Изменение поведения родителей и педагогов

Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из пред­полагаемых тендерных различий. Из содержания глав 1, 2, 5 и 6 видно, что гендер детей может влиять на то, чего родители и учите­ля от них ждут, а это может повлечь за собой различное отношение

к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В резуль­тате у детей могут выработаться гендерно дифференцированные на­выки и представления о себе, которые станут затем ограничивать их

возможности.

Учителей можно направлять на курсы, на которых будет гово­риться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться. Бем (Вещ, 1981) предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Так, Бем заметила, что маль­чиков и девочек часто просят построиться по отдельности; они ра­зучивают песни, в которых большие пальцы рук — это «мужчины», а остальные пальцы — «дамы»; они видят, что изображения дево­чек и мальчиков в расписаниях уроков чередуются. В классе моего сына в 1993 г. в расписании уроков можно было увидеть девочек-медведиц и мальчиков-медвежат, а также слышать песни с такими словами: «Маленькие девочки сделаны из сладостей, пряностей и всяческих любезностей... мальчики сделаны из улиток, ракушек и зеленых лягушек». Мне кажется, что даже такие гендерные разли­чия, как только что названные, которые выглядят совершенно бе­зобидными, не должны иметь место в классе, поскольку они зас­тавляют детей проводить гендерные разграничения в отношении вещей, которые играют определенную роль, например того, долж­ны ли представители их тендера демонстрировать превосходство в какой-то дисциплине. Гендерные различия также способствуют гендерной сегрегации в отношениях между детьми, предполагая, что между мальчиками и девочками существует и должен оставаться определенный барьер. Родители и педагоги часто способствуют гендерной сегрегации в школах и дома, а это ведет к дальнейшему разделению на категории на основе гендера. Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1987) рекомендуют, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправ­ные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним тендером (например, де­вочки могут играть в футбол, а мальчики — в «классики»). Посколь­ку пространственные и математические навыки, а также эмпатия являются желательными для обладания качествами, не зависящи­ми от гендера, родители и педагоги должны побуждать всех детей играть в различные игры и с игрушками, которые способствуют развитию этих навыков.

Джеклин (Jacklin, 1989) предлагает, чтобы государственные организации, такие, как Ассоциация родителей и учителей (РТА), объясняли родителям ту роль, которую играют в изучении матема­тики ожидания, основанные на половой принадлежности. В кни­гах по развитию ребенка, которые читают родители, может обсуж­даться дифференцированная социализация и то, как она способна ограничить развитие уникального потенциала их ребенка. К сожа­лению, как подметила Джеклин (Jacklin, 1989), СМИ часто непра­вильно информируют общественность в отношении исследований гендерных различий, указывая родителям, что различия между их сыновьями и дочерьми носят естественный характер и вполне ожи­даемы.

В главе 1 мы заметили, что один из путей, с помощью которого дети узнают о гендерных ролях,—это наблюдение. В главе 4 мы обратили внимание на то, что когнитивное разграничение тендеров начинается в детстве, когда мы видим мужчин и женщин, испол­няющих различные социальные роли, и обнаруживаем, что гендер является важной категорией, направляющей наше поведение. От­сюда следует, что равноправное распределение обязанностей у нас в доме и отказ от представления, что мужчинам и женщинам следу­ет выполнять определенные задания, могли бы снизить для детей значимость гендерных различий. В обсуждении половой типиза­ции, имеющей место в детстве, Сербии с коллегами (Serbin et al., 1993) предположили, что стереотипы естественны, но не явля­ются неизбежными: «факторы среды оказывают большое влияние на то, как дети узнают о стереотипах, присутствующих в их обще­стве, и перенимают их» (р. 55). Мартин (Martin, 1993) говорит, что при избытке в нашем обществе связанных с тендером факторов дети будут обязательно впитывать соответствующие стереотипы. Однако она замечает, что использование и принятие таких стерео­типов не является неизбежным, особенно если детей знакомят с ролевыми моделями, не обусловленными половой принадлежнос­тью. Когда родители выходят за рамки традиционных гендерно-ролевых схем, это может привести к тому, что установки их детей в отношении гендерных ролей изменятся. Например, в одном дол­говременном исследовании, продолжавшемся 11 лет, активное участие родителей в жизни их детей-дошкольников предопределяло поддержку подростками нетрадиционных видов занятости, а учас­тие родителей в жизни 7—9-летних предопределяло поддержку не­традиционных схем воспитания детей (Williams et al., 1992).

Однако родители не являются единственными агентами гендер-ной социализации. Гендерно-нейтральный язык в детской литера­туре и изображение в детских передачах женщин и мужчин, испол­няющих домашние и деловые роли, должны пройти долгий путь, с тем чтобы дети перестали злоупотреблять тендерным разграничени­ем. Некоторые исследования показывают, что средства массовой информации могут изменить восприятия, связанные с половыми стереотипами (Johnson & Enema, 1982; Roberts &Bachen, 1981), и мы процитировали в главе 1 ряд свидетельств, говорящих о том, что в гендерных образах в средствах массовой информации намети­лись определенные улучшения. К сожалению, традиционные тен­дерные образы будут доминировать до тех пор, пока будет считать­ся, что они помогают продавать товары и привлекать зрителей или читателей. Потребители могут иногда влиять на образы, фигуриру­ющие в средствах массовой информации, посылая письма и отка­зываясь покупать товары компаний, которые используют стереотип­ные тендерные образы. Кроме того, родители должны критически оценивать книги, фильмы и телепередачи, которые смотрят их дети, с тем чтобы у детей было меньше шансов столкнуться с поло-стереотипными образами. К примеру, Джунн с коллегами (Junnetal., 1994) обнаружили, что детские фильмы Диснея, име­ющиеся в продаже или видеопрокате, изображают представителей обоих тендеров в манере, которая является откровенно поло-сте-реотипной. Более того, поскольку эти фильмы зачастую просмат­ривают неоднократно (дети будут с удовольствием смотреть одну и ту же картину по много раз), они могут особенно способствовать привитию подобных взглядов.

Наши рекомендации