Спонтанная свернутая психодрама
Генерализованная агрессия не имеет стойкого характера. Когда мы придаем аффективным агрессивным разрядам ребенка игровой смысл, эмоционально положительно наполняем их и в такой форме делаем их "дозволенными", мы создаем ребенку своеобразную ситуацию "безопасности", доверия к взрослому, заинтересованности в контакте с ним. Одновременно мы повышаем его эмоциональный тонус. В этих условиях напряжение ребенка уменьшается, активность возрастает и агрессивные тенденции приобретают уже .более сложный и фиксированный характер. Они провоцируются чаще не отдельными свойствами объектов, а более общими признаками ситуаций, приобретают более избирательный характер и большую стойкость. Условно такие проявления агрессии можно назвать спонтанными свернутыми психодрамами.
Они выражаются в коротких стереотипных агрессивных действиях с игрушками, иногда сопровождаемых свернутыми речевыми комментариями. Например, девочка дверцей захлопывает игрушку в шкафу, напряженно шепча: "Закрыть! Закрыть, чтоб не вышел". Такие агрессивные вспышки обычно устойчивы. Совершая их, ребенок возбуждается, усиливаются его аутостимуляторные действия. В основе этого явления, как доказывает опыт коррекционной работы, обычно лежит ранее пережитый, но остающийся актуальным для ребенка конкретный страх. Так, в приведенном выше примере, в агрессивных действиях девочки отражался испытанный ею в прошлом сильный страх, связанный с эпизодом, когда в детском саду дети заперли ее в туалете. Таким образом,, подобная форма агрессии носит защитный характер и представляет собой самостоятельную попытку ребенка справиться со своим страхом.
Появление таких спонтанных психодрам на фоне уменьшения генерализованной агрессии в процессе коррекционной работы с аутичными детьми 2-й группы является хорошим прогностическим признаком "прорастания" у ребенка, пусть в зачаточном виде, аффективных механизмов более высокого - третьего уровня, а следовательно, и возможности формирования у него более сложных и адекватных способов аффективного реагирования.
Однако при доминировании у таких детей в целом второго уровня эти механизмы еще слишком свернуты. Психодрамой подобные устойчивые агрессивные действия можно назвать лишь условно, так как они не завершаются облегчением аффективного напряжения. Сам ребенок не может разрешить травмирующую его ситуацию, и в этом ему должен помочь взрослый.
Во-вторых, следует помнить, что при работе с аутичными детьми 2-й группы разворачивание психодрамы должно быть стремительным, одноактным. Лишь в такой форме она может быть усвоена ребенком с выраженными трудностями растягивания действия во времени, с невозможностью постепенного нагнетания и угашения аффективного напряжения. Поэтому каждое свернутое агрессивное действие, демонстрируемое ребенком, необходимо привести к моментальному положительному завершению. Например, в приведенной выше ситуации можно было бы так комментировать действия девочки: "Закрой, закрой как следует дверь, позаботиться о малыше, а то уже зима на улице, и снег идет и ветер холодный дует, пусть поспит в тепле, а то еще простудится. Какая, ты умница, что устроила ему теплый и уютный домик".
Второе условие, которое следует соблюдать при проигрывании подобных психодрам, - это первоначальная необходимость их многократного стереотипного повторения. Ребенок должен отработать, присвоить себе этот способ острого изживания актуального для него страха, с помощью, а затем и самостоятельно несколько раз проиграть его. Только после этого можно пытаться постепенно расшатать этот стереотип, "подбрасывая" ребенку в момент его наивысшего эмоционального подъема в игре какой-то новый неожиданный вариант благополучного разрешения психодрамы (лучше всего смешной).