Научная и прикладная психология

Когда в 1892 г. была основана Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, АРА), в преамбуле ее устава было сказано, что ассоциация сформирована для того, чтобы «развивать психологию как науку». В 1945 г. АРА подверглась реорганизации (см. главу 12), после чего в новом уставе записали, что теперь ее миссия «развивать психологию как науку, профессию и средство повышения роста благосостояния людей». Новые фразы были не просто желанием воззвать к американской общественности, которая ценила прикладную науку выше теоретической. Они отражали фундаментальные изменения в природе психологии, в том числе появление фигуры прикладного психолога.

Основатели немецкой психологии рассматривали себя как ученых-теоретиков, изучающих функционирование разума, и не интересовались общественной полезностью своих открытий. Но как мы уже знаем, американской психологии было суждено интересоваться полезным применением больше, чем чистыми исследованиями. Американцы хотели получить такую психологию, которая учила бы их, как правильно действовать. Тем не менее, хотя первые американские психологи быстро обратились к практическому применению своей науки, они оставались академиками и учеными. Например, когда в 1899 г. Дж. Дьюи говорил, что психологи-должны поставить свою дисциплину на службу обществу, он отнюдь не имел в виду, что они сами должны заниматься практической деятельностью. Он хотел, чтобы психологи занялись изучением предметов, важных для педагогики, например научением и чтением. Результаты научных исследований психологов должны были использовать специалисты в области образования, которым следовало разработать методики для учителей. Согласно этой схеме, прикладная психология оставалась научной психологией.

Но уже тогда многие психологи предоставляли услуги организациям и отдельным гражданам. Они стремились не только разрабатывать тесты для определения интеллекта учащихся или отбора персонала, но и самостоятельно применять их и консультировать родителей или предпринимателей, переходя, таким образом, от научной работы к прикладной деятельности. В конце концов произошло разделение на теоретиков и практикующих психологов, для которых психологические услуги стали основной деятельностью и источником дохода.

После того как психологи-теоретики и практикующие психологи разделились, у них обнаружились различные социальные и экономические интересы, порой противоречащие друг другу. Ученые стремились к дальнейшим теоретическим

364 Часть V. Прикладная психология в XX веке

исследованиям и требовали от правительства их финансирования. В той мере, в какой практики зависели от прогресса научных исследований, они разделяли эти интересы, но не забывали и своих собственных. Практикующие психологи стремились к установлению профессиональных стандартов, позволяющих определить, кого считать компетентным для занятий подобной деятельностью. Поэтому они требовали государственного лицензирования. Помимо этого, они хотели расширить сферу своей деятельности. Так, когда было введено медицинское страхование, клинические психологи потребовали своего включения в эту систему. В 1945 г. АРА пришлось реорганизовать, поскольку психологи-практики стали настолько многочисленными, что их интересы стало невозможно игнорировать; этот факт получил отражение в пересмотренной преамбуле. Сегодня половину психологов США составляют практикующие психологи; в основном это клиницисты (L. Benjamin, 1996). В этой и следующих главах мы проследим развитие прикладной психологии. Основное внимание будет уделено США. Дело в том, что, хотя основной инструмент прикладной психологии — тест интеллектуальных способностей — был изобретен в Европе, в США прикладная психология достигла наибольшего расцвета. Более половины психологов мира работают в Соединенных Штатах (L. Benjamin, 1996).

Наши рекомендации