Занятие 10.14 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. УСТРАНЕНИЕ «ПРОТИВОРЕЧИЙ» В КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ
Вводные замечания. При составлении характеристики, в нее включаются интерпретации тех шкальных оценок, которые получены в результате тестирования.
В разных методиках могут встречаться похоже названные факторы. Но несмотря на сходные названия, смысловая нагрузка этих факторов различна. Следовательно, интерпретация результатов по этим факторам тоже будет различна и противоречить друг другу не будет. Для психолога эти различия понятны и очевидны. Но те люди, для которых составляется характеристика, не обязаны знать эти различия, и им может показаться противоречивым, что в тексте характеристики встречаются одновременно две «противоположные» интерпретации, например «спокойный, расслабленный, нефрустрированный (фактор Q4 - «фрустрационная тревожность» по Кэттеллу)» и «напряженный, взвинченный, ожидающий опасности даже в спокойной ситуации» («тревожность» по шкале Тейлор). При составлении характеристики для обследуемого или для какого-либо третьего лица, следует откорректировать текст таким образом, чтобы не возникало впечатления несогласованности, противоречивости информации. Коррекцию можно проводить двумя способами:
1) исключение из текста характеристики одного из «противоречий»;
2) составление альтернативного варианта, например:
- «спокойный, расслабленный, нефрустрированный» (Кэттелл),
- «напряженный, взвинченный, ожидающий опасности даже в спокойной ситуации»(Тейлор),
- альтернатива: «готов довольствоваться малым, редко бывает заинтересован чем-либо, как правило, удовлетворен любым положением дел, при этом испытывает эмоциональное напряжение, связанное с ожиданием неприятностей даже в спокойной ситуации». То есть характеристика, предоставляемая обследуемому или какому-либо третьему лицу, должна быть написана доступным языком, без профессиональных терминов и кажущихся противоречий.
Цель занятия. Научиться обнаруживать и фиксировать «противоречия», составлять альтернативные интерпретации. (Работа выполняется в паре.)
Материалы (оснащение). Два рядом расположенных компьютера с установленными на них психодиагностическими системами «Монада», описание методик.
Порядок работы
1. Ввести в психодиагностическую систему «Монаду» данные о «противоречиях» между факторами ОСТ и 16-факторного опросника Кэттелла.
1.1. Запустить на обоих компьютерах «Монаду».
1.2. Войти в режим «создание методики»/«ввод текстов интерпретации результатов».
1.3. На одном компьютере выбрать в качестве текущей методику Кэттелла, на втором - методику OCT.
1.4.Осуществить на обоих компьютерах одинаковый выбор в окнах «тип характеристики»,«пол»,«блок».
1.5. Выбирая на одном компьютере факторы Кэттелла, а на втором - шкалы ОСТ, поочередно просмотреть интерпретацию по каждому интервалу, войдя в окно «интервалы».
1.6. Зафиксировать в таблице значения интервалов для обнаруженных «противоречий» в интерпретациях (табл. 10.14.1).
Таблица 10.14.1
Таблица анализа противоречий
Номер | Фактор Кэттелла | Границы интервала | Фактор ОСТ | Границы интервала |
Шкалы 16-факторного опросника Кэттелла:
- фактор А: шизотимия - циклотимия;
- фактор В - интеллектуальное развитие;
- фактор С - эмоциональная неустойчивость-устойчивость;
- фактор Е - конформность-доминантность;
- фактор F: сдержанность-беспечность;
- фактор G: моральный контроль поведения;
- фактор Н: робость-смелость;
- фактор I: жесткость-мягкость;
- фактор L: доверчивость-подозрительность;
- фактор М: практичность-мечтательность;
- фактор N: наивность-проницательность;
- факторО: самоуверенность - чувство вины;
- фактор Q1: консерватизм-радикализм;
- фактор Q2: зависимость от группы - самостоятельность;
- фактор Q3:самоконтроль;
- фактор Q4: фрустрационная тревожность (расслабленность-напряженность).
Шкалы опросника ОСТ:
- шкала «Эргичность» - потребность в деятельности, уровень активации и жизненного тонуса;
- шкала «Социальная эргичность» - потребность в социальном контакте социальная активность;
- шкала «Пластичность» - переключение с одного вида деятельности на другую, выбор форм предметной деятельности;
- шкала «Социальная пластичность» - включение в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в социальные контакты;
- шкала «Темп» - скорость выполнения операций при выполнении предметной деятельности;
- шкала «Социальный темп» - скорость вербализации, быстрота говорения;
- шкала «Эмоциональность» - уровень чувствительности к результатам взаимодействия с внешней средой, уровень тревожности;
- шкала «Социальная эмоциональность» - эмоциональность в коммуникативной сфере.
1.7. На одном из компьютеров войти в режим «фиксация противоречий в интерпретациях» и перенести данные из таблицы в соответствующие окна. После ввода каждой пары необходимо выполнять операцию «запись».
2. Ввести альтернативные интерпретации для противоречивых фрагментов.
2.1. Ввести биосоциальные признаки на условного обследуемого: «Противоречия», «Между Кэттелл и ОСТ», «СПб», «текущая дата», «пол» - см. п.1.3, остальные данные на этого обследуемого - произвольные.
2.2. В режиме «работа с методикой»/«ввод данных с бланка» ввести шкальные оценки по Кэттеллу и ОСТ в соответствующее окно, таким образом, чтобы получить максимальное количество противоречий.
2.3. Перейти в режим «генерация непротиворечивой характеристики» и запустить генерацию характеристики для одного человека в пошаговом режиме.
2.4. При обнаружении противоречий компьютер подаст звуковой сигнал и выдаст на экран окно управления противоречиями. Выполнив операцию «выбор», активизировать окно «альтернативный текст интерпретации». С помощью операции «ввод» ввести текст альтернативной интерпретации.
2.5. Операцией «запись» набранный текст вносится в характеристику и фиксируется в базе данных системы.
2.6. При обнаружении следующего противоречия повторить п. 2.4 и п. 2.5. соответственно.
2.7. По окончании генерации непротиворечивой характеристики сохранить ее с помощью операции «вывод».
3. В любом текстовом редакторе оформить и подготовить для печати текст полученной характеристики.
Контрольные вопросы
1. Почему не предусмотрена фиксация противоречий между психологическими блоками характеристики?
2. В каком из типов характеристик противоречий будет меньше?
3. Как использовать таблицу противоречий для личной характеристики при фиксации противоречий в характеристике для третьего лица?