Эстетическая впечатлительность
Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Вероятно, отмечает Л.Т. Ямпольский, – этот фактор может быть соотнесен с представлениями И.П. Павлова о «художественном» и «мыслительном» типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать художественному типу с чувственным, конкретно-образным мышлением, с выраженным восприятием действительности, а область низких значений – мыслительному типу с относительным преобладанием второй сигнальной системы, характеризующейся гипертрофией абстрактного мышления.
1–2 / 0–5 – отличает рассудочность, абстрактный тип мышления и восприятия. Ко всему в жизни подходит с логической меркой, всему старается найти рациональное объяснение. Обычно очень практичен, трезво оценивает обстоятельства и людей;
3–7 / 6–10 – отличается критичностью мышления, настороженно относится к авторитетам и нестандартным ситуациям. В меру чувствителен и утончен, имеет хороший художественный вкус. В жизни в равной степени руководствуется как логикой и разумом, так и эмоциями;
8–10 / 11–15 – наделен богатым воображением, фантазией, увлекающаяся и эмоциональная натура. В поведении не хватает чувства ответственности и реализма, в суждениях-зрелости и здравомыслия. Больше доверяет собственным симпатиям и привязанностям, чем логике и расчету событий.
Женственность
Измеряет степень идентификации испытуемого с женской ролью, предписываемой культурой и обществом. Шкала фиксирует склонность к волнениям, к самооценке и самоанализу, скромность в поведении, погруженность в личные проблемы. Однако фиксация погруженности в личные проблемы и переживания не несет невротической и инфантильной природы.
0–1 / 0–1 – смел, предприимчив, стремится к самоутверждению, склонен к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования. Любит чувственные удовольствия, верит в силу, а не в искусство, снисходительно относится к своим слабостям;
2–5 / 2–5 – обычно практичен, трезв и реалистичен, но вместе с тем не прочь пофантазировать, поразмышлять о себе и других людях, о жизни и событиях, иногда любит пофилософствовать. В поведении не всегда хватает смелости, решительности и настойчивости. Если его заинтересовать, становится уступчив, мягок. Иногда способен пойти на риск, но только после всестороннего обдумывания своих действий и учета последствий;
6–10 / 6–10 – чувствителен, склонен к волнениям, мягок, уступчив, скромен в поведении. Испытывает тягу к фантазированию и эстетическим занятиям. Чаще всего озабочен личными проблемами, склонен к самоанализу и самокритике. Пассивен, зависим, избегает соперничества, легко уступает, подчиняется, охотно принимает помощь и поддержку.
Б. Шкалы верхнего уровня
11. Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор «психическая неуравновешенность» указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потерю контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения.
12. Асоциальность. Оценивает социальную приспособленность. Шкала сформировалась из вопросов двух шкал третьего уровня – «совестливость» и «расторможенность». Данная шкала была подвергнута экспертной проверке. Эксперты-учителя в школе, педагоги и мастера в профтехучилищах ранжировали учащихся по следующим признакам: дисциплинированность», «степень идентификации с социальными нормами», «совестливость». Статический анализ (ранговая корреляция) зафиксировал тесную связь между результатами тестирования и оценками экспертов, что позволяет не согласиться с некоторыми утверждениями о том, что фактор «асоциальность» фактически не что иное, как шкала «лжи», особенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экспертизы. Можно предположить правомерность такого допущения для взрослой выборки (лицам старше 20 лет), а не для подросткового и юношеского возраста. Фактор «асоциальность» описывает «социопатическую личность», характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и труднокорригируемыми асоциальными реакциями.
13. Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной контактности личности. Аналогичные по содержанию факторы имеются в моделях личности Г. Айзенка и Р.Б. Кэттелла. В настоящем опроснике оценка по шкале «интроверсия» получена путем обобщения трех шкал нижнего уровня: «общая активность», «робость» и «общительность». Фактор «интроверсия» измеряет уровень активности личности в коллективе, степень включенности в общественные виды деятельности.
14. Сензитивность. Шкала предназначена для измерения тонкости эмоциональных переживаний. Она является шкалой, обобщающей информацию от шкал нижнего уровня: «эстетической впечатлительности» и «женственности». Данная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное восприятие окружающего, учтивость, вежливость, деликатность, эмоциональную зрелость. Диагностирует широту интересов и духовные ценности.
Таким образом, все четыре фактора верхнего уровня выступают как «воедино связанная совокупность внутренних условий», модифицирующих социальное поведение индивида, т.е. реакция подростка на социальную ситуацию микросоциального окружения зависит от степени выраженности анализируемых черт личности.
Психологическая типология личности (К.Юнг)
Назначение:Данная методика предложена К.Юнгом для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.
Опросник
1. | Что вы предпочитаете? |
А) немного близких друзей. | |
Б) большую товарищескую компанию. | |
2. | Какие книги вы предпочитаете читать? |
А) с занимательным сюжетом. | |
Б) с раскрытием переживаний героев. | |
3. | Что вы скорее можете допустить в работе? |
А) опоздание. | |
Б) ошибки. | |
4. | Если вы совершите дурной поступок, то: |
А) остро переживаете. | |
Б) острых переживаний нет. | |
5. | Как вы сходитесь с людьми? |
А) быстро. Легко. | |
Б) медленно, осторожно. | |
6. | Считаете ли вы себя обидчивым? |
А)да. | |
Б)нет. | |
7. | Склонны ли вы хохотать, смеяться от души? |
А) да. | |
Б) нет. | |
8. | Считаете ли вы себя? |
А) молчаливым. | |
Б) разговорчивым. | |
9. | Откровенны вы или скрытны? |
А).откровенен | |
Б) скрытен. | |
10. | Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний? |
А) да | |
Б) нет. | |
11. | Находясь в обществе, вы предпочитаете |
А) говорить. | |
Б) слушать. | |
12. | Часто ли вы переживаете недовольство собой: |
А) да. | |
Б) нет. | |
13. | Любите ли вы что-нибудь организовывать? |
А) да | |
Б) нет. | |
14. | Хотелось бы вам вести интимный дневник? |
А) да | |
Б) нет. | |
15. | Быстро ли вы переходите от решения к исполнению? |
А) да | |
Б) нет | |
16. | Легко ли меняете ваше настроение? |
А) да | |
Б) нет | |
17. | Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды? |
А) да | |
Б)нет | |
18. | Ваши движения: |
А) быстры | |
Б) замедленны | |
19. | Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях. |
А) часто | |
Б) редко | |
20. | В затруднительных случаях: |
А) спешите обратиться за помощью к другим. | |
Б) не любите обращаться. |