Лидерство как отношения власти.
Многие социальные теоретики (К. Жданда, Х. Герт, С. Миллз и др.) определяют лидерство как вертикальную власть, которая характеризуется способностью одного индивида доминировать над другими. Причем лидерство как властное отношение может осознаваться, а может и не осознаваться и лидером, и ведомыми. Отношения же власти понимаются ими как отношения неравенства. Иногда власть понимается как максимальное давление, которое лидер оказывает на последователей, минус максимальное сопротивление, которое последователи оказывают в противоположном направлении.
Власть расценивается как форма лидерских отношений. Сделано важное наблюдение: некоторые лидеры более чем другие, и более чем это необходимо для дела трансформируют возможности лидерства во властные отношения.
Лидерство на основе структуризации отношений.
Сторонники этой теории рассматривают лидерство как активный процесс, порождающий и поддерживающий организационную структуру. Считается, что лидерство и управление (менеджмент) равнозначны, но природа и степень активности самого лидерства меняются в различных социальных ситуациях. Лидер и последователи имеют разные стимулы для структурирования группы, причем стимул лидера в данном случае будет более сильным, поскольку, таким образом, его власть легитимизируется. В этой теории подчеркивается важная роль лидера в процессе структурирования взаимоотношений между людьми и их деятельности, особенно во вновь образовавшихся коллективах, которые не имеют такой структуры.
Приведенные выше характеристики концепций лидерства акцентировали внимание на различных аспектах лидерства. Преследовали они разные цели: от определения объекта наблюдения для эмпирических исследований в малых группах до теоретического развития данной проблемы. Многие авторы старались четко сформулировать тот особый вклад, который вносит сам лидер. Но каждое из этих определений приоткрывает лишь одну из граней природы лидерства.
Наиболее ранние из теорий характеризуют лидерство как центр группового процесса и развития. Другой тип определений рассматривает его как искусство убеждающего согласия. Более поздние определения лидерства представляют этот феномен в терминах власти. Все они существуют параллельно, что свидетельствует об одновременном развитии различных исследовательских направлений.
Лидерство многолико, оно может быть и ядром групповых тенденций, и действиями личности по достижению согласия, и отношениями влияния, и властной дифференциацией, и искусством убеждения, и эффективным взаимодействием. Но каждый из аспектов имеет разное значение для теории лидерства.
Традиционные концепции, рассмотренные выше, предполагают возможность измерения лидерства и его управленческого эффекта, который может быть определен наряду со степенью эффективности лидерства. Развитие концепций привело к формированию различных теорий лидерства и подходов к нему. Новые подходы концентрируют внимание на групповую работу, для которой лидер создает условия, а также новое видение не только решения, но и самой проблемы. Стратегическая компетентность лидера вдохновляет сотрудников. Развитие концептуальных положений лидерства привело к относительно новым его определениям. Рассмотрим основные из них – атрибутивное, харизматическое и преобразующее.
Атрибутивное лидерство
Концепция атрибутивного лидерства основана на причинно-следственных взаимосвязях между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной произошедшего. Такую связь объясняет теория атрибуции. Атрибутивный подход исходит из того, что выбор лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой сотрудников, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает выводы о поведении каждого из работников и корректирует стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.
Концепции и этические признаки, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой сотрудника. Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.
В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении последователей: степень отличия, последовательность действий и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом, т.е. является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у всей группы.
Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера, должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носят внутренний характер, то ответственность должен нести подчиненный, и к нему применяются соответствующие меры.