Возрастной кризис, как этап развития личности.
Надо отметить, что следует отличать кризис возрастного развития от кризиса личности человека. Первый возникает в связи с возрастной динамикой психики, а второй – в результате создавшихся социально-психологических обстоятельств, в которые человек попадает неожиданно для себя и испытывает в них отрицательные переживания, повлекшие за собой внутреннюю перестройку психики и поведения.
Возрастной кризис рассматривается с одной стороны как этап развития, а с другой – как механизм развития. Обе эти характеристики кризиса развития были обоснованы Л.С. Выготским. Сущность кризиса кроется в перестройке внутренних переживаний, в изменении потребностей и побуждений при взаимодействии со средой. Таким образом, кризис возрастного развития имеет следующие характеристики:
= это есть естественный этап психического развития;
= завершает (отделяет) каждый возрастной период и появляется на стыке двух возрастов;
= в основе лежит противоречие между средой и отношением к ней;
= результатом кризиса развития становится преобразование психики и поведения.
Кризис развития имеет две стороны. Первая – негативная, разрушительная сторона. Она говорит о том, что во время кризиса идет задержка психического развития, отмирание и свертывание раннее приобретенных психических образований, умений и навыков. Другая сторона кризиса возрастного развития – позитивная, конструктивная, которая сигнализирует о появлении положительных изменений (новообразований и новой социальной ситуации развития), составляющих смысл каждого переломного периода.
Л. С. Выготский выделяет следующие стадии течения кризиса развития.
I. Предкризис. Возникает противоречие между средой и отношением человека к ней.
II. Собственно кризис. На этой стадии идет временное максимальное обострение психологических проблем личностного и межличностного характера, где можно наблюдать определенную степень отклонения от возрастной нормы в психофизическом развитии.
III. Посткризис. Это время разрешения противоречий через образование новой социальной ситуации развития, гармонии между ее составляющими.
2. Соотношение понятий «возрастной» и «личный»
Кризис личности (личностный кризис) – это критический момент в функционировании личности, находящейся в ситуации, когда реализация жизненного замысла оказывается крайне затруднительной или невозможной. Ситуация, фрустрирующая жизненные смыслы, определяется как критическая ситуация. Личностный кризис – это специфические психологические переживания человека, находящегося в критической ситуации. Критическая ситуация связана с внутренними и внешними событиями, происходящими в жизни человека. Жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей личности, и при этом ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.
Кризис возрастной - период в жизни человека, когда в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год) выявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок. Особенностью кризисных периодов является то, что часть детей становятся в это время трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты с окружающими, испытывают болезненные, тяжелые переживания и т. д. Например, ребенок трех лет на какое-то время может стать упрямым, вредным и своевольным. В семь лет на определенный промежуток времени у детей нарушается психическое равновесие, наблюдается неустойчивость воли, настроения и т. п. У тринадцатилетнего подростка понижается работоспособность, снижается успеваемость в школе и т. д. Главное содержание каждого кризисного периода составляют положительные изменения. Так, в семь лет наряду с негативизмом возрастает самостоятельность ребенка, разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми. Протекание кризисных периодов зависит от многих жизненных обстоятельств, подготовленности и способностей учителей, особенностей психологической атмосферы и воспитания в семье. Менее изучены кризисы в зрелые периоды жизни и старости. Здесь главное — сама личность, ее психическое здоровье, профессиональные успехи