Тема 2. Невербальные средства общения

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Тема 1. Понятие общения: сущность и содержание. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие.

Тема 2. Невербальные средства общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Феномен конгруэнтности. Ведущие репрезентативные системы.

Тема 3. Вербальные средства и процесс слушания в деловой коммуникации. Человеческая речь как источник информации. Виды речевой деятельности.

Тема 4. Технологии различных формделового общения. Деловая беседа. Виды деловой беседы в зависимости от уровня делового общения.

Тема 5. Общение в различных жизненных ситуациях. Общение с трудными собеседниками. Формы, методы, рекомендации по созданию благоприятной атмосферы в ходе общения. Противодействие манипуляциям.

Примерная тематика вопросов для самостоятельной работы, рефератов и курсовых работ.

Примерный перечень вопросов к зачету.

Список литературы

Интернет-ресурсы для изучения курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель курса: способствовать формированию у слушателей психологической культуры общения.

2. Задачи курса: дать представление о видах и стилях общения;

познакомить слушателей с основными феноменами общения, особенностями межличностного восприятия коммуникации и взаимодействия в общении; раскрыть специфику и особенности общения как социально-психологического явления, показать сложность его строения и неоднозначность связей личности и результатов общения; с помощью практических приемов помочь обучающимся выработать ряд коммуникативных навыков, необходимых в сфере активного общения; повысить личностные ресурсы обучаемых (коммуникабельность, способствовать формированию трезвой самооценки и позитивного мышления; научить слушателей осмысливать различные факторы затрудненного и незатрудненного общения, прогнозировать поведение субъекта общения в проблематичных ситуациях; продемонстрировать значимость выявленных закономерностей для понимания и решения духовно-психологических проблем общения, организации его различных форм, для развития и коррекции общения.

Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании изучения курса слушатели должны: обрести знания и навыки, позволяющие им оптимизировать коммуникационные процессы. Знания и умения, вырабатывающиеся в рамках данной дисциплины должны соответствовать ее задачам. Преподавание дисциплины предполагает проведение лекционных занятий, деловых игр, экспресс-диагностики стиля общения и коммуникативных навыков, индивидуальных занятий, а также активную самостоятельную работу слушателей, направляемую преподавателем.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.Понятие общения: сущность и содержание

Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие. Определение общения. Общение как передача информации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.

Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, эффект порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.

Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды транскакций (дополнительные, скрытые).

Пространство взаимодействия: вертикальная составляющая (пристройки «сверху», «на равных», «снизу»); горизонтальная составляющая (интимное, личное, социальное, публичное расстояние).

Сценарии взаимодействия. Ролевое поведение в общении.

Определение делового общения. Виды делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, манипулятивное, ритуальное и др.

Факторы выбора стиля в общении. Стили общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический; дружественный, заигрывающий, подавляющий, творческий, деловой.

Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор (полемика, дискуссия), деловые совещания, публичное выступление, деловая переписка.

Тема 2. Невербальные средства общения

Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Феномен конгруэнтности. Ведущие репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая.

Жестология (жесты иллюстраторы, регуляторы, демонстраторы, адаптеры, аффекторы). Мимика (динамика мышц лица): подвижность – неподвижность, своевременность – несвоевременность, адекватность – неадекватность.

Позы: открытые и закрытые.

Проксемика – организация пространства общения. Взаимное расположение партнеров в процессе общения.

Взгляд (деловой, светский, интимный): направление, выражение, продолжительность.

Паралингвистика (смех, шепот, вздохи, хмыканья, паузы, плач).

Экстралингвистика – высота голоса, тембр, темп, ритм, интонация.

Наши рекомендации