последствия собственных поступков, замечать итоги отношений с окружающими и правильно использовать их результаты при управлении своим поведением, эмоциями и общением. Владение продуктивными средствами решения текущих психологических и социальных проблем обеспечивается практической психологической подготовкой. Такая подготовка складывается из формирования 3-х компонентов: психологической культуры, психологической компетентности, умения человека презентировать (представлять) себя в окружающем мире.

Психологическая культура – предполагает формирование навыков и привычки проявления индивидом заботы о своем психическом здоровье. Ее развитие основывается на следующих мерах:

1) познание индивидом самого себя;

2) познание индивидом других людей;

3) овладение культурой поведения и общения.

Психологическая компетентность – предусматривает усвоение индивидом комплекса психологических знаний и умений, необходимых для решения задач в разных областях деятельности. Такие психологические знания отличаются своеобразием для каждой области человеческой деятельности (менеджмента, туризма, политики, медицины, образования и прочих) и представляют для каждой из них свой комплекс. Наиболее востребованы они в области маркетинга, менеджмента, информации и коммуникации (СМИ), гуманитарных и медицинских отраслях, то есть тех, которые основаны на межличностных отношениях.

Умение человека презентировать себя в современных условиях – особенно актуально для молодых людей, которым необходимо представлять себя на рынке труда таким образом, чтобы обеспечить себе доступ к тем профессиям и должностям, которые представляют для них интерес в профессиональном и экономическом смысле; в социальных отношениях – для создания предпосылок к созданию крепкой и здоровой семьи как важного социального института.

Умение человека презентировать себя предусматривает установление степени осведомленности индивида о сильных и слабых сторонах своей личности, о способности проявлять свою индивидуальность и использование наиболее «выигрышных» качеств в общении и деятельности. Это может повлиять на:

- возможность получения творческой, интересной работы по специальности;

- обоснованное право претендовать на оплату труда, эквивалентную своим способности;

- возможность выбора оптимального жизненного пути, перспектив личностного и профессионального развития;

- возможность выбора наиболее подходящего партнера для выстраивания удачной личной и семейной жизни.

Практические психологические знания призваны реализовывать принцип гуманизма, роль которого обусловлена переориентацией общества с «экономического человека» (интересующего социум с точки зрения экономической ценности) на «человечного человека».

Гуманизм (с латинского humanus – человеческий, человечный) предполагает признание человека как личности и его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки степени развития общественных отношений.

Гуманизация психологической практики предусматривает:

1) содействие практического психолога созданию условий в личной и профессиональной сфере индивида, способствующих максимальному использованию им свойств своей индивидуальности;

2) совершенствование профессиональной и социальной подготовки человека, переподготовки индивида с учетом его психологических особенностей;

3) оказание помощи индивиду в понимании сути его профессиональной деятельности и проявлении им других видов активности, в определении их ценности для его личностного и профессионального развития;

4) помощь индивиду в оценке социальных и профессиональных последствий его деятельности;

5) формирование интереса к собственной индивидуальности и возможностям совершенствования своих личностных и профессиональных качеств у индивида в целях укрепления заботы о здоровье и гармоничности его личности.

Гуманизация профессиональной деятельности психолога предполагает, что такие же меры будут предприняты психологом и в отношении себя.

2.Общая характеристика практической психологии как дисциплины, исследующей специфику оказания психологической помощи. Отличие практической психологии и научно-исследовательской.

Практическая психология, как отмечалось ранее, представлена теорией и практикой. Но даже научно-практическая психология, характеризующаяся интеграцией знаний и методов из разных областей психологии, привлекаемых с целью разработки путей решения проблем, возникающих у человека в разных сферах его жизнедеятельности, имеет коренные отличия от научно-исследовательской психологии. По мнению ученых Ю.М. Забродина и В.С. Новикова, главное, что различает эти две дисциплины, - это предмет и объект изучения. Если в научно-исследовательской психологии отмечается явный разрыв с реальностью и действительной характеристикой объекта исследования из-за оторванности и некоторого абстрагирования при его изучении с условиями жизни и деятельности, характером влияния последних на него, и, напротив, то в практической психологии исследуемое представлено в системе:

- личностная структура;

- система функциональных психических состояний со своей динамикой.

Понимание сущности реального объекта обеспечивается через опору:

а) на предметное представление об исследуемом объекте, существующее в науке;

б) на реальность, в которую включен объект.

Таким образом, объектом практической психологии выступает реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую, личную) и наполненный различными жизненными проблемами, радующими и мучающими его.

Предметом практической психологии является изучение механизмов и закономерностей развития и становления личности индивида через призму разнообразия его связей и специфики его взаимодействия с разными сферами реальности, представления себя в них. По сути, предмет практической психологии представлен личностной структурой, системой функциональных психических состояний, которая у каждого индивида имеет свою динамику, в связи с учетом реальности, в которую включен человек.

В связи с объектом и предметом практической психологии достаточно четко определяется ее центральная задача – помочь конкретному человеку разобраться в себе, в многообразии сложных проблем, возникающих в его жизни, и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

Поскольку в последнее время на территории постсоветского пространства спрос на практическую психологию расширяется и усиливается, психологизируется подход индивида к выстраиванию личной и построению обыденной, профессиональной жизни, то значительно расширяется степень учета психологии в профессиональной деятельности. Эта особенность предопределяет отраслевое взаимодействие психолога с другими сферами самовыражения человека своей глубинной сущности, которое проявляется через взаимосвязь практической психологии с дисциплинами:

- общая психология (на ее основе выстраивается теоретическое обоснование особенностей изучения объекта и предмета практической психологии);

- психология личности;

- психология социальных отношений в различных группах;

- психология профессиональной деятельности;

- психология обыденной и личной жизни;

- психофизиология.

Помимо обозначенных выше внутри предметных связей отмечается тесное переплетение психологии с другими отраслями человеческой жизни и деятельности. Так в психологической практике, как отмечает М.К. Тутушкина, должны учитываться следующие области жизни индивида:

1) психология индивидуальности – ее выделение обусловлено центральным местом человека во всех сторонах его жизнедеятельности, где его неповторимость индивидуальность выходит на первое место, обеспечивая ему особое положение в социуме, а также важностью понимания им себя и других, что невозможно без знания уникальности своей природы;

2) психология взаимодействия и взаимоотношений группе – дифференциация этой области объясняется социальной природой человека, которая опосредована его вовлеченностью во множество разных по форме и сути социальных контактов;

3) психология профессиональной деятельности – ее выделение определяется трудовой активностью человека и его потребностью реализовывать себя в труде, с одной стороны, и усложнением современной профессиональной деятельности, с другой;

4) психология личной и обыденной жизни – дифференцировка ее связана с тем, что личная и бытовая сферы жизни человека отличаются широтой и многообразием.

Центральное место в практике оказания психологической помощи отведено личности индивида в своеобразии ее проявления и необходимости ее понимания себя и другого ввиду социальной заданности человеческой природы. Потребность человека в самореализации и самопредставлении продиктована его вовлеченностью в профессиональную деятельность, а современные условия труда и личной жизни требуют от человека овладения:

- условиями оптимального построения личной и обыденной жизни и профессиональной деятельности, определения специфичности этих сфер человеческого самоутверждения;

- способами и стилями конструирования обыденной жизни и профессионального пространства, выражения себя в них.

Своеобразие и детерминанты деятельностей предопределяют значимость усвоения особенностей межличностного взаимодействия, условий оптимизации своего самочувствия в группе.

Таким образом, выделение в качестве основных объектов изучения практической психологии – индивидуальности, сферы взаимодействия и взаимоотношения, профессиональной и трудовой деятельности, личной и обыденной жизни человека, вполне оправданно. Психологическая помощь востребована именно в этих областях человеческого бытия.

3. Основные виды деятельности, используемые психологической практикой для оказания психологической помощи.

Рассмотрение практической психологии как отрасли деятельности требует внимания к средствам реализации задач, поставленных перед ней. К этим средствам относятся виды деятельности, привлекаемые практической психологией для оказания помощи реальному человеку в обретении относительно стабильного благополучного самочувствия.

Практическая психология оперирует следующими видами деятельности, которые выступают в качестве средств решения задач:

1) психологическая профилактика, предусматривающая проведение постоянной работы по упреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии индивида;

2) психологическое просвещение как основное орудие психопрофилактики, которое является способом осуществления первого приобщения представителей разных профессий и различных слоев населения к психологическим знаниям и средством повышения психологической культуры членов общества;

3) психологическая диагностика как углубленное проникновение во внутренний мир индивида. Результаты обследования дают основание для заключения о необходимости или ее отсутствии в проведении последующей коррекции и мероприятий по развитию тех или иных психических и личностных свойств и качеств, совершенствованию определенных способностей;

4) психологическая коррекция как способ устранения отклонений в психическом и личностном развитии индивида;

5) психологическое консультирование как одно из средств коррекции, направленность которого связана с решением тех проблем, с которыми к психологу нуждающиеся обращаются сами, посредством организации особых форм общения. Эффективность данной деятельности обусловливается осознанием обращающихся наличия у них проблем, которое обеспечивается результативностью психопросвещения;

6) развивающая работа, нацеленная на совершенствование способностей, расширение возможностей, улучшение личностных качеств.

Главным или второстепенным будет тот или иной вид деятельности в работе практического психолога зависит от конкретных условий: степени сложности проблемы, состояния клиента и его готовности и возможностей решать проблему.

4. Факторы, определяюшие востребованность психологической помощи, видов ее оказания.

Психологическая помощь, как и любой другой вид помощи, опосредован рядом факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень жизни, свойственный обществу, но неумолима и важность сформированности у членов общества привычки самостоятельного проявления заботы о себе. Таким образом, востребованность психологической помощи предопределяется множеством детерминант:

1. Степенью демократичности общества и раскрепощённостью его граждан, ощущением ими личной свободы и независимости.

Демократичному обществу резко противопоставляются государства с двумя типами управления: жёстким тоталитарным режимом и фиксированной формой управления. В тоталитарном государстве потребность в психологической помощи сводится на нет, поскольку подобная форма управления не предусматривает наличие права у граждан в решении вопроса о необходимости каким-то образом проявлять интерес к своему состоянию, здоровью, благополучию. Прерогатива в постановке проблем подобного типа, а также выбора средств их преодоления принадлежит полностью государству. Забота о гражданах осуществляется посредством идеологического и политического патронажа населения. Самоуправление в государстве построено по принципу "пирамиды", что позволяет держать в жестком подчинении каждый иерархический уровень, принуждая его к подотчетности уровню, занимающему более высокое положение. Это делает возможным полный охват населения, начиная с момента достижения каждым гражданином сознательного возраста, в целях контроля настроений и мировоззрения масс. Помощь, оказываемая в таком государстве, имеет характер наставничества. Осуществляемый контроль предполагает применение разного рода санкций по отношению к гражданину, проявляющему "опасные настроения" в целях своевременной коррекции его поведения.

В обществе с фиксированной формой управления население чрезвычайно зажато и не имеет возможности признаться в наличных сложностях личного характера. Гражданин, осмелившийся сделать подобное заявление, тут же попадает под жёсткий контроль.

2. Уровнем экономического развития или состоянием социально- экономической сферы. Один из источников отражает следующую позицию: общество, в котором большинство граждан не имеет возможности удовлетворить свои первичные нужды, лишает людей возможности осознать свои психологические потребности и испытываемый психологический дискомфорт с тем, чтобы попытаться избавиться от гнетущего состояния. Неудовлетворенность потребностей более низшего порядка ("Пирамида" А. Маслоу) не создаёт предпосылок для вызревания потребностей более высоких иерархических уровней. В это есть доля правды. Между тем, многие специалисты отмечают, что закон иерархии потребностей, тщательно описанный А.Маслоу, не всегда срабатывает. Отсутствие возможностей удовлетворения базовой потребности в безопасности, не может полностью пресечь стремление человека к общению с другими людьми. Невозможность реализовать потребность в пище, питье, одежде и месте проживания, несомненно, отрицательно скажется на качестве жизни человека, но едва ли лишит его полностью самоуважения и стремления как-то действовать, проявлять себя, взаимодействовать с иными людьми. Психологическая практика показывает, что во время кризиса психическое самочувствие многих ухудшается (меняются социальные роли мужчины и женщины, обостряются семейные конфликты, растет непонимание между детьми и родителями), что принуждает еще чаще по разным причинам обращаться за психологической помощью и поддержкой к специалистам.

3. Уровнем психологической культуры населения. Сформированность психологической культуры населения указывает на осведомлённость членов общества о том, что многие неурядицы и проблемы в жизни имеют психологическую обусловленность. Это предполагает наличие у людей знаний о видовом многообразии психологических проблем, свойственных представителю человеческого сообщества, о тех формах, которые эти трудности могут принимать, а также предусматривает информированность членов общества об успехах использования психологической практики для повышения благополучия индивида в жизни, для улучшения его самочувствия. Высокий уровень психологической культуры населения опосредует особый характер построения межличностных отношений между людьми, основанных на принципах:

- уважение человеческой личности;

- уважение прав, свобод, достоинства личности и проявление бережливости и трепетности к соблюдению личностных границ;

- совестливость, доброжелательность;

- установка не только на личное благо, но и благополучие других людей.

Наиболее востребованными светскими видами психологической помощи не медицинского характера являются психотерапия и психоконсультирование. Тем не менее, наиболее приемлемыми в решении задачи – формирование ориентировки населения на повышение психологической культуры и тенденции проявлять внимание к своей личности и нести ответственность за благополучие своей жизни, в массовом масштабе, считаются психопрофилактика и психопросвещение. Роль диагностики в данном случае – определение меры и оптимальных форм оказания своевременной психологической помощи и поддержки населению. В этом смысле на государственном уровне эта задача решается рядом реализуемых в жизнь программ и поддерживается на уровне идеологической работы. Частично эту задачу решают разные акции и другие мероприятия, проводимые с населением, специальные выставки, в рамках которых можно получить интересующую информацию, семинары, ориентированные не только на расширение знаний, но и получение психологических умений. Существенную долю в решении задачи - распространение психологической информации - выполняют средства массовой информации: газеты, журналы, телевидение и радио. В широком масштабе для повышения психологической культуры населения используются стенды, плакаты, буклеты, листовки и прочие средства наглядности и печатной продукции. В нашем государстве приоритетными считаются меры по упреждению и недопущению возникновения психологических нарушений и отклонений, негативных явлений в психической жизни граждан. Поэтому вопросам повышения психологической культуры, личного участия граждан в заботе о своем здоровье и психологическом самочувствии, а также своих детей, близких, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны, уделяется особое внимание. Особая роль в решении данной задачи принадлежит учреждениям Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки и Министерства социальной защиты населения.

Использованная литература:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учеб. для студентов ВУЗов / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург, 1999. - 512 с.

2. Брендель С. Психологический тренинг коллектива. Психологический тренинг коллектива /С.Брендель, Ю.Шпиклис. - М.: Мир, 1984.

3. Гутковская, Е.Л. Психопрофилактика в школе: Пособие для педагогов, школьных психологов, студ. пед. высш. учеб. заведений / Е.Л. Гутковская. - Мн.: Бел. навука, 2003. – С. 45 - 62.

4. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н \Д: Феникс, 2006. – 638 - (Справочник).

5. Практическая психология. Учебник; Под ред. М.К. Тутушкиной – 2-е изд., перераб., доп. – СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 1998. – 336 с.

6. Практическая психология образования: Учебник; Под ред И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 1997. - 528 с.

Наши рекомендации